Общая физиология сенсорных систем. Слуховой анализатор. Кожная и болевая рецепция

(14 мая 2012г.)

1. Общие принципы строения сенсорных систем, основные их функции. Реакции на адекватные и неадекватные раздражители.

2. Классификация рецепторов.

3. Механизм передачи возбуждения в первичных и вторичных рецепторах. Рецепторный и генераторный потенциалы, их свойства. Кодирование информации в рецепторах. Явление адаптации.

Понятие о пороге ощущения и пороге различения. Закон Вебера - Фехнера.

4. Функции наружного и среднего уха. Параметры воспринимаемых звуков.

5. Морфофункциональные особенности внутреннего уха и восприятие звуков.

6. Современные представления о восприятии и анализе частоты и силы звуков (гидродинамическая теория Бекеши). Бинауральный слух.

7. Кожная рецепция: виды кожных рецепторов. Механизмы тактильной и температурной чувствительности.

8. Болевая рецепция. Ноцицептивная и антинцицептивные системы.

Физиологические принципы анестезии.

 

 

Занятие № 33.

Зрительный анализатор. Вкусовой и обонятельный анализаторы.

  (21 мая 2012 г.)

1. Функции зрительного анализатора. Морфо - функциональные особенности глаза, его оптический аппарат. Построение изображения на сетчатке редуцированного глаза.

2. Физиологические механизмы аккомодации.

3. Рефракция глаза и ее аномалии (понятие об эмметропии, миопии, гиперметропии и астигматизме).

4. Рецепторный аппарат сетчатки глаза (палочки и колбочки), их связи с другими нервными элементами в сетчатке глаза.

5. Фотохимические процессы в палочках и колбочках при действии на них света. Механизм передачи возбуждения на биполярные и ганглиозные клетки.

6. Адаптация глаза к темноте и к свету.

7. Восприятие цвета органом зрения (М.В.Ломоносов, Г.Гельмгольц). Основные формы нарушения цветового зрения (протанопия, дейтеранопия, тританопия).

8. Восприятие пространства: острота зрения и ее определение, поле зрения его определение методом периметрии.

9. Пространственное бинокулярное зрение. Понятие об идентичных и диспаратных точках на сетчатке глаза. Восприятие движения.

10. Вкусовая рецепция и механизмы возникновения вкусового ощущения.

11. Зависимость вкусовых ощущений от деятельности обонятельной, тактильной, температурной и других сенсорных систем.

12. Обонятельный анализатор, его функции.

 

 

Занятие 34.

(28 мая 2012г.)

Итоговое занятие по теме: Челюстно-лицевая область.

 

 

Занятие № 35.

Физиология больших полушарий. Понятие о высшей нервной деятельности (ВНД).

(4 июня  2012 г.)

1. Эволюционное развитие больших полушарий. Последствия удаления больших полушарий у животных различных видов.

2. Общий план строения коры больших полушарий. Локализация функций в коре больших полушарий.  Понятие о полях Бродмана.

3. Методы исследования функций коры больших полушарий.

а) электрофизиологические методики исследования

б) тесты-опросники (клинический опрос)

в) клинико-анатомический

  1. Понятие о первичных (проекционных), вторичных и ассоциативных зонах. Локализация проекционных зон в различных долях коры больших полушарий у человека, их функциональная роль.

5. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности (ВНД):

а) формы приспособительной деятельности животных и человека (безусловные рефлексы, инстинкты и условные рефлексы).

б) значение учения о ВНД для философии, биологии, психологии, педагогики и медицины.

       в) понятие об условном рефлексе, его значение и отличие от

           безусловного рефлекса.

       г) методика образования условных рефлексов, зависимость скорости   

           образования рефлекса от силы безусловного раздражителя, на базе    

           которого он вырабатывается.  

д) механизм образования условного рефлекса.

6. Классификация условных рефлексов.

7. Торможение в коре больших полушарий, его значение.

8. Виды торможения в коре:

безусловное (внешнее) торможение: постоянный и гаснущий тормоз;

запредельное (охранительное) торможение;

условное (внутреннее) торможение и его виды (угасательное,

 дифференцировочное, условный тормоз, запаздывательное).

9. Движение и взаимоотношения нервных процессов в коре больших

полушарий: иррадиация и концентрация возбуждения, явление индукции.

 

Занятие № 36.

Учение о высшей нервной деятельности. Физиологические основы памяти, сна и эмоций. Понятие о функциональных системах.

(11 июня 2012 г.)

1. Аналитико - синтетическая деятельность больших полушарий. Динамический стереотип, его значение.

2. Учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Основные принципы, положенные в основу классификации типов (сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения). Характеристика четырех типов ВНД человека и животных.

3. Понятие о психике и сознании. Понятие о темпераменте, как комплексной характеристики психики человека.

4. Особенности ВНД человека. Понятие о первой и второй сигнальных системах. Характеристика слова как специфического сигнала второй сигнальной системы. Взаимоотношения первой и второй сигнальной систем.

5. Речь - форма общения между людьми и основа абстрактного мышления. Импрессивная и экспрессивная речь. Значение определенных зон коры в функции речи.

6. Процессы познания и формы отражения мозгом окружающей действительности (конкретно-чувственное и абстрактно-обобщенное).

7. Определение памяти, ее классификация: сенсорная, первичная и вторичная. Характеристика видов памяти.

8. Процесс перехода информации из первичной памяти во вторичную (фаза консолидации).

9. Механизмы первичной памяти (реверберация импульсов, посттетаническая потенциация, пресинаптическое облегчение или торможение).

10. Механизмы вторичной памяти: химические и морфологические изменения в синапсах нейронов. Молекулярная теория памяти. Значение разных отделов мозга в функции памяти.

11. Сон, виды и фазы сна, физиологическое значение. Теории сна, значение отделов ЦНС в механизмах сна.

12. Эмоции, их классификация. Физиологические механизмы и значение эмоциональных реакций.

13. Понятие о функциональных системах. Структура и механизмы формирования функциональных систем, значение их в удовлетворении потребностей организма и получении результата. Биологические и социальные потребности человека.

 




double arrow
Сейчас читают про: