Тема № 9 «возрастные особенности личности от 17 до 40 лет»

 

Знание особенностей психического развития детей юношеского возраста должно содействовать решению вопросов, стоящих перед практической деятельностью врача-стоматолога. Знания о критериях уровня психического развития позволяют установить более точный прогноз выздоровления пациента.

 

Цель занятия:

Знать границы возрастных периодов, сущность кризисов и содержание новообразований соответствующих периодов, основные проявления смены этапов развития, показатели нормального психического развития. Знания особенностей развития эмоциональной и познавательных сфер юношеского и взрослого периодов; особенностей общения человека с окружающими; возможных проблем, возникающих в связи с жизненными и возрастными кризисами, позволяют врачу сформировать представление о специфике взаимодействия врача-стоматолога с людьми  данных возрастных периодов.

Уметь видеть кризисные черты в развитии человека.

Иметь представление об особенностях развития психики человека от 17 до 40 лет.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологическое содержание юношеского возраста. Кризис 17 лет.

2. Психологическое содержание развития человека в период от 17 до 20 года.

3. Психологическое содержание развития человека в возрасте 21-40 лет:

- особенности развития эмоциональной сферы;

- особенности развития познавательной сферы;

- особенности развития сферы общения.

4. Кризис «середины жизни».

 

Литература основная:

1. Материалы лекции.

2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.267-268.

3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. Гл.16.

Литература дополнительная:

1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. С.40-196.

2. Детская практическая психология: учебник / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2003. С.58-69.

3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. – М., 1999. С.58-81.

4. Немов Р.С. Психология. В 2-х т. – М., 2000. Т.2. Гл. 3-4. Гл.9. Гл. 23.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие. – М., 1994. С.234-280.

6. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2004, 2007. Гл.15. (§ 15.4, 15.5).

7. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.8.

 

Темы докладов:

1. Юношеский возраст.

2. Литература:

1) Грановская Р.И. Элементы практической психологии. – Л., 1988.

2) Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М., 1980.

ТЕМА № 10 «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОСЛЕ 40 ЛЕТ»

 

Знание особенностей психического развития зрелого возраста позволит врачу-стоматологу сформировать правильную стратегию общения с пациентом и его родственниками.

 

Цель занятия:

Знать особенности познавательной и эмоциональной сферы личности зрелого и старческого возраста.

Иметь представление о процессах, лежащих в основе кризисов зрелости и старческого периодов; о возможных вариантах течения данных кризисов.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Средняя зрелость (взрослость) от 40 до 60 лет. Особенности познавательной сферы, эмоциональной сферы, общения.

2. Кризис 40 лет.

3. Поздняя зрелость (после 60 лет). Психологические особенности: познавательной и эмоциональной сферы, общения.

Литература основная:

1. Материалы лекции.

2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.268-269.

3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004. Гл.16. (8.5, 8.6).

Литература дополнительная:

1. Психология. Учебник. / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2004. Гл. 15 (§ 15.6, 15.7).

2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: т.2 – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 381 с. Глава 23, 24.

3. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии: Учебник для средних медицинских учебных заведений. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.8.

ТЕМА № 11: «ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ»

 

Благополучный климат и отношения в семье являются источником здоровья. Знание особенностей формирования семьи, причин неблагополучия и их последствий помогут врачу-стоматологу сформировать правильную стратегию лечения больного.

Цель занятия:

Знать основные понятия семейной психологии (семья, психологический климат семьи и др.).

Уметь определять возможные отклонения в семейном воспитании.

Иметь представление об основных закономерностях семейного цикла.

Вопросы для обсуждения:

1. Семья. Функции семьи. Особенности функциональной и дисфункциональной семьи.

2. Семья как система. Структура семьи. Границы семейной структуры.

3. Этапы семейного цикла.

4. Кризисы семейной жизни. Развод.

5. Стили семейного воспитания.

6. Семья как источник заболеваний.

Литература основная:

1. Материалы лекции.

2. Основы психологии семьи: Учебное пособие для студентов лечебного и педиатрического факультетов. – Ярославль, 2007.

Литература дополнительная:

1. Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании. - Калининград, 1999.

2. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л., 1979.

3. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.6.

4. Эйдемилер Э.Г., Юстицкис В.Ю. Психология и психотерапия семьи. – Калининград, 1999.

Темы докладов:

1. Модели общения в семье.

2. Методы исследования семейных отношений.

3. Порядок рождения детей по А.Адлеру.

Литература:

1) Навайтис Г. Семья в психологическом консультировании. - Калининград, 1999.

2) Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

3) Эйдемилер Э.Г., Юстицкис В.Ю. Психология и психотерапия семьи. – Калининград, 1999.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: