Адекватное функционирование познавательных психических процессов обеспечивает полноценную адаптацию человека к условиям окружающей среды, поддерживая высокий уровень активности. Познавательные психические процессы, являясь сквозными, оказывают влияние на деятельность человека, во многом предопределяя успешность ее осуществления.
Цель занятия:
Знать: основные психологические характеристики ощущений и восприятия, внимания, воображения;
Иметь представление: об участии психических процессов в обеспечении различных сторон учебной и профессиональной деятельности врача.
Вопросы для обсуждения:
1. Ощущение: определение, виды, свойства.
2. Восприятие: определение, виды, свойства.
3. Внимание: определение, виды, свойства.
4. Воображение: определение, виды, функции.
5. Значение ощущения, восприятия, внимания, воображения в учебной и профессиональной врачебной деятельности.
Литература основная:
1. Материалы лекции.
2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.51-65, С.88-90.
|
|
Литература дополнительная:
1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 2-е изд. – Л., 1988.
2. Бедрин Л.М, Урванцев Л.П. Психология и деонтология в работе врача. – Ярославль, 1988.
3. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2004. Гл. 4 (§ 4.1, 4.2,), гл.11.
4. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х т. Т.1. – М., 2000. Раздел 2. Гл. 7,8,10.
5. Психология в медицине. Методические рекомендации. – Ярославль, 1997. Вып.1-4.
6. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. Гл.3,5.
7. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.3 (§ 3.1, § 3.2, § 3.3).
ТЕМА № 3 «ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ»
Психические процессы: ощущение, память, воображение, мышление и речь в реальной жизни неразделимы, неразрывно связаны между собой и влияют на успешную деятельность.
Цель занятия:
Знать: основные психологические характеристики памяти, мышления, речи; основные виды памяти, основания для классификаций;
Иметь представление: о современных взглядах на структуру интеллекта, об участии памяти, мышления, речи в работе врача;
Вопросы для обсуждения:
1. Память: определение, процессы, виды, законы.
2. Мышление: определение, виды, операции мышления.
3. Современные представления о структуре интеллекта.
4. Клиническое мышление врача.
5. Речь. Функции речи. Единство мышления и речи.
Литература основная:
1. Материалы лекции.
|
|
2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.66-87, С.91-93.
Литература дополнительная:
1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 2-е изд. – Л., 1988.
2. Бедрин Л.М, Урванцев Л.П. Психология и деонтология в работе врача. – Ярославль, 1988.
3. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2004. Гл. 4 (§ 4.3, 4.5), гл.12.
4. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х т. Т.1. – М., 2000. Раздел 2. Гл. 9, 11, 12.
5. Психология в медицине. Методические рекомендации. – Ярославль, 1997. Вып.1-4.
6. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.3 (§ 3.4, § 3.5).
7. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. Гл.4, 5.
8. Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. – М., 2002.
ТЕМА № 4 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
Отношение пациентов к процессу лечения и рекомендациям врача зависит от личных особенностей участников лечебного процесса. «Индивид», «личность», «индивидуальность» – понятия, при помощи которых характеризуется совокупность различных свойств человека. Знание структуры личности и применение этих знаний в процессе взаимодействия с пациентом способствуют повышению эффективности лечебного процесса.
Цель занятия:
Иметь представление о различных теориях личности, «Я-концепции», самооценке.
Знать отличительные признаки понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».
Уметь выделять компоненты структуры личности в соответствии с теорией Э.Берна.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», их соотношение.
2. Теории личности в зарубежной психологии (З. Фрейд, Э. Бёрн).
3. Теории личности в отечественной психологии (К.К. Платонов, В.Н. Мясищев).
4. Понятие «Я-концепция». Самооценка личности.
Литература основная:
1. Материалы лекции.
2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.31-33, С.43-50.
3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004, Гл.4.
Литература дополнительная:
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
2. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. – Минск, 2005.
3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988.
4. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2004. Гл.6. (§ 6.1, § 6.4), гл.7 (§ 7.2), гл.18 (§ 18.2).
5. Немов Р.С. Психология. В 2-х т. – М., 2000. Т.1. Гл.13.
6. Психология в медицине. Методические рекомендации. – Ярославль, 1997. Вып.9.
7. Практикум по психологии. / Под ред. Н.Д. Твороговой. – М., 2002.
8. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000, Гл.16.