Минимально допустимая цена — показатель расчетный, планируемый. Для каждого предпринимателя этот показатель имеет свою оценку, отличную от оценок других предпринимателей, поэтому и посылки, которыми руководствуется предприниматель при расчете такого показателя, имеют индивидуализирующую окраску:
1.Фактор нормы прибыли. Предприниматель в качестве посылки использует такой показатель, как норма прибыли. В его представлении минимум его прибыли закрепляется на уровне средней прибыли, характерной для сферы производства вообще или для той отрасли, к которой относится его предприятие. В таком случае, если издержки производства у данного предпринимателя составляют 100 денежных единиц на одну товарную единицу, минимально допустимая цена будет определена на уровне 112 денежных единиц на одну товарную единицу (100 +12%).
2. Фактор достаточности. В этом случае предприниматель использует фактор достаточности в качестве основной посылки. "...Мои издержки производства, — рассуждает он, — составляют 65 денежных единиц в расчете на одну товарную единицу. Если бы мне удалось обеспечить минимум прибыли на уровне 15 денежных единиц, то я был бы доволен". В таком случае предприниматель определяет этот показатель (МДЦ) на уровне 80 денежных единиц.
3. Фактор массы общей прибыли. Третий предприниматель может исходить из посылки возможной массы общей прибыли. "...Если я начну производить зубные щетки, — как откровенничал когда-то один из американских бизнесменов — зная, что объем производства может составить 1 млрд. штук, то я согласен начать производство даже в том случае, если знаю, что прибыль составит всего 1 цент на одну зубную щетку". То есть при издержках производства, предположим, 15 центов минимально допустимая цена закрепляется на уровне 16 центов. В этом случае срабатывает фактор общей прибыли, которая могла бы составить 10 млн. долл. (1 цент * 1 млрд.).
МДЦ выступает для предпринимателя в качестве страховочного показателя при фиксации им цены реализации на товар в каких-то конкретных ситуациях (например, во время переговоров о заключении контракта). Такие ситуации (по степени снижения интереса предпринимателя) можно было бы классифицировать следующим образом:
1.Стремление к максимально большому разрыву между реальной ценой реализации товара и минимально допустимой ценой. В этом случае прибыль будет складываться из двух компонентов:
• нормативной прибыли, т. е. прибыли на минимально допустимом уровне (с точки зрения конкретного предпринимателя);
• излишней прибыли, т. е. прибыли, размер которой будет равен разнице между ценой реализации и минимально допустимой ценой.
2. Предприниматель стремится реализовать товар по МДЦ (если невозможно реализовать вариант 1). В этом случае он обеспечивает себе норматив прибыли, зафиксированный им в структуре минимально допустимой цены. Возникновение такой ситуации служит для предпринимателя сигналом к размышлению: стоит ли продолжать производство такого товара, есть ли возможность минимизировать издержки производства или же нужно подумать о переходе на производство другого — более прибыльного — товара.
3. Предприниматель продает товар по цене ниже МДЦ, но выше уровня издержек производства (в случае невозможности реализации варианта 2). Такая ситуация классифицируется как рисковая: срочно необходимо принимать какое-то решение для ее исправления (переход к производству другого товара, смена регионального рынка и т. д.).
4. Предпринимателю продает товар по цене, равной издержкам производства (при невозможности реализации варианта 3). Ситуация на таких условиях бессмысленна с экономической точки зрения: сколько трачу, столько и получаю взамен. Производство такого товара требует полной остановки, если не просматриваются в перспективе улучшения.
5. Предприниматель продает товар по цене ниже издержек производства (в случае невозможности реализации варианта 4). Убыточный тип производства. Производство в таком случае продолжается лишь потому, что бы вернуть частично свой вложенный капитал.
Все перечисленные ситуации можно наглядно представить в виде таблицы (табл. 5.6).
Таблица 5.6
Таблица зависимостей цены и прибыли
Ценовая ситуация | Издержки производства | Нормативная прибыль | Реальная прибыль | Убыток | Цена |
Товар продается по цене выше минимально допустимой | 100 | 15 | 30 | - | 130 |
Товар продается по минимально допустимой цене | 100 | 15 | 15 | - | 115 |
Товар продается по цене ниже минимально допустимой, но выше уровня издержек производства | 100 | 15 | 10 | - | 110 |
Товар продается по цене, равной издержкам производства | 100 | 15 | - | - | 100 |
Товар продается по цене ниже издержек производства | 100 | 15 | - | 10 | 90 |
Предприниматель не может управлять рыночной ценой. Он вынужден подстраиваться под спрос и покупательскую способность (может воздействовать, поставляя больше или меньше товаров).
Но предприниматель может и должен управлять минимально допустимой ценой:
· должен сокращать или стремиться к минимизации издержек производства;
· изменять прибыль на минимально допустимом уровне.
Управление минимально допустимой ценой осуществляется предпринимателем при помощи калькуляции. (калькуляция от лат. сalculatio – счисление 1.Исчисление всех элементов себестоимости и продажной цены продукта, товара, услуг).