Посылки определения МДЦ (факторы, влияющие на определение МДЦ)

Минимально допустимая цена — показатель расчетный, планируемый. Для каждого предпринимателя этот показатель имеет свою оценку, отличную от оценок других предпринимателей, поэтому и посылки, которыми руководствуется предприниматель при расчете такого показателя, имеют индивидуализирующую окраску:

1.Фактор нормы прибыли. Предприниматель в качестве посылки использует такой показатель, как норма прибыли. В его представлении минимум его прибыли закрепляется на уровне средней прибыли, характерной для сферы производства вообще или для той отрасли, к которой относится его предприятие. В таком случае, если издержки производства у данного предпринимателя составляют 100 денежных единиц на одну товарную единицу, минимально допустимая цена будет определена на уровне 112 денежных единиц на одну товарную единицу (100 +12%).

2. Фактор достаточности. В этом случае предприниматель использует фактор достаточ­ности в качестве основной посылки. "...Мои издержки производства, — рассуждает он, — составляют 65 денежных единиц в расчете на одну товарную единицу. Если бы мне удалось обеспечить минимум прибыли на уровне 15 денежных единиц, то я был бы доволен". В таком случае предприниматель определяет этот показатель (МДЦ) на уровне 80 денежных единиц.

3. Фактор массы общей прибыли. Третий предприниматель может исходить из посылки возможной массы общей прибыли. "...Если я начну производить зубные щетки, — как откровенничал когда-то один из американ­ских бизнесменов — зная, что объем производства может составить 1 млрд. штук, то я согласен начать производство даже в том случае, если знаю, что прибыль составит всего 1 цент на одну зубную щетку". То есть при издержках производства, предположим, 15 центов минимально допустимая цена закрепляется на уровне 16 центов. В этом случае срабатывает фактор общей прибыли, которая могла бы составить 10 млн. долл. (1 цент * 1 млрд.).

МДЦ высту­пает для предпринимателя в качестве страховочного показателя при фиксации им цены реализации на товар в каких-то конкретных ситуациях (например, во время переговоров о заключении кон­тракта). Такие ситуации (по степени снижения интереса предпринимателя) можно было бы классифицировать следующим образом:

1.Стремление к максимально большому разрыву между реальной ценой реализации товара и минимально допустимой ценой. В этом случае прибыль будет складываться из двух компонентов:

• нормативной прибыли, т. е. прибыли на минимально до­пустимом уровне (с точки зрения конкретного предпринимателя);

• излишней прибыли, т. е. прибыли, размер которой будет равен разнице между ценой реализации и минимально допустимой ценой.

2. Предприниматель стремится реализовать то­вар по МДЦ (если невозможно реализовать вариант 1). В этом случае он обеспечивает себе норматив прибыли, зафиксированный им в структуре минимально допустимой цены. Возникновение такой ситуации служит для предпринимателя сигналом к размышлению: стоит ли продолжать производство такого товара, есть ли возможность минимизировать издержки производства или же нужно подумать о переходе на производ­ство другого — более прибыльного — товара.

3. Предприниматель продает товар по цене ниже МДЦ, но выше уровня издержек производства (в случае невозможности реализации варианта 2). Такая ситуация классифицируется как рисковая: срочно необходи­мо принимать какое-то решение для ее исправления (переход к производству другого товара, смена регионального рынка и т. д.).

4. Предпринимателю продает товар по цене, равной издержкам производства (при невозможности реализации варианта 3). Ситуация на таких условиях бессмысленна с экономической точки зрения: сколько трачу, столько и получаю взамен. Производство такого товара требует полной остановки, если не просматриваются в перспективе улучшения.

5. Предприниматель продает товар по цене ниже издержек производства (в случае невозможности реализации варианта 4). Убыточный тип производства. Производство в таком случае продолжается лишь потому, что бы вернуть частично свой вложенный капитал.

Все перечисленные ситуации можно наглядно представить в виде таблицы (табл. 5.6).

                                                                                                                       Таблица 5.6

Таблица зависимостей цены и прибыли

Ценовая ситуация Издержки производства Нормативная прибыль Реальная прибыль Убыток Цена
Товар продается по цене выше минимально допустимой 100 15 30 - 130
Товар продается по минимально допустимой цене 100 15 15 - 115
Товар продается по цене ниже минимально допустимой, но выше уровня издержек производства 100 15 10 - 110
Товар продается по цене, равной издержкам производства 100 15 - - 100
Товар продается по цене ниже издержек производства 100 15 - 10 90

 

Предприниматель не может управлять рыночной ценой. Он вынужден подстраиваться под спрос и покупательскую способность (может воздействовать, поставляя больше или меньше товаров).

Но предприниматель может и должен управлять минимально допустимой ценой:

· должен сокращать или стремиться к минимизации издержек производства;

· изменять прибыль на минимально допустимом уровне.

 

Управление минимально допустимой ценой осуществляется предпринимателем при помощи калькуляции. (калькуляция от лат. сalculatio – счисление 1.Исчисление всех элементов себестоимости и продажной цены продукта, товара, услуг).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: