Физические проявления деятельности сердца. Физиологические основы электрокардиографии

ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060201 стоматология (квалификация (степень) «специалист»)

Для специальности 060201 «стоматология»

Учебный год

Факультет              стоматологический, очная форма обучения

Кафедра                   нормальной физиологии с курсом биофизики

Курс                         II

Семестр                  3 и 4

Лекции                   53 часа

Экзамен                 4-й семестр

Осенний семестр (3-й) 17 лекций (35 часов – 1 двухчасовая лекция в неделю); 17 практических занятий (53 часа – 1 трехчасовое занятие в неделю). Самостоятельная работа – 44 часа. Всего часов – 131. Форма завершения учебной программы – зачет.

 

Весенний семестр (4-й) 9 лекций (18 часов – 1 двухчасовая лекция в 2 недели); 18 практических занятий (54 часа – 1 трехчасовое занятие в неделю). Самостоятельная работа – 36 часов. Всего часов – 108. Форма завершения учебной программы – экзамен.

ВСЕГО ЧАСОВ (3-й + 4-й семестр)             239 (240) часов

(из них 53 часа лекций, 108 часов практических занятий, 80 часов – самостоятельная работа).

       

   5 лет, 300 зачетных единиц. Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

План

Лекций по нормальной физиологии на весенний семестр 2012 – 2013 учебного года для студентов II курса стоматологического факультета

Очная форма обучения

Количество часов - 18 (9 лекций)

Лекция 1. Нервно-гуморальная регуляция деятельности сердца и сосудов.  

    Рефлекторная регуляция деятельности сердца и сосудов.

Лекция 2. Общие закономерности пищеварения. Обмен веществ и энергии.

Лекция 3. Физиология челюстно-лицевой области.

Лекция 4. Пищеварение в желудке и кишечнике.

Лекция 5. Общая физиология желез внутренней секреции. Физиология    

   гипоталамо-гипофизарной системы. Частная физиология 

   желез внутренней секреции.

Лекция 6. Общая физиология анализаторных систем. Слуховой анализатор.

Лекция 7. Зрительный анализатор. Вкусовой и обонятельный анализаторы.  

              Тактильная и болевая чувствительность.

Лекция 8. Физиология больших полушарий. Понятие о ВНД человека.               

              Условные рефлексы.   Динамический стереотип. Первая и вторая

              сигнальные системы. Формы и функции речи.

Лекция 9. Понятие о психике и сознании. Память, сон, эмоции. Понятие о 

              функциональных системах. Биологические и социальные 

              потребности человека.

План

практических занятий по нормальной физиологии для студентов 2

курса стоматологического факультета на весенний семестр 2012 – 2013 учебного года

Занятие № 18.

Сердечный цикл и его фазы. Автоматия сердца.

(6 февраля 2012 г.)

Занятие № 19.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ

(13 февраля 2012 г.)

Занятие № 20.

Физические проявления деятельности сердца. Физиологические основы электрокардиографии.

(20 февраля 2012 г.)

Занятие № 21.

ДВИЖЕНИЕ КРОВИ ПО СОСУДАМ. КРОВЯНОЕ ДАВЛЕНИЕ.

(27 февраля 2012 г.)

Занятие № 22.

Нервно - гуморальная регуляция сердца и сосудов.

(5 марта 2012 г.)

Занятие № 23.

Рефлекторная регуляция сердечно-сосудистой системы.

(12 марта  2012 г.)

Занятие № 24.

(19 марта 2012г.)

Итоговое занятие по теме: Сердечно-сосудистая система.

 

Занятие № 25.

Общая физиология желез внутренней секреции. 

(26 марта  2012 г.)

Занятие № 26.

Частная физиология желез внутренней секреции.

(2 апреля 2012 г.)

Занятие № 27.

Общие закономерности пищеварения. Обмен веществ и энергии.

 (9 апреля 2012 г.)

Занятие № 28.

Челюстно-лицевая область. Часть первая.

(16 апреля 2012)

 

Занятие № 29.

Челюстно-лицевая область. Часть вторая.

(23 апреля 2012)

Занятие № 30.

Пищеварение в желудке и 12-перстной кишке.

(30 апреля 2012 г.)

Занятие № 31.

Пищеварение в тонком и толстом кишечнике. Всасывание.

(7 мая 2012 г.)

Занятие № 32.

Общая физиология сенсорных систем. Слуховой анализатор. Кожная и болевая рецепция.

(14 мая 2012г.)

Занятие № 33.

Зрительный анализатор. Вкусовой и обонятельный анализаторы.

  (21 мая 2012 г.)

Занятие 34.

(28 мая 2012г.)

Итоговое занятие по теме: Челюстно-лицевая область.

Занятие № 35.

Физиология больших полушарий. Понятие о высшей нервной деятельности (ВНД).

(4 июня  2012 г.)

Занятие № 36.

Учение о высшей нервной деятельности. Физиологические основы памяти, сна и эмоций. Понятие о функциональных системах.

(11 июня 2012 г.)


Занятие № 18.


Сердечный цикл и его фазы.  Автоматия сердца.

(6 февраля 2012 г.)

 

1. Значение кровообращения для организма.

2. Развитие учения о кровообращении. Схема кровообращения взрослого человека.

3. Строение сердца, его гемодинамическая функция. Клапанный аппарат сердца, его значение.

4. Частота сокращений сердца. Понятие о сердечном цикле, его продолжительность, основные фазы: систола предсердий, систола желудочков и общая пауза.

5. Фазовый анализ сердечного цикла.

6. Изменения давления и объема крови в полостях сердца во время фаз сердечного цикла.

7. Проводящая система сердца, ее морфологические особенности. Узлы: синусный узел, атриовентрикулярный узел; внутрипредсердные тракты, пучок Гиса, его ножки, волокна Пуркинье.

8. Понятие об автоматии. Современные представления о природе и градиенте автоматии. Опыт Станниуса с наложением лигатур.

 

Занятие № 19.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ

(13 февраля 2012 г.)

 

1. Современные представления о клеточной структуре миокарда. Виды клеток: клетки рабочего миокарда и клетки проводящей системы (Р-клетки, переходные клетки и клетки Пуркинье). Морфо - функциональные особенности клеток, их электрический потенциал.

2. Физиологические свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия.

3. Возбудимость миокарда, ее изменения во время возбуждения: абсолютная и относительная рефрактерные фазы, фаза супернормальной возбудимости. Соотношение периода рефрактерности с фазами сокращения миокарда. Зависимость ритмической деятельности сердца от продолжительности рефрактерной фазы.

4. Экстрасистолы, их виды. Характеристика желудочковых экстрасистол, происхождение компенсаторной паузы.

5. Проведение возбуждения в сердце. Скорость и время проведения возбуждения в миокарде предсердий, атриовентрикулярном узле, пучке Гиса и миокарде желудочков. Значение атриовентрикулярной задержки для последовательности сокращения предсердий и желудочков.

6. Нарушения проведения возбуждения в сердце - блокады: синусная, атриовентрикулярная, блокада пучка Гиса и его ножек.

7. Сократимость.  Закон сердечного сокращения: «систола есть функция диастолы». Особенность сердечного сокращения: «всё – или ничего».

 

 

Занятие № 20.

Физические проявления деятельности сердца. Физиологические основы электрокардиографии.

(20 февраля 2012 г.)

 

1. Расположение сердца в грудной полости, его границы.

2. Верхушечный толчок сердца, локализация и свойства.

3. Тоны сердца (четыре тона). Происхождение тонов сердца.

4. Методы исследования тонов сердца: аускультация, фонокардиография. Точки выслушивания тонов сердца на грудной клетке.

5. Артериальный пульс, его характеристика. Сфигмограмма.

6. Венный пульс, его происхождение. Флебограмма.

7. Условия возникновения разности потенциалов при возбуждении сердца. Процессы деполяризации и реполяризации. Электрический диполь. Понятие об электрической оси сердца.

8. Электрокардиография как метод исследования электрических процессов в сердце. Способы отведения ЭКГ.

9. Электрокардиограмма: предсердный и желудочковый компоненты.

10. Происхождение зубцов ЭКГ:  P, Q, R, S, T. Сопоставление движения процесса возбуждения в сердце и возникновением зубцов ЭКГ.

11. Продолжительность интервалов ЭКГ: P-Q, QRS, S-T.

12. Величина зубцов ЭКГ и ее зависимость в разных отведениях от положения электрической оси сердца (правило треугольника Эйнтговена).

13. Клиническое значение электрокардиографии.

 

Занятие № 21.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: