Серебряное блюдо с Силеном и Менадой. VII в

нопольской, создававшиеся с конца IX до середины XII в., наглядно по­казывают процесс изживания ан­тичной чувственности. По сравне­нию с мозаикой Богоматери в апсиде другая мозаика, над входом в храм, кажется более плоскостной и грубоватой. Она изображает импе­ратора Льва VI, преклонившего ко­лени перед восседающим на престо­ле Иисусом Христом. Поскольку Лев VI правил с 886 по 912 г., его портрет мог появиться здесь только в это время. Фигура Христа пред­ставлена строго в фас, императо­ра — в профиль (только его лицо слегка повёрнуто к зрителю). Мел­кие и запутанные складки одеяний Христа делают его фигуру бесплот­ной; плоской выглядит и одежда императора, старательно расчер­ченная геометрическим орнамен­том. В свободном расположении ку­биков мозаики тем не менее уже чувствуется тенденция к упорядоче­нию мозаичных рядов. Лицо Льва, прозванного Мудрым за любовь к богословию и сочинению стихов, решено схематично: длинный ши­рокий нос, большие глаза с опущен­ными внешними концами, тёмные полосы бровей и совершенно геометрическая ушная раковина гораздо меньше похожи на портрет реаль­ного лица, чем более ранние изобра­жения апостолов и Отцев Церкви.

А портрет его преемника Алек­сандра, помещённый на столбе се­верной галереи, выглядит совсем двухмерным. Его фигура исчезла под ломкими складками лора — рас­шитого драгоценными камнями плата материи, дополняющего тор­жественное императорское облаче­ние. Исследователи считают, что на мозаике изображено конкретное со­бытие — участие императора в еже­годной пасхальной процессии. По­этому Александр, как полагалось в этот день, держит в левой руке дер­жаву, а в правой — шёлковый платок, наполненный землёй. Платок озна­чал, что император тоже смертен и отойдёт в прах; так было показано смирение императора перед Гос­подом. Однако позой и обликом Александр совсем не отличается от святых: император выглядит ото­шедшим за грань земного бытия, тем более что голову его венчает нимб.

Интерес мастеров к орнаментам стал своеобразной визитной карточ­кой Македонской эпохи и последу­ющего времени Комни'нов в изо­бразительном искусстве. Это сильно сказывается в мозаике южной гале-

Император Лев VI перед Христом. Мозаика. IX в. Собор Снятой Софии в Константинополе

(Стамбул).

*Нимб —светящийся круг над головой или за головой

святого; символ святости или

божественности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: