Для начала необходимо установить контакт с клиентом, который пришел к Вам на консультацию. Что для этого можно сделать?
ü Поздороваться с клиентом
ü Представиться ему
ü Предложить ему удовлетворить физиологические потребности (предложить воды, показать, где туалет)
ü Спросить его о том, как он добрался и как себя чувствует
ü Улыбнуться
ü И т.д.
Список можно продолжать бесконечно. Важно поймать главную цель – вербально и невербально помочь клиенту раскрыться, почувствовать доброжелательность с Вашей стороны и готовность помочь.
Сбор информации.
Сбор информации может касаться:
а) мыслей клиента,
б) его чувств,
в) конкретных ситуаций, в которых проявлялась проблема (время, место, люди, участвовавшие в ситуации).
Удачный сбор информации о конкретной ситуации, например, может быть поставлен в соответствие модели построения полного предложения в русском языке: Кто? С кем? Когда? Где? Что делал?
Если на каждый из этих вопросов Вы получили ответ, то вероятность того, что Вы поймете клиента и его проблемную ситуацию, возрастает.
Формулирование контракта.
Клиент приходит на консультацию с первичным запросом. Однако в большинстве случаев с этим запросом невозможно работать, поэтому он должен быть в ходе сессии преобразован в контракт. Сформулировать контракт – значит добиться от клиента ответа на вопрос: что конкретно он хочет изменить в процессе работы с консультантом? Это не означает того, что контракт должен быть сформулирован письменно, наоборот, он формулируется устно, а в процессе беседы с клиентом называется «целью совместной работы». То есть термин «контракт» вообще, как правило, не употребляется в ходе сессии. Как Вы думаете, почему? Оставляю Вам возможность для самостоятельного ответа на этот вопрос.
Помните о том, что контракт можно считать сформулированным лишь в том случае, если Вы вернули его устно клиенту (то есть повторили дословно), и он согласился с данной Вами формулировкой. В остальных случаях контракт нельзя считать формулированным.
Для любой проблемы возможна формулировка по крайней мере двух-трех контрактов, связанных с ней и ведущих к улучшению ситуации для клиента. Например, клиент может пожелать разобраться в причинах появления проблемы, разрешить проблему; изменить свое отношение к существующей проблеме. Возьмем клиента, который пришел к нам с ревностью. Он рассказал нам о том, как ему мешает ревность заниматься своими делами, постоянно вызывая перед глазами картины неверности партнера и не давая сосредоточиться на деле. Мы можем ему предложить понять причины появления у него этой ревности; научить его управлять своей ревностью (снизить степень ее проявления, уменьшить частоту возникновения проблемных ситуаций); изменить отношение к собственной ревности и научиться успешно действовать на ее фоне. По аналогии с этим примером Вы можете научиться формулировать сразу несколько видов контрактов для работы с одной проблемой и предлагать их клиенту.
В процессе совместной работы с клиентом контракт может быть переформулирован, если становится ясно, что старый контракт неактуален и потерял свою силу. Никто не мешает психологу вновь вернуться к этапу формулирования контракта, если это необходимо клиенту. Наиболее эффективна та работа психолога-консультанта, в которой учитываются актуальные потребности клиента. Это гибкость в его работе, которая может быть противопоставлена ригидности (когда психолог механически следует выбранной на начальном этапе цели без анализа изменяющегося контекста).
Сформулирован контракт должен быть позитивно (например, «спокойнее относиться», «быть увереннее в…»), а не негативно («не бояться», «не вести себя…»). Это лишь первое из правил, помимо этого, любой правильно сформулированный контракт соответствует модели SMART постановки целей. Только в этом случае можно переходить к следующей стадии консультации и терапевтического процесса в целом.






