Примерные вопросы к зачёту

 

1.Охарактеризуйте релевантный рынок, каковы критерии выделения релевантного рынка.

2.Охарактеризуйте локальный рынок, национальный рынок и международный рынок, каковы их критерии выделения.

3.Опишите признаки конкурентных и неконкурентных отраслей согласно теории «структура — поведение — результа­тивность».

4.Охарактеризуйте картельные соглашения в отрасли, условия их стабильности, влияние картельных соглашений на национальное благосостояние.

5.Эффект масштаба, экономия от эффекта масштаба в отраслях.

6.Опишите эффекты экономии от масштаба и от ценообразования при развитии сетей магазинов.

7.Сравните узкую специализацию и диверсификацию, укажите преимущества и недостатки каждой.

8.Опишите источники монопольной власти.

9.Опишите определяющие факторы монопольной ренты.

10.Опишите условия производства монопольной отраслью конкурентной продукции и конкурентного объёма.

11.Дайте понятие чистых потерь монополии.

12.Опишите виды барьеров рынка, барьеры входа и барьеры выхода.

13.Укажите, какие барьеры стратегические, а какие нестратегические.

14.Дайте характеристику лимитирующего ценообразования.    

15.Охарактеризуйте квазиконкурентные рынки.

16.Опишите основные положения теории конкуренции А. Смита и А. Маршалла.

17.Выделите положения современной антимонопольной политики, заимствованные из трудов экономистов-классиков: Смита, Маршалла, Вальраса, Джоан Робинсон.

18.Опишите содержание теория рынков Джоан Робинсон.

19.Опишите эволюцию взглядов на роль государства в регули­ровании рыночных структур.

20.Выделите особенности подхода к конкуренции австрийской экономи­ческой школы.

21.Укажите вклад теории организации в разработку экономических основ конкурентной политики.

22.Опишите, в чём состоит кризис структурного подхода к анализу рыночных структур.

23.Опишите роль теории Ханта в регулировании взаимодействия фирм.

24.Выделите сходства и отличия регулирования конкуренции в различных стра­нах.

25.Опишите особенности конкурентной и антимонопольной политики в эпоху глобализации.

26.Опишите, в чём состоит возможный антагонизм промышленной политики и политики поддержки конкуренции.

27.Опишите проблемы регулирования естественной монополии. 

28.Опишите, в чём состоят ценовые и неценовые методы регулирования естественных монополий.

29.Опишите различия оптимального однородного ценообразова­ние по Рамсею и неоднородное ценообразование. Укажите условия наличия арбитража.

30.Опишите регулирование дохода на капитал по правилу Аверча—Джонсона. Укажите условия образования излишков потребителя и излишков производителя.

31.Выполните сравнительный анализ ценового регулирования (установления предельной цены) и регулирования нормы доходности естественного монополиста. Укажите условия выбора из указанных методов.

32.Опишите отличия ценовой и количественной конкуренции. Что такое лидерство в ценах.

33.Дайте характеристику количественной конкуренции.

34.Укажите, каковы условия возникновения координации олигополистов, факторы и механизмы её проявления. 

35.Укажите возможности антиинфляционной политики в России как практики фокальных точек.

36.Охарактеризуйте роль некооперативного и кооперативного поведения на рынке.

37.Опишите условия сотрудничества и кооперативного поведения фирм на рынке.

38.Опишите особенности отрасли с дифференцированным товаром, механизм возникновения картельных соглашений в такой отрасли.

39.Охарактеризуйте измерение картельной власти фирм, социальные издержки картелизации отрасли.

40.Опишите сходства и отличия картелей и финансово – промышленных групп.

41.Представьте характеристику типологии вертикально – интегрированных компаний.

42.Опишите проблему двойной монопольной надбавки.

43.Опишите проблемы вертикальной интеграции.

44.Опишите условия применения вертикальной интеграция и вертикальных контрактов.

45.Опишите сущность ценовой дискриминации, проблемы этого явления, оцените потери для общества.

46.Опишите правила и условия осуществления связанных продаж.

47.Охарактеризуйте грабительское ценообразование, укажите его признаки на рынке.

48.Опишите характерные особенности цены фирмы – старожила.

49.Опишите сходства и отличия, способы измерения горизонтальной дифференциации и вертикальной продуктовой дифференциации. 

50.Охарактеризуйте правила выделения рынков пространственной дифференциации.

51.Опишите сходства и отличия продуктовой дифференциации и диверсификации, горизонтальную и вертикальную продуктовую дифференциацию, условия её применения, степень влияния на структуру рынка.

52. Опишите условия реализации НИОКР, преимущества и недостатки для реализации НИОКР мелких и крупных фирм, особенности инновационной деятельности монополии, укажите зависимость НИОКР от концентрации.

53.Опишите условия монопольной власти на рынке, российскую специфику. 

54.Опишите показатели степени монополизации российских рынков.

55.Охарактеризуйте особенности российской приватизации в сравнении с аналогичными процессами в странах Восточной Европы.

56.Опишите основные функции ФАС России.

57.Опишите российские проблемы государственного регулирования деятельности монополий, основные положения Федерального закона «О защите конкуренции».

58.Опишите взаимосвязь и противоречия российской промышленной политики и антимонопольного регулирования.

59.Опишите особенности внешнеторговой политики России.

60.Охарактеризуйте систему мер поддержки малого бизнеса в РФ и Тульской области.

61.Опишите особенности регулирования естественных монополий в России.

62.Опишите правила регулирования финансовых рынков в РФ и его роль для поддержки конкуренции.

63.Опишите механизмы конкурентного регулирования сферы государственных и муниципальных закупок. 

64.Опишите условия возникновения избыточной конкуренции и её проявления.

65.Опишите условия дебюрократизации экономики России.

66.Дайте определение рынка товара, представьте подходы к определению границ продуктового рынка, выделению отраслей.

67.Выполните сравнительный анализ основных типов рынков (рынки свободной конкуренции, квазиконкурентных рынки, монополистическая конкуренция, олигополия, рынки с вертикальной интеграцией (или ограничениями), рынки с асимметричной информацией, рынки с доминирующей фирмой, чистая монополия и монопсония, естественная монополия, картель).

68.Опишите показатели рыночной власти фирм на основе индекса Бейна, индекса Лернера, коэффициента Тобина, коэффициента Ротшильда. Представьте методы расчёта и приблизительные их значения для каждого вида рынка. Укажите трудности, возникающие при подсчете индексов на практике, опишите опыт оценки их значений для определения рыночной структуры и рыночной власти фирмы в развитых странах).

69.Опишите показатели концентрации как характеристику структуры рынков. Опишите правила расчёта индекса Херфиндаля-Хиршмана, индекса концентрации крупнейших производителей отрасли, показателей абсолютной и относительной энтропии, дисперсии рыночных долей, индекса Ханна-Кея, коэффициента Джини, индекса Холла-Тайдмана. Опишите правила оценки значений этих показателей в теории и на практике. Представьте положительные стороны и ограничения использования каждого индекса.

70.Укажите факторы, определяющие структуру рынка: эффект масштаба (факторы, определяющие эффект масштаба, факторы, ограничивающие эффект масштаба), эффект крупного капитала, эффект крупномасштабных методов стимулирования сбыта.

71.Укажите факторы, определяющие структуру рынка: случайные факторы, воздействие государства, эластичность и темпы роста спроса, иностранная конкуренция, необратимые издержки.

72.Укажите определения и признаки фирмы, основные концепции фирмы (теория фирмы Гарольда Демсица, Рональда Коуза).  

73.Опишите проблемы, возникающие при принятии предпосылки о максимизации прибыли как основном мотиве деятельности фирмы. Перечислите альтернативные цели фирмы.

74.Укажите цели акционеров (максимизации дивидендов, максимизация курсовой стоимости акций, максимизация благосостояния акционеров). Опишите возможности для возникновения конфликтов при несовпадении целей различных акционеров.

75.Охарактеризуйте цели индивидуального собственника. Представьте модель выбора между доходом (прибылью) и свободным временем.

76.Опишите цели менеджеров и их связь с максимизацией объёма продаж. Опишите способы контроля за деятельностью менеджеров.

77.Опишите цели менеджеров и их связь с максимизацией административных (накладных) расходов. Опишите способы контроля за деятельностью менеджеров.

78.Опишите цели менеджеров и их связь с максимизацией темпов роста фирмы. Опишите способы контроля за деятельностью менеджеров.

79.Опишите цели кредиторов и правила выбора ими инвестиционного решения (получения максимума дохода на вложенные средства). Охарактеризуйте конфликт интересов между держателями акций и держателями облигаций, укажите движущие силы указанного конфликта. Опишите цели дебиторов.

80.Дайте характеристику семейной фирме.

81.Опишите цели работников на самоуправляющейся фирме.

82.Дайте понятие неприбыльной организации. Опишите условия её возникновения, существования. 

83.Охарактеризуйте особенности поведения государственного предприятия.

84.Представьте предпосылки анализа монопольного рынка, основные выводы по модели чистой монополии. 

85.Опишите воздействие монополии на общественное благосостояние. Выполните оценку чистых потерь монополии в различных вариантах линейного и нелинейного случая, измерение чистых потерь общества от монополии на практике. Укажите проблемы, возникающие при оценке величины чистых потерь на практике.

86.Опишите факторы, не учтённые при традиционной оценке потерь монополии: взаимное влияние отраслей, эффект дохода, повышение качества продукции, временной фактор, социальные издержки и X-неэффективность.

87.Укажите особенности многозаводского монополиста.

88.Опишите правила регулирования монополии в формах: установления предельной цены, трёх видов налогообложения.

89.Опишите особенности монополия на рынке товаров длительного пользования, представьте понятие межвременной дискриминации, парадокса Коуза.

90.Опишите правила определения барьеров входа (концепции Бэйна, Стиглера, Вайзцекера). Представьте классификацию барьеров входа и классификацию отраслей по барьерам входа. Для каждого из рассмотренных случаев приведите примеры.

91.Дайте определение нестратегическим барьерам. Укажите правила определения ёмкости рынка, особенности барьера капитальных затрат в Мире и в российской экономике. Поясните абсолютное преимущество в издержках производства старых фирм. Для каждого из рассмотренных случаев приведите примеры. 

92.Дайте определение нестратегических барьеров. Укажите относительные преимущества в издержках, перечислите административные барьеры, охарактеризуйте влияние состояния инфраструктуры, репутации, степени криминализации. Для каждого из рассмотренных случаев приведите примеры. 

93.Дайте определение стратегическим барьерам. Укажите правила ценообразования, ограничивающего вход на рынок согласно моделей Бейна, Модильяни. Опишите проблемы лимитирующего ценообразования и практику лимитирующего ценообразования.

94.Дайте определение стратегическим барьерам. Укажите условия возникновения грабительского ценообразования, дополнительных инвестиций в оборудование, долгосрочных контрактов с третьими лицами.

95.Дайте определение стратегическим барьерам. Укажите условия дифференциации товара, дифференциация товара через рекламу по модели Дорфмана-Штаймера.

96.Опишите основные проблемы со стратегическими барьерами, проблему оценки высоты барьеров входа, динамики рынка (проблемы входа-выхода с точки зрения долгосрочного периода).

97.Опишите особенности барьеров в российской экономике.

98.Опишите предпосылки формирования олигопольного рынка. Представьте общие понятия теории олигополии (равновесия по Нэшу, функции реакции). Дайте классификацию моделей олигополии.

99.Представьте классификацию моделей олигополии. Опишите модель Курно.

100.Представьте классификацию моделей олигополии. Опишите модель Штакельберга.

101.Опишите модель Бертрана с дифференцированным продуктом.

102.Опишите модель Эджуорта в варианте с ограничением мощности меньше равновесного выпуска по Курно.

103.Опишите модель Эджуорта с одинаковым ограничением мощности.

104.Дайте определение товарного рынка. Укажите подходы к определению границ продуктового рынка и выделению отраслей на практике.

105.Опишите модель ценового лидерства: представьте предпосылки модели доминирующей фирмы, дайте графическую иллюстрацию, укажите равновесие в модели. Опишите сущность понятия ценового зонтика, доминирующей фирмы и свободного входа.

106.Опишите особенности лимитирующего ценообразования в условиях недальновидной и дальновидной стратегий доминирующей фирмы. Опишите модель "самоубийственного" ценообразования, неценового поведения в условиях рынка с доминирующей фирмой. Охарактеризуйте дифференциацию товара как фактор стратегического поведения доминирующей фирмы.

107.Представьте классификацию моделей кооперативного поведения, укажите причины возникновения картелей. Представьте простую (статическую) модель полного картеля.

108.Представьте классификацию моделей кооперативного поведения. Опишите динамическую модель картеля как условие стабильности. Охарактеризуйте понятия «народная теорема», «показатель терпеливости фирмы».

109.Охарактеризуйте факторы, влияющие на стабильность картеля в долгосрочном периоде: число фирм, частота изменения цен, изменения спроса.

110.Охарактеризуйте факторы, влияющие на стабильность картеля в долгосрочном периоде, связанные с асимметрией между фирмами.

111.Охарактеризуйте факторы, влияющие на стабильность картеля в долгосрочном периоде: горизонтальная продуктовая дифференциация, ограничение по мощности, диверсификация (многопродуктовые фирмы). Опишите методы предотвращения нарушения картельного соглашения.

112.Дайте определение вертикальной интеграции. Опишите виды вертикальной интеграции, вертикальных ограничения, типы вертикальных ограничений, перечислите стимулы к вертикальной интеграции и вертикальным ограничениям, опишите условия снижения транзакционных издержек. Для каждого из рассмотренных случаев приведите примеры. 

113.Перечислите стимулы к вертикальной интеграции и вертикальным ограничениям. Опишите решение проблемы двойной монопольной надбавки. Для каждого из рассмотренных случаев приведите примеры. 

114.Перечислите стимулы к вертикальной интеграции и вертикальным ограничениям: стремление фирмы снизить давление государственного регулирования, использовать ценовую дискриминацию и диверсификацию производства, стремление снизить потери от монопольной власти других фирм

115.Перечислите стимулы к вертикальной интеграции и вертикальным ограничениям. Укажите на риск недобросовестного поведения и проблему "безбилетника" в отношениях производителя и дилера (посредника). Для каждого из рассмотренных случаев приведите примеры. 

116.Опишите формы вертикальных ограничений, «ценовые» контракты: механизм формирования линейной цены, 2-х частного тарифа (плата за франшизу), установления минимальной и максимальной цены перепродажи (контроля уровня розничных цен), квот продаж. Для каждого из рассмотренных случаев приведите примеры. 

117.Опишите формы вертикальных ограничений, практику "исключительной территории" и "исключительных контрактов", способы участия в собственности. Для каждого из рассмотренных случаев приведите примеры.

118.Опишите положительные и отрицательные последствия вертикальной интеграции (вертикальных ограничений). Приведите примеры случаев особой эффективности вертикальной интеграции с точки зрения фирмы и/или общества в целом, запрещения и поддержки вертикальных ограничений, практический опыт применения указанных методов регулирования.

119.Опишите мотивы и условия эффективного осуществления ценовой дискриминации, последствия ценовой дискриминации для общественного благосостояния, типы ценовой дискриминации, условия осуществления и последствия ценовой дискриминации первого типа.

120.Опишите типы ценовой дискриминации. Охарактеризуйте ценовую дискриминация третьего типа; назовите факторы, исключающие арбитраж.

121.Опишите ценовую дискриминацию второго типа: виды её реализации, приведите примеры. Опишите правила формирования двухчастного тарифа, три варианта стратегии ценообразования с использованием двухчастного тарифа.

122.Приведите примеры практики ценовой дискриминации: применения двухчастного тарифа, блочного тарифа, оптовых продаж, взаимосвязанных продаж, нелинейного ценообразования (определение комбинаций объема покупки/цены), сезонного ценообразования. Для каждого из рассмотренных случаев приведите примеры. 

123.Охарактеризуйте межвременную дискриминацию. Опишите правило распределения спроса на товары с длительным сроком службы во времени, парадокс Коуза.

124.Опишите характерные черты и причины возникновения естественных монополий, их виды, возможные причины демонополизации. Для каждого из рассмотренных случаев приведите примеры.

125.Перечислите формы регулирования отраслей естественной монополии. Охарактеризуйте правило ценообразования по предельным издержкам («первое наилучшее»), укажите на возможности и проблемы конкурентного равновесия.

126.Перечислите формы регулирования отраслей естественной монополии. Охарактеризуйте «второе наилучшее» и ценообразование Рамсея (для однопродуктовой фирмы) и цены Рамсея для многопродуктовой естественной монополии.

127.Перечислите формы регулирования отраслей естественной монополии. Охарактеризуйте ценообразование по издержкам пиковой нагрузки, правила выбора качества товара регулируемого монополиста.

128.Перечислите формы регулирования отраслей естественной монополии: (перечислить). Опишите регулирование нормы доходности, механизм неэффективности инвестиционных решений регулируемой естественной монополии, возникновения эффекта Аверча-Джонсона.

129.Перечислите формы регулирования отраслей естественной монополии и опишите правила внедрение конкуренции на рынок естественной монополии как альтернативный метод решения проблемы монопольной власти. Приведите примеры.

130.Опишите модели несовершенства информации относительно качества товара, в т.ч. модель Акерлофа. Опишите проблему «неблагоприятного отбора».

131.Опишите проблемы «негативного отбора» и «риска недобросовестного поведения контрагента» на товарных, финансовых рынках и рынках услуг. Для каждого из рассмотренных случаев приведите примеры. Опишите сигналы качества как решение проблем, связанных с асимметрией информации. Приведите примеры. Опишите способы устранения (смягчения) и способы усиления асимметрии ценовой информации.

132.Опишите особенности асимметрии информации о ценах. Опишите, в чём состоит «Ловушка» для туристов.

133.Охарактеризуйте дифференцированные товары, факторы дифференциации. Представьте классификацию моделей с дифференцированным продуктом, меру продуктовой дифференциации.

134.Охарактеризуйте непространственные модели дифференциации продукта. Опишите ситуацию количественной конкуренции с дифференцированным продуктом.

135.Охарактеризуйте непространственные модели дифференциации продукта. Опишите ситуацию ценовой конкуренции с дифференцированным продуктом.

136.Охарактеризуйте модели пространственной дифференциации товара. Опишите модель Хотеллинга с фиксированным местоположением фирм (случай линейных транспортных издержек). Представьте выбор местоположения и цены в указанных моделях. 

137.Охарактеризуйте модели пространственной дифференциации товара. Опишите модель Хотеллинга в случае квадратичных транспортных издержек, модели пространственной дифференциации.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: