Модель SMART постановки целей

Что такое контракт? Это цель работы психолога и его клиента. Цель – идеальный образ ожидаемого результата/будущего. Если Вы хотите успешно достичь поставленных с клиентом целей (то есть реализовать контракты), то их нужно правильно формулировать. В этом помогут SMART-критерии. SMART – это аббревиатура. Она образована первыми буквами английских слов:

  • S pecific (Конкретная, понятная)
  • M easurable (Измеримая)
  • A chievable (Достижимая и реалистичная)
  • R elevant (В зоне нашего влияния)
  • T imed (Определенная во времени)

Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и (в идеале, но не обязательно для психологической консультации) соотносится с конкретным сроком. Давайте разберем каждый критерий и посмотрим на SMART-цели на практике.


Конкретность (S). Когда Вы планируете с клиентом что-либо сделать, у вас в голове формируется свое видение результата выполнения задачи, важно максимально конкретизировать. Пример: возьмем два контракта – «Избавиться от страхов» и «Избавиться от страха собак». Не будем сейчас останавливаться подробнее на том, что оба контракта нереализуемы (так как от большинства страхов не просто сложно, а ни в коем случае нельзя избавляться, а можно лишь уменьшать их до адекватного уровня), скажем лишь то, что второй контракт звучит конкретнее. Психологу и клиенту становится ясно, с чем именно они работают, чего конкретно добиваются. Ведь страхи бывают разные, правда?


Измеримость (M). Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс. Давайте для лучшего понимания снова возьмем тему страхов. Например, измерима ли цель «Уменьшить страх»? Да, так как это можно проверить тем эмоциональным состоянием, которого достигнет клиент при столкновении с объектом страха. Или частотой подобных проблемных ситуаций, которая должна уменьшиться после Вашей работы. Измерима ли цель «Хочу, чтобы муж любил только меня!»? Конечно, нет.


Достижимость (A). При формулировке контракта Вам необходимо учитывать профессиональные возможности и личностные качества (свои и клиента). Ставьте цели, соответствующие опыту и индивидуальным особенностям своего клиента. Для примера возьмем следующую формулировку контракта: «Повысить за два месяца уровень дохода в два раза». Скажем, человек получат крошечную зарплату и его уже обещали взять на новую работу с большим окладом в ближайшем месяце. Тогда это, вероятно, достижимая цель. А если Ваш клиент – офисный работник, которому не грозит повышение, у которого нет своего собственного бизнеса и менять работу он не хочет? Тогда эта цель очевидно недостижима. По крайней мере, так сформулированная.


Релевантная (R). Размышляя над тем, находится ли цель в зоне влияния Вашего клиента, подумайте, есть ли кто-то или что-то, что может негативно повлиять на достижение цели. Например, если Вы и Ваш клиент поставите цель «Получить повышение по работе», то она не будет в зоне влияния Вашего клиента, т.к. это зависит не только от его усилий, труда, но также от отношения к нему начальства, планов по изменениям в компании и т.п. То есть результат зависит не только от клиента. А значит, будучи сформулированным так, контракт может быть никогда не достигнут. Как правильно помочь поставить цель клиенту в этом случае, согласно обсуждаемому критерию? Например, так: «Я стану хорошим работником», «Я подготовлюсь и попрошу у начальника повышения». Эти цели сформулированы так, что именно клиент определяет по сути, достигнет их или нет. Они не связаны с реакцией другого человека и его выбором.


Соотнесение с конкретным сроком (T). Каждая цель в идеале должна иметь дату начала и дату конца. Хотим обратить Ваше внимание на то, что критерий T желателен, но необязателен для формулировок контрактов психологических консультаций. Это связано с тем, что зачастую даже профессионалу трудно предсказать, какое время потребуется клиентку для решения его проблемы. Во многом это зависит от его скорости усвоения информации, от прилежности в выполнении домашних заданий и поддерживаемого уровня мотивации к решению проблемы.


Работа с проблемой.

Это самая сложная и длительная стадия психологической консультации. Ее основное содержание – применение различных приемов и техник для работы с уже сформулированным контрактом. Конкретные приемы и техники для работы с базовыми темами клиентских запросов Вы узнаете на соответствующих занятиях.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: