Боевая результативность бомбардировки

КОНЕЦ ВОЙНЫ КАК ФАКТОР УГРОЗЫ

16 июля – 1945 года в США в пустыне под Аламогордо (штат Нью-Мексико) было испытано первое ядерное взрывное устройство, а три недели спустя, 6 августа 1945 года атомное оружие впервые было применено в боевых условиях.
Многие, несмотря ни на что до сих пор продолжают считать считать что «никакого другого эффекта, кроме как устрашения, - причем не и так уже готовых капитулировать японцев. А прежде всего вчерашнего союзника. СССР, - варварское уничтожение в считанные секунды более сотни тысяч человек не несло».
Так ли однозначно всё было на самом деле?
Вероятно, автор вышеприведённых строк далеко не одинок в своём мнении. Под влиянием идеологической пропаганды мысль об этом настолько глубоко укоренилась в умах простых граждан, не изучавших подробно многие исторические факты, что подавляющее большинство из них принимают это за абсолютную истину, хотя как сказал в своё время Альберт Эйнштейн: «Абсолютная истина заключается в том, что не существует никаких абсолютных истин».
Неискушённому в военной истории обывателю гораздо проще мыслить стандартными штампами чем досконально разбираться как же всё происходило.
Можно по разному относиться к этому неординарному событию, но нелзьзя игнорировать факты.
Я предлагаю вам иной взгляд на это событие. С исторической, а не с политико-идеологической точки зрения. Попробуем разобраться в этом факте непредвзято и без лишних эмоций.
Вот подлинные исторические факты:
16 июля 1945 года в 5:30 утра в пустыне Аламогордо, Нью Мексико, США, был произведён первый в истории атомный взрыв, подтвердивший опустошительную мощь нового супероружия.
6 августа 1945 года в 2:45 утра с аэродрома Норд Филд на острове Тиниан (один из Марианских островов) в воздух поднялся бомбардировщик 509-ой ударной группы 20-ой воздушной дивизии Б-29-45-МО, имевший тактический номер 82 и индивидуальное имя «Enola Gay» (имя матери командира экипажа и командира 509-ой ударной группы полковника Пола Тибетса). В сопровождении двух других аналогичных машин – носителя измерительной аппаратуры «The Great Artiste» и фоторазведчика «Necessaru Evil» - Тибетс взял курс на Японию. В бомбоотсеке «Энолы Гей» находилась плутониевая бомба Mk-1 «Little Boy» (длина 3 метра, диаметр 0,7 метра, вес около 4 тонн, заряд: плутоний 239, мощность 13 000 тонн тротилового эквивалента).
В 7:30 утра специалисты по атомному вооружению капитан Парсонс и лейтенант Джепсон привели бомбу в боевую готовность.
В 9:15 утра бомба оторвалась от замков и, покинув бомбоотсек, стала падать по баллистической траектории над японским городом Хиросима. Через 43 секунды над мостом Айои в центре города на высоте 564 метра (1900 футов) бомба взорвалась. В результате удара было уничтожено 70 000 зданий (92%застройки), погибло 78 000 человек (четверть населения города), ещё около 65 000 умерли в течение года от вторичных факторов поражения.
9 августа 1945 года в 03-00 утра Б–29 №89 «Bock’s Car» (по имени командира машины Фредерика Бока) под командованием майора Чарльза Сьюни (командира «The Great Artiste») поднялся в воздух с аэродрома Норд Филд и взял курс на японский город Кокура (сегодня Китакюсю). На этот раз в бомбоотсеке «Бокс Кара» была подвешена урановая бомба имплозивного типа Mk-3 «Fat Boy» (диаметр 1,5 метра, заряд: уран – 235, мощность 22 000тонн тротилового эквивалента). Подойдя к Кокуре выяснилось, что город плотно затянут облаками. Сделав три неудачных захода на цель и не найдя просвета в облачности, «Бокс Кар» взял курс на запасную цель – город Нагасаки.
В 10:56 Б-29 подлетел к Нагасаки, который так же был укрыт плотными облаками, поэтому командир экипажа Сьюни принял решение наводить самолёт на цель по радару, но в последний момент, бомбардир-наводчик капитан Кермит Бихан в просвете между облаками заметил силуэт городского стадиона, ориентируясь на который он произвёл сброс атомной бомбы.
В 11:02 утра бомба «Fat Boy» была сброшена на город, и взорвалась на высоте около 500 метров. В результате взрыва погибло 35 000 человек, ещё около 35 000 умерли в течение года от вторичных факторов поражения.















Боевая результативность бомбардировки

С конца сороковых по конец восьмедесятых годов с целью создания из Америки образа агрессора советская пропаганда интерпретировала эти факты как акцию жестокого, бесчеловечного, негуманного и совершенно неоправданного нападения на мирное гражданское население.
Что же заставило президента Гарри Трумэна принять 31 мая 1945 года решение о бомбардировке?
Начнём всё попорядку.
Прежде всего сам по себе результат атомного удара с военной точки зрения не был особо впечатляющим. Существует немало примеров, когда бомбардировочная авиация обычными средствами добивалась не меньших, а порой и куда больших результатов.
В середине 1943 года командующий Британских ВВС Артур Харрис отдал приказ о начале операции Гоморра, массовой бомбардировке зажигательными бомбами крупнейшего промышленного центра Германии города Гамбург. Операция Гоморра продолжалась с 25 июля — 3 августа 1943 года. В результате невиданных доселе пожарищ, вызванных британскими бомбардировками было уничтожено около 60% всех строений. В огне погибло 41 800 (в разных источниках приводятся цифры от 18 000 до 100 000) мирных жителей (значительно больше, чем при атомном ударе по Нагасаки), и 200 000 получили ранения.
13-14 февраля 1945 года англо-американская бомбардировочная авиация совершила три налёта на Дрезден. Первый из них начался 13 февраля в 22:13 и продолжался 16 минут. Второй и третий 14 февраля в 01:20 (20 минут) и в 12:12 (11 минут). Всего в авиаударе участвовало около 1400 бомбардировщиков и до 1000 истребителей. Было сброшено 3749 тонн бомб, в том числе 2800 зажигательных. Было уничтожено 35500 зданий. Погибло около (в том числе вследствии ожогов и ранений) 135 000 человек. Потери были столь велики отчасти потому, что город был переполнен беженцами спасавшимися от наступающих советских войск.
С 25 февраля 1945 года по приказу командующего 21-ой воздушной армией генерал-майора Кертиса Лемея американская авиация начала массированные бомбардировки Токио зажигательными бомбами, пик которых пришёлся на ночь с 8 по 9марта 1945 года. Из 325-и бомбардировщиков Б–29 взлетевших на бомбардировку Японской столицы 279 машин вышли на цель. Каждая из них несла на борту от 6-и до 8-и тонн зажигательных бомб. Сбросив в общей сложности 1665 тонн смертоносного груза, американские самолёты нанесли самый опустошительный удар по Токио. 25% городской застройки полностью выгорело, при этом было уничтожено 267 000 домов. Погибло около 185 000 (в разных источниках приводятся цифры от 80 000 до 200 000) человек (почти в два с половиной раза больше, чем при атомном ударе при Хиросиме).
Через девять дней такие же налёты были совершены на города Осака, Кобе и Нагоя. За десять дней было сброшено почти 10 000 тонн зажигательных бомб, в результате чего погибло ещё около 120 000 японцев.
После кратковременного затишья, вызванного истощением запаса зажигательных бомб, в начале апреля бомбардировки возобновились с новой силой, и в июле было сброшено в три раза больше бомб, чем в марте.
Следует заметить, что Токио уже тогда был самым перенаселённым городом мира и кучность городской застройки Японской столицы была очень плотной. Типичный Японский домик того времени представлял из себя деревянное строение с внутренними перегородками из прессованного картона и вспыхивал огромным факелом в один момент. Американцы были прекрасно осведомлены об этом, что и послужило столь высокой результативности бомбардировок.
Напоминаю, что лишь за 8-9 марта 1945 года в ходе обычной бомбардировки зажигательными бомбами погибло почти в два с половиной раза больше людей, чем при атомном ударе по Хиросиме, но об этом факте мало кто вспоминает помимо военных историков, ведь куда интереснее говорить о чудовищном и бесчеловечном применении атомного оружия.
Конечно, впоследствии количество жертв атомной бомбардировки увеличилось вследствие поражения людей вторичными факторами атомного взрыва (высокая температура, радиация и т.д.), но всё равно не достигло числа жертв бомбардировки Токио.
В прошлом по телевидению любили показывать обожжённые тела выживших жителей Хиросимы. Кадры эти вызывают малоприятные чувства, однако, тело, обожжённое вследствие атомной бомбардировки, ничем не отличается от обожженных тел вследствие бомбардировки зажигательными бомбами жителей Лондона, Гамбурга или Берлина.
В ходе обычных бомбардировок люди также страдают от вторичных факторов, умирая впоследствии от ран и ожогов и тем самым ещё больше увеличивая количество жертв. Таким образом, становится совершенно очевидно, что в отношении количества жертв и разрушений атомная бомбардировка была ни чем лучше и не хуже чем любая другая.
Следует также затронуть (к вопросу о гуманности) тот редко упоминаемый исторический факт, что после налёта на Токио, американские самолёты стали сбрасывать листовки, в которых заранее указывались цели новых ударов, что давало возможность гражданскому населению загодя покинуть объект атаки. В результате бегства из городов 8 500 000 жителей, военное производство Японии сократилось до катастрофического уровня.
Производство нефтепродуктов на 83%, авиационных двигателей на 75%, фюзеляжей самолётов на 60%, радиоэлектронного оборудования на 70%, а в результате самих бомбардировок уничтожено или сильно повреждено более 600 крупных предприятий военной промышленности.
В результате всего вышеизложенного кое у кого может сложиться негативное представление об англо-американской авиации как о сборище безжалостных убийц. А чем же в то время занимались советские пилоты дальней бомбардировочной авиации?
Они тоже без дела не сидели. Уже в ночь на 8 августа 1941 года, всего через полтора месяца после нападения на СССР лётчики 1-ого минно-торпедного полка авиации Балтийского флота под командованием полковника Преображенского на самолётах ДБ-3 впервые осуществили бомбардировку Берлина. Причём из-за неожиданности удара практически не встретив сопротивления.
И хотя эта акция, как и впоследствии в апреле 1942 года налёт полковника Дулитла на Токио, носила чисто символический и пропагандистский характер, она положила начало целой серии ночных бомбардировок городов Германии. Так 10 августа 1941 года с аэродрома Пушкино под Ленинградом на бомбардировку Берлина ушли семь тяжёлых бомбардировщиков ТБ-7 (ПЕ-8) из 412-го тяжёлобомбардировочного авиаполка (ТБАП) и три Ер-2 из 420-го ТБАП. Из них четыре ТБ-7 и два Ер-2 добрались до Берлина и сбросили бомбы, а вернуться на базу смогли только один ТБ-7 и один Ер-2.
В ночь на 28 августа 1941 года, взлетев с подмосковного аэродрома Раменское три бомбардировщика Ер-2 нанесли удар по Кенигсбергу.
В ночь на 1 сентября 1941 года они вновь повторили этот удар.
Вплоть до октября 1941 года 412-й авиаполк, действуя с подмосковных аэродромов, продолжал бомбардировки Берлина и Кенигсберга.
Причём бомбили они там отнюдь не военные объекты разглядеть которые ночью с большой высоты да ещё при светомаскировке практически невозможно, а точно нанести удар по ним и подавно, в чём англичане убедились годом ранее.
Удары наносились по городу, как по площадной цели, то есть по всему пространству застройки, в том числе по жилым домам, школам, больницам и т.д. Жертвы среди гражданского населения были неизбежны.
Масштабы этих бомбардировок, конечно, были куда скромнее, чем у англичан или американцев прежде всего из-за отсутствия достаточного количества тяжёлых бомбардировщиков, а также из-за того обстоятельства, что советское командование считало приоритетным уничтожение тактических целей, оставив стратегические западным союзникам располагавшим огромными флотилиями тяжёлобомбардировочной авиации.


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: