Тема № 2 «ощущение, восприятие, внимание, воображение»

Адекватное функционирование познавательных психических процессов обеспечивает полноценную адаптацию человека к условиям окружающей среды, поддерживая высокий уровень активности. Познавательные психические процессы, являясь сквозными, оказывают влияние на деятельность человека, во многом предопределяя успешность ее осуществления.

 

Цель занятия:

Знать: основные психологические характеристики ощущений и восприятия, внимания, воображения;

Иметь представление:  об участии психических процессов в обеспечении различных сторон учебной и профессиональной деятельности врача.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Ощущение: определение, виды, свойства.

2. Восприятие: определение, виды, свойства.

3. Внимание: определение, виды, свойства.

4. Воображение: определение, виды, функции.

5. Значение ощущения, восприятия, внимания, воображения в учебной и профессиональной врачебной деятельности.

Литература основная:

1. Материалы лекции.

2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.51-65, С.88-90. 

 

Литература дополнительная:

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 2-е изд. – Л., 1988.

2. Бедрин Л.М, Урванцев Л.П. Психология и деонтология в работе врача. – Ярославль, 1988.

3. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2004. Гл. 4 (§ 4.1, 4.2,), гл.11. 

4. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х т. Т.1. – М., 2000. Раздел 2. Гл. 7,8,10.

5. Психология в медицине. Методические рекомендации. – Ярославль, 1997. Вып.1-4.

6. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. Гл.3,5.

7. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.3 (§ 3.1, § 3.2, § 3.3).

ТЕМА № 3 «ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, РЕЧЬ»

 

Психические процессы: ощущение, память, воображение, мышление и речь в реальной жизни неразделимы, неразрывно связаны между собой и влияют на успешную деятельность.  

Цель занятия:

Знать:  основные психологические характеристики памяти, мышления, речи; основные виды памяти, основания для классификаций;

Иметь представление: о современных взглядах на структуру интеллекта, об участии памяти, мышления, речи в работе врача;

Вопросы для обсуждения:

1. Память: определение, процессы, виды, законы.

2. Мышление: определение, виды, операции мышления.

3. Современные представления о структуре интеллекта.

4. Клиническое мышление врача.

5. Речь. Функции речи. Единство мышления и речи.

Литература основная:

1. Материалы лекции.

2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.66-87, С.91-93. 

Литература дополнительная:

1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. 2-е изд. – Л., 1988.

2. Бедрин Л.М, Урванцев Л.П. Психология и деонтология в работе врача. – Ярославль, 1988.

3. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2004. Гл. 4 (§ 4.3, 4.5), гл.12. 

4. Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х т. Т.1. – М., 2000. Раздел 2. Гл. 9, 11, 12.

5. Психология в медицине. Методические рекомендации. – Ярославль, 1997. Вып.1-4.

6. Спринц А.М., Михайлова Н.М., Шатова Е.П. Медицинская психология с элементами общей психологии. – СПб.: СпецЛит, 2005. Гл.3 (§ 3.4, § 3.5).

7. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000. Гл.4, 5.

8. Творогова Н.Д. Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. – М., 2002.

ТЕМА № 4 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»

Отношение пациентов к процессу лечения и рекомендациям врача зависит от личных особенностей участников лечебного процесса. «Индивид», «личность», «индивидуальность» – понятия, при помощи которых характеризуется совокупность различных свойств человека. Знание структуры личности и применение этих знаний в процессе взаимодействия с пациентом способствуют повышению эффективности лечебного процесса.

Цель занятия:

Иметь представление о различных теориях личности, «Я-концепции», самооценке.

Знать отличительные признаки понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

Уметь выделять компоненты структуры личности в соответствии с теорией Э.Берна.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность», их соотношение.

2. Теории личности в зарубежной психологии (З. Фрейд, Э. Бёрн).

3. Теории личности в отечественной психологии  (К.К. Платонов, В.Н. Мясищев).

4. Понятие «Я-концепция». Самооценка личности.

Литература основная:

1. Материалы лекции.

2. Психология для стоматологов / Под. ред. проф. Кудрявой Н.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С.31-33, С.43-50. 

3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: Учебник. – М.: Медицина, 2004,  Гл.4.

Литература дополнительная:

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.

2. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. – Минск, 2005.

3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1988.

4. Психология. Учебник / Под ред. А.А. Крылова. – М., 2004. Гл.6. (§ 6.1, § 6.4), гл.7 (§ 7.2), гл.18 (§ 18.2).

5. Немов Р.С. Психология. В 2-х т. – М., 2000. Т.1. Гл.13.

6. Психология в медицине. Методические рекомендации. – Ярославль, 1997. Вып.9.

7. Практикум по психологии. / Под ред. Н.Д. Твороговой. – М., 2002.

8. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2000, Гл.16.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: