ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060201 стоматология (квалификация (степень) «специалист»)
Для специальности 060201 «стоматология»
Учебный год
Факультет стоматологический, очная форма обучения
Кафедра нормальной физиологии с курсом биофизики
Курс II
Семестр 3 и 4
Лекции 53 часа
Экзамен 4-й семестр
Осенний семестр (3-й) 17 лекций (35 часов – 1 двухчасовая лекция в неделю); 17 практических занятий (53 часа – 1 трехчасовое занятие в неделю). Самостоятельная работа – 44 часа. Всего часов – 131. Форма завершения учебной программы – зачет.
Весенний семестр (4-й) 9 лекций (18 часов – 1 двухчасовая лекция в 2 недели); 18 практических занятий (54 часа – 1 трехчасовое занятие в неделю). Самостоятельная работа – 36 часов. Всего часов – 108. Форма завершения учебной программы – экзамен.
ВСЕГО ЧАСОВ (3-й + 4-й семестр) 239 (240) часов
(из них 53 часа лекций, 108 часов практических занятий, 80 часов – самостоятельная работа).
|
|
5 лет, 300 зачетных единиц. Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
План
Лекций по нормальной физиологии на весенний семестр 2012 – 2013 учебного года для студентов II курса стоматологического факультета
Очная форма обучения
Количество часов - 18 (9 лекций)
Лекция 1. Нервно-гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов.
Рефлекторная регуляция деятельности сердца и сосудов.
Лекция 2. Общие закономерности пищеварения. Обмен веществ и энергии.
Лекция 3. Физиология челюстно-лицевой области.
Лекция 4. Пищеварение в желудке и кишечнике.
Лекция 5. Общая физиология желез внутренней секреции. Физиология
гипоталамо-гипофизарной системы. Частная физиология
желез внутренней секреции.
Лекция 6. Общая физиология анализаторных систем. Слуховой анализатор.
Лекция 7. Зрительный анализатор. Вкусовой и обонятельный анализаторы.
Тактильная и болевая чувствительность.
Лекция 8. Физиология больших полушарий. Понятие о ВНД человека.
Условные рефлексы. Динамический стереотип. Первая и вторая
сигнальные системы. Формы и функции речи.
Лекция 9. Понятие о психике и сознании. Память, сон, эмоции. Понятие о
функциональных системах. Биологические и социальные
потребности человека.
План
практических занятий по нормальной физиологии для студентов 2
курса стоматологического факультета на весенний семестр 2012 – 2013 учебного года
|
|
Занятие № 18.
Сердечный цикл и его фазы. Автоматия сердца.
(6 февраля 2012 г.)
Занятие № 19.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ
(13 февраля 2012 г.)
Занятие № 20.
Физические проявления деятельности сердца. Физиологические основы электрокардиографии.
(20 февраля 2012 г.)
Занятие № 21.
ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ. КРОВЯНОЕ ДАВЛЕНИЕ.
(27 февраля 2012 г.)
Занятие № 22.
Нервно - гуморальная регуляция сердца и сосудов.
(5 марта 2012 г.)
Занятие № 23.
Рефлекторная регуляция сердечно-сосудистой системы.
(12 марта 2012 г.)
Занятие № 24.
(19 марта 2012г.)
Итоговое занятие по теме: Сердечно-сосудистая система.
Занятие № 25.
Общая физиология желез внутренней секреции.
(26 марта 2012 г.)
Занятие № 26.
Частная физиология желез внутренней секреции.
(2 апреля 2012 г.)
Занятие № 27.
Общие закономерности пищеварения. Обмен веществ и энергии.
(9 апреля 2012 г.)
Занятие № 28.
Челюстно-лицевая область. Часть первая.
(16 апреля 2012)
Занятие № 29.
Челюстно-лицевая область. Часть вторая.
(23 апреля 2012)
Занятие № 30.
Пищеварение в желудке и 12-перстной кишке.
(30 апреля 2012 г.)
Занятие № 31.
Пищеварение в тонком и толстом кишечнике. Всасывание.
(7 мая 2012 г.)
Занятие № 32.
Общая физиология сенсорных систем. Слуховой анализатор. Кожная и болевая рецепция.
(14 мая 2012г.)
Занятие № 33.
Зрительный анализатор. Вкусовой и обонятельный анализаторы.
(21 мая 2012 г.)
Занятие 34.
(28 мая 2012г.)
Итоговое занятие по теме: Челюстно-лицевая область.
Занятие № 35.
Физиология больших полушарий. Понятие о высшей нервной деятельности (ВНД).
(4 июня 2012 г.)
Занятие № 36.
Учение о высшей нервной деятельности. Физиологические основы памяти, сна и эмоций. Понятие о функциональных системах.
(11 июня 2012 г.)
Занятие № 18.
Сердечный цикл и его фазы. Автоматия сердца.
(6 февраля 2012 г.)
1. Значение кровообращения для организма.
2. Развитие учения о кровообращении. Схема кровообращения взрослого человека.
3. Строение сердца, его гемодинамическая функция. Клапанный аппарат сердца, его значение.
4. Частота сокращений сердца. Понятие о сердечном цикле, его продолжительность, основные фазы: систола предсердий, систола желудочков и общая пауза.
5. Фазовый анализ сердечного цикла.
6. Изменения давления и объема крови в полостях сердца во время фаз сердечного цикла.
7. Проводящая система сердца, ее морфологические особенности. Узлы: синусный узел, атриовентрикулярный узел; внутрипредсердные тракты, пучок Гиса, его ножки, волокна Пуркинье.
8. Понятие об автоматии. Современные представления о природе и градиенте автоматии. Опыт Станниуса с наложением лигатур.
Занятие № 19.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ
(13 февраля 2012 г.)
1. Современные представления о клеточной структуре миокарда. Виды клеток: клетки рабочего миокарда и клетки проводящей системы (Р-клетки, переходные клетки и клетки Пуркинье). Морфо - функциональные особенности клеток, их электрический потенциал.
2. Физиологические свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия.
3. Возбудимость миокарда, ее изменения во время возбуждения: абсолютная и относительная рефрактерные фазы, фаза супернормальной возбудимости. Соотношение периода рефрактерности с фазами сокращения миокарда. Зависимость ритмической деятельности сердца от продолжительности рефрактерной фазы.
4. Экстрасистолы, их виды. Характеристика желудочковых экстрасистол, происхождение компенсаторной паузы.
5. Проведение возбуждения в сердце. Скорость и время проведения возбуждения в миокарде предсердий, атриовентрикулярном узле, пучке Гиса и миокарде желудочков. Значение атриовентрикулярной задержки для последовательности сокращения предсердий и желудочков.
|
|
6. Нарушения проведения возбуждения в сердце - блокады: синусная, атриовентрикулярная, блокада пучка Гиса и его ножек.
7. Сократимость. Закон сердечного сокращения: «систола есть функция диастолы». Особенность сердечного сокращения: «всё – или ничего».
Занятие № 20.
Физические проявления деятельности сердца. Физиологические основы электрокардиографии.
(20 февраля 2012 г.)
1. Расположение сердца в грудной полости, его границы.
2. Верхушечный толчок сердца, локализация и свойства.
3. Тоны сердца (четыре тона). Происхождение тонов сердца.
4. Методы исследования тонов сердца: аускультация, фонокардиография. Точки выслушивания тонов сердца на грудной клетке.
5. Артериальный пульс, его характеристика. Сфигмограмма.
6. Венный пульс, его происхождение. Флебограмма.
7. Условия возникновения разности потенциалов при возбуждении сердца. Процессы деполяризации и реполяризации. Электрический диполь. Понятие об электрической оси сердца.
8. Электрокардиография как метод исследования электрических процессов в сердце. Способы отведения ЭКГ.
9. Электрокардиограмма: предсердный и желудочковый компоненты.
10. Происхождение зубцов ЭКГ: P, Q, R, S, T. Сопоставление движения процесса возбуждения в сердце и возникновением зубцов ЭКГ.
11. Продолжительность интервалов ЭКГ: P-Q, QRS, S-T.
12. Величина зубцов ЭКГ и ее зависимость в разных отведениях от положения электрической оси сердца (правило треугольника Эйнтговена).
13. Клиническое значение электрокардиографии.
Занятие № 21.