double arrow

Тема  Анализ финансовых результатов и рентабельности продукции

1

Тема  Маржинальный анализ в управлении соотношением издержки-объем-прибыль

Анализом взаимосвязи поведения затрат, объема производства и их влияние на прибыль занимается методика CVP-анализа. В русскоязычной экономической литературе используют также следующие синонимы: маржинальный анализ, операционный анализ.

       Менеджеры должны понимать взаимодействие затрат, продаж и прибыли при планировании и принятии управленческих решений.

       Применение методики CVP-анализа основывается на ряде допущений.

Допущение 1.  Взаимосвязь затрат, объемов продаж и прибыли рассматривается в рамках одного производственного (операционного) цикла

 

В процессе разработки нового товара CVP-анализ используется для оценки различных комбинаций переменных затрат, связанных с рентабельным производством товара при заданной величине спроса. Это позволяет определить способ производства товара, его внешний облик, который отвечал бы ожиданиям покупателей по качеству и цене и при этом приносил бы предприятию прибыль. 

Ключевой моделью CVP-анализа является уравнение прибыли:

PR =TR-TC,   где

PR– операционная прибыль (profit)

TR–совокупные доходы (total revenue) 

TC– совокупные затраты (total cost)

И доходы, и затраты зависят от изменения в количестве выпуска продукции.

 

Допущение 2. Для целей анализа принимается допущение, что объем выпуска и объем продаж равны

 

Если выразить уравнение прибыли через объем выпущенной продукции, можно увидеть влияние доходов, затрат и объема продаж на величину прибыли организации.

 

TR = p×x,   где

p – продажная цена

x - объем продукции

Совокупные затраты можно разделить на постоянные и переменные. Получится, что:

 

TC = v×x + F,  где

v – средние переменные затраты на единицу продукции

F – постоянные затраты за период

 

Допущение 3. Рассмотрение взаимосвязи затрат, объемов продаж и прибыли основано на делении затрат на переменные и постоянные

 

Преобразовывая уравнение прибыли, получаем следующую модель:

PR = p×x - v×x – F

Выносим объем за скобки:

PR = (p-v) ×x – F

       В полученной модели получаем новый аналитический показатель MDмаржинальный доход или валовая прибыль [(p-v) ×x]. То есть доход от продажи такого количества продукции, которое способно покрыть постоянные расходы и обеспечить заданный уровень прибыли. Используется также понятие маржинальный доход на единицу продукции (p-v) (md).




Предположим фирма «СпортАвто» является дилером спортивных машин. В течение месяца было приобретено 30 машин и продано в среднем по 30 000 д.ед. за каждую. Средние переменные издержки по каждой машине составили 22 000 д.ед. Постоянные затраты фирмы за этот период составляют 200 000 д.ед. Используя уравнение прибыли, определим, что финансовый результат в отчетном месяце составит:

 

PR = (           –           ) ×    –            =

 

В данном случае операционная прибыль получена алгебраически, ее также можно найти в отчете о прибылях и убытках фирмы.

 

Отчет о прибылях и убытках за месяц, «СпортАвто»

 

Продажи за минусом 900 000
Стоимость машин 630 000
Управленческие и коммерческие расходы 30 000
Маржинальный доход 240 000
Постоянные затраты 200 000
Операционная прибыль 40 000

           

Предположим, что фирма ожидает увеличения продаж в следующем месяце. Менеджер задает 2 вопроса:

1. Сколько машин нужно продать, чтобы покрыть расходы?

2. Какой объем продаж обеспечит операционную прибыль в 120 000?

 

Для ответа на второй вопрос необходимо найти целевой объем продаж для целевой прибыли. Менеджеров интересует целевой объем продаж как в натуральном, так и в стоимостном выражении.



Целевой объем продаж в натуральном выражении:

хцел = (F + PRцел)/md

xцел = (            +          ) /         =        машин

Целевой объем продаж в стоимостном выражении определяется с помощью коэффициента покрытия, который рассчитывается как отношение маржинального дохода на единицу к цене продаж. Для данного примера коэффициент покрытия составляет:

 

      /            =

 

Коэффициент покрытия можно рассчитать также по всему объему продаж:

 

      /            =

 

Используя коэффициент покрытия, целевой объем продаж в д.ед. составит:

цел = (F + PRцел) / kп

Для фирмы «СпортАвто»:

цел  = (          +           ) /        =                  д.ед.

Найдем точку безубыточности – точку, в которой прибыль равна нулю. Точка безубыточности в натуральных единицах определяется по формуле:

 

хкр = F / md

 

Для фирмы «СпортАвто»:

хкр =                 /            =         автомобилей

Для того, чтобы фирма сработала безубыточно, она должна продать       машин. Каждая следующая проданная машина увеличивает на            д.ед.

Точка безубыточности в стоимостном выражении составляет:

кр = F / kп

Для фирмы pхкр =           /          =

 

Разность между фактическим и критическим объемом продаж составляет запас финансовой прочности. Этот показатель измеряется в натуральном, стоимостном и относительном выражении:

S (шт.) = хфакт - хкр

S (д.ед.) = pхфакт - pхкр

S (%) = [(pхфакт - pхкр)/ pхфакт]× 100%

Менеджеры «СпортАвто» в отчетном месяце зарегистрируют запас финансовой прочности в размере  –  = машин;           –          =           д. ед., или             %

 

Сила операционного рычага (Lx) показывает, на сколько процентов увеличится прибыль предприятия при росте объема сбыта (выручки) на 1 % (при неизменных ценах реализации):

Lx = MD /PR

Для деятельности фирмы «СпортАвто» в феврале характерна такая сила операционного рычага:        /         = . Это означает, что при увеличении продаж на 1 % прирост прибыли составит       %. Это достаточно высокая зависимость, поскольку сила производственного рычага действует в обе стороны.

Сила производственного рычага и запас финансовой прочности являются обратно пропорциональными величинами:

Lx = 1 / S

Наиболее высокий эффект операционного рычага проявляется около точки безубыточности. По мере удаления от нее сила  операционного рычага затухает.

 

 

Тема  Анализ финансовых результатов и рентабельности продукции

 

Финансовый результат является обобщающим показателем, характеризующим эффективность текущей деятельности предприятия, а также индикатором привлекательности организации для партнеров по бизнесу, кредиторов, инвесторов. Финансовый результат выражается в сумме полученных доходов или прибыли.  

Менеджеров, прежде всего, интересует прибыль от продаж, которая характеризует эффективность управления текущей производственной деятельностью.

Для анализа финансовых результатов используется форма бухгалтерской отчетности «Отчет о прибылях и убытках».

На 1 этапе проводится анализ реализации продукции и объема выручки. С этой целью внимательно изучаются основные источники получения выручки, их структура и стабильность источников получения выручки.

На 2 этапе в дополнение к анализу реализации изучается уровень и динамика себестоимости продукции, в частности, соотношение уровня затрат и уровня валовой прибыли.

На 3 этапе проводится изучение состава и структуры финансового результата организации.

4 этап – оценка конечного результата – прибыли до налогообложения

 

Рассмотрим формирование отдельных групп финансовых результатов и их динамику на примере деятельности ОАО «АВС». Анализ отчета о прибылях и убытках проводится в таблице следующей формы:

Табл. А

Показатели

Базовый год

Отчетный год

Темп роста, %

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

тыс. руб. В % к реализации тыс. руб. В % к реализации
1 Выручка 281 314   351 643      
2 Себестоимость продаж 177 753   228 823      
3 Валовая прибыль 103 561   122 823      
4 Управленческие, коммерческие расходы 61 909   74 923      
5 Прибыль от продаж 41 652   47 900      
6 Сальдо операционных результатов - 4166 × -938 ×    
7 Сальдо внереализационных результатов 148 × -137 ×    
8 Прибыль до налогообложения 37 634 × 46 825 ×    
9 Налоги 9446 × 11 785 ×    
10 Чистая прибыль 28 188 × 35 040 ×    

 

По данным таблицы можно сделать вывод, что соотношение отдельных видов финансовых результатов у ОАО «АВС» не оптимально. Базовое соотношение темпов роста финансовых результатов не реализована – констатируем опережающий рост затрат по сравнению с выручкой и прибылями. 

 

В ходе дальнейшего анализа изучается влияние различных факторов на формирование отдельных показателей прибыли. По данным формы №2 можно рассчитать влияние на прибыль от продаж следующих факторов:

· Изменения объема продаж

· Изменение уровня валовой прибыли

· Изменение уровня управленческих и коммерческих расходов

По данным табл. А общее отклонение прибыли от продаж составило 6248 тыс. руб., в том числе за счет:

1. роста продаж на         % (стр. 1)

Прибыль от продажбаз ×Т р Продажи =                 ×           =                 тыс. руб.

2. изменения уровня валовой прибыли (по данным столбцов 2 и 4, стр. 3):

Δ УВП × Продажиотч = (          –          ) ×                =                тыс. руб.

3. изменения уровня управленческих и коммерческих расходов (УКР) (столбцы 2 и 4, стр. 4; обратное влияние) 

- (ΔУУКР × Продажиотч) = - [(         -        ) ×          ] =           тыс. руб.

Анализ финансовых результатов организации завершается оценкой эффективности ее текущей деятельности на основе показателей рентабельности.

 

Показатели рентабельности:

Экономическое содержание

Значение показателей

Оценка

Отчетный год Предыдущий год Изменение в % пунктах Темп роста, %
Валовой прибыли   (Валовая прибыль/ Продажи) Характеризует эффективность производственной деятельности организации 36,8133 34,9283    
Прибыли от продаж   (Прибыль от продаж / Продажи) Характеризует эффективность не только производственной, но и управленческой и коммерческой деятельности организации 14,5062 13,6218    
Прибыли до налогообложения   (Прибыль до налогообложения / Общая сумма доходов от основной, операционной, внереализационной деятельности) Характеризует эффективность не только текущей деятельности организации, но и результаты от прочих хозяйственных операций 12,5937 12,523    
По чистой прибыли   (Чистая прибыль / Общая сумма доходов) Характеризует эффективность всей деятельности организации, включая использование прав по налогообложению 9,4327 9,3712    

 

Темпы роста валовой прибыли сопоставимы по величине с темпами роста других показателей прибыли. При росте всех видов прибыли показатели рентабельности                   . Это свидетельствует о              эффективности как основной деятельности, так и прочих хозяйственных операций, что                            отражается на рентабельности.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
1

Сейчас читают про: