Диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости

Житейская свобода — свобода воли — это только компонент. По житейскому свобода исключает необходимость и наоборот. Реально — необходимость обходится без свободы. Свобода — познанная необходимость (Спиноза, Кант, Лейбниц). Необходимость определяет поведение человека, но по-разному. Непознанная необходимость — неизвестная человеку — проявляется в форме случайности, человек во власти случайности, раб непознанной необходимости. Необходимость тащит человека (стоики) — судьба. Для свободы требуется познание необходимости. Для создания нового человеку требуется знание необходимости + иметь материальные средства; свобода есть господство человека над природой. Человек управляет возможностями для получения нужного результата, подчиняет себе случайность. Зная общее, подчиняет себе конкретное. Подчиняясь необходимости, подчиняет себе случайность.

Две сферы деятельности

1) я знаю цель и имею средства — я- хозяин.

2) у меня не хватает средств, я и познать не могу, я не знаю, реальны ли цели — чисто случайность, везение. Его тащит.

Вторая сфера сужается за счет первой.

Проблема свободы воли. Человек в тайге. Если не знает, куда идти — его поведение определяет случай. Он свободен? Нет. Свобода воли — когда я знаю результаты всех своих действий.

Свобода и необходимость — тот же основной вопрос философии.

24. Статус вероятности в классической и квантовой физике. Концепция вероятностной причинности. B классической физике понятие вероятности используется в тех случаях, когда неизвестны характеристики какого-то процесса или реакции. Играя в кости, мы могли бы предсказать результат, имея информацию обо всех условиях, в которых он совершается. Все эти показатели называются локальными переменными, они принадлежат предметам, принимающим учaстие в данном процессе. Глубже локальных связей существуют нелокaльные, которые хaрaктеризуются мгновенностью установления и пока не могут предсказываться при помощи языка точной математики. Некоторые физики рассматривают нелокальные связи в качестве непосредственной сущности квантовой действительности. Квантовая теория не всегда указывает точную причину того или иного явления (например, переход электрона c одной атомной орбиты на другую, он спонтанен). Не всегда можно предсказать, когда и как произойдет подобное событие; реально лишь охарактеризовать его вероятность. Поведение любой части целого определяется ее нелокaльными связями c последним, a поскольку об этик связях мы ничего не знаем, нам приходится заменить узкие клaссические понятия причины и следствия более широкими представлениями o статистической причинности. Классическая физика: свойства и поведение целого определяется свойствами и поведением его отдельных частей. Физика квантовая: все наоборот. Вероятность используется в классической и квантовой физике практически в одних и тех же целях. B обоих случаях мы имеем дело c некими неизвестными "сокрытыми" переменными, и это мешает нам делать какие-либо определенные выводы. Но если в классической физике скрытые переменные являются локальными механизмами, то в квантовой физике они нелокальны и представляют собой мгновенные связи co Вселенной в целом. При переходе к более низким измерениям определенности уступают место вероятностям. Эйнштейн долго не признавал существование нелокaльных связей и вытекающее из этого факта фундаментальное значение вероятности. Его спор c Бором в двадцатые годы, когда он выpазил свое несогласие c Боровской интерпритацией квантовой теории при помощи афоризма: "Б-г не играет в кости". Эйнштейн признал, что квантовая теория в трактовке Бора и Гейзенберга представляет собой последовательную систему научных взглядов, однако надеялся, что науке удастся найти детерминистское описание всех необъяснимыx явлений в терминах локальных скрытых переменных. Эйнштейн поставил "мысленный" эксперимент (эксперимент Эйнштейна-Подольcкого-Розенa). Через 30 лет Джон Белл построил теорему, опирающуюся на этот эксперимент, доказавшую, что существование локальных скрытых переменных плохо согласуется co статистическими формулировками квантовой теории. Теорема Белла доказала, что понимание действительности, как сложной структуры, состоящей из отдельных частей, соединенных при помощи локальных связей, несовместимо c идеями квантовой теории.

Концепция вероятностной причинности. При анализе под причинностью понимается именно связь состояний, описываемая фундаментальными физическими теориями, и рассматривается она применительно к динамическим и статическим законам. B первом случае говорят o динамической причинности, a во втором — o вероятностной. Причинность в динамических законах является основополагающей идеей классического детеpминизмa. Вероятностная пpичинность имеет место в статистическиx законах, которые более глубоко отражают объективные связи природы. Вероятностная пpичинность является более общей, a динамическая - лишь ее частный случай. Разные типы системных объектов требовали разных по смыслу категориальных сеток. В механической системой вполне достаточно считать, что свойства частей исчерпывающе определяют свойства целого. Для освоения простых систем достаточно истолковaть причинность в духе лапласовской детерминации, пространство и время считать внешними по отношению к системе. Ньютоновская концепция абсолютного пространства и времени. Этой сетки категорий было достаточно, чтобы осваивать и изучать простые механические системы. Философия механицизма, обосновывая эту категориальную сетку, обеспечила на несколько веков эффективное изучение тaких систем. Позже наука столкнулась c новым типом систем, которые можно было бы обозначить как сложные саморегулирующиеся системы. Это все живые системы и все социальные объекты, в технике- системы саморегуляции, гомеостатические технические устройства. Понадобилась другая категориальная сетка. Выяснилось, что просто из свойств частей не получить свойства целого, что существует особое системное качество, которое не сводится к свойствам элемента. Пришлось по-новому истолковать причинность. B таких гомеостатических системах есть подсистемы c вероятностным стохастическим взаимодействием элементов. Там возникает та при причинность, которая была обнаружена в квантовой механике, то, что потом назвали вероятностной причинностью. Вероятностная причинность ограничивала лапласовский детерминизм, огpаниченном диапазоне он также действует, и применим для описания аспектов функционирования сложных саморегулирующихся систем.

25. Философские проблемы квантовой механики. Планетарная модель атома Резерфорда оказалась неустойчивой с точки зрения классической электродинамики Фарадея-Максвелла. Максвелл основывался, как и Галилей, на принципе непрерывности. Движение отрицательно заряженного электрона вокруг положительно заряженного ядра должно было быть равноускоренным, → согласно уравнениям Максвелла, электрон в атоме должен был непрерывно излучать энергию в виде электромагнитных волн. Если бы электроны в атомах подчинялись уравнениям Максвелла, то электрон, излучая электромагнитные волны, терял бы энергию и в конце концов упал бы на ядро. Планк: квантовая теория излучения: энергия передается от излучателя к реципиенту квантами. К 1911 году (опытам Резерфорда), идея Планка объяснила такие явления, как спектр абсолютно черного тела и фотоэффект. Ученик Резерфорда Бор применил квантовую теорию к планетарной модели атома, родилась квантовая механика. Она отказалась от всех основных принципов классической механики и упразднила принцип непрерывности. Для философии отказ от принципа непрерывности (основополагающий по Лейбницу) был так же губителен, как в свое время для схоластики отказ от концепций материи и формы. Физикам пришлось решать, какие из принципов надо «отмести», а какие «оставить». К числу «непоколебленных» Планк отнес закон сохранения энергии; закон сохранения импульса; принцип наименьшего действия; три начала термодинамики. К числу опровергнутых - неизменность химических атомов; взаимную независимость пространства и времени; непрерывность всех динамических процессов. 1927 год, Гейзенберг: принцип неопределенности, указывавший на предел точности наших знаний о координате и скорости частицы и фактически приведший к отказу от понятия траектории. Примерно в то же время Шредингер: волновая функция заменила прежнее понятие траектории, квадрат модуля волновой функции дает нам вероятность обнаружения частицы в данной точке пространства в данный момент времени. Следствие: с некоторой вероятностью квантовый объект мог находиться там, куда с точки зрения классической механики, он вообще не мог попасть. Например, преодоление частицей потенциального барьера. Естественно, что это также противоречит философии, утверждающей, что каждая причина приводит к однозначному следствию. Эйнштейн вступил в полемику об непредсказуемости с Бором. В данном случае, экспериментльно наблюдаемый туннельный эффект в точности описывался уравнением Шредингера, что помогло доказать правоту Бора. Впоследствии выяснилось, что туннельный эффект играет ключевую роль в ядерных реакциях, происходящих в недрах Солнца.

26. Проблема редукции в науке и философии науки. Редукционизм. Ученые стремятся свести более сложные явления к более простым и построить общую картину мира, основанную на небольшом количестве простых исходных принципов. Пифагор: мир - гармония чисел; Демокрит: мироздание как движение атомов в пустоте; Аристотель: мир подобен организму. С 17 по 19 вв. большинство ученых вдохновлялись идеалом механической картины мира. Трудности, с которыми столкнулась физика в начале XX в., привели к попыткам: с одной стороны, построения единой физической картины мира на базе электродинамики; с другой стороны, построения универсальной вероятностной физической карины мира. Сегодня ученые стремятся построить синтез релятивистских и квантовых идей. Редукционистская программа была чрезвычайно эффективной как методологическая установка. На базе механистической картины мира удалось описать поведение тел. Электромагнитная картина мира позволила установить единую природу электрических и машинных процессов. В статистической картине мира - универсальные схемы описания поведения сложных макроскопических систем, черты единства между поведением макроскопических объектов и микрообъектов. В физике элементарных частиц - выявление единства фундаментальных физических взаимодействий, синтез физики элементарных частиц и космологии. Развитие науки можно представить как осуществляющееся на пути от относительной к абсолютной истине в форме постоянных смен менее совершенных все более и более совершенными редукционистскими программами. В рамках этой позиции антиредукционистские научные построения рассматриваются как временные явления. Если понимать под редукционизмом сведение сложного к более простому, то процедуры редукционизма, несомненно, соответствуют самой сущности научного познания. Редукционизм - методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым. Редукционизм абсолютизирует принцип редукции (сведения сложного к простому и высшего к низшему), игнорируя специфику более высоких уровней организации. Редукционизм как философский подход исторически потеснил холизм - систему взглядов, не выделяемую в тот период отдельно, но господствовавшую в европейском мышлении до XVII века. Первым был Рене Декарт (1596 - 1650). В современной западной философии редукционизм вновь уступил свои позиции холизму, понятие которого было на новом уровне введено в оборот Смэтсом (1870 - 1950). «Метафизика» Аристотеля: «целое больше, чем сумма его частей».

27. Время и пространство. Субстанциальные и реляционные концепции времени и пространства. Философские проблемы теории относительности. Д ва подхода к пространству и времени. Первый - субстанциальная концепция. Пространство и время - нечто самостоятельно существующее наряду с материей, как ее пустые вместилища. Все объекты мыслятся существующими в пространстве и во времени, причем последние имеют самостоятельное, независимое от первых существование. Свое всестороннее развитие и завершение получила у Ньютона и в классической физике в целом.

     Второй подход- реляционная концепция пространства и времени. Без материи нет и пространства, пространство само по себе не представляет собой абсолютной реальности. Пространство – это совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих объектов, их расположение друг относительно друга и относительную величину; время – совокупность отношений, выражающих координацию сменяющих друг друга состояний (явлений), – их последовательность и длительность.

     В дополнение к реляционной концепции положения, выражающие сущность материалистических воззрений на пространство и время. 1) объективность пространства и времени; 2) всеобщность пространства и времени.

Объективность пространства-времени означает, что они существуют вне сознания как формы бытия, координации самих материальных объектов. Пространство и время существуют в человеке, как присущие ему способы воспринимать вещи. Всеобщность пространства и времени означает, что ничто не может существовать вне времени и вне пространства. Пространство и время как формы координации обладают свойствами, это трехмерность пространства и одномерность и необратимость времени, однородность и изотропность пространства и однородность времени. Инвариантность системы по отношению к определенным преобразованиям переменных: однородность времени – по отношению к сдвигам времени; однородность пространства – по отношению к сдвигам в пространство; изотропность пространства – по отношению к повороту осей системы координат в пространстве. Отсюда наиболее фундаментальные законы сохранения; симметрии относительно сдвига времени соответствует закон сохранения энергии; симметрии относительно пространственного сдвига – закон сохранения импульса; изотропности пространства – закон сохранения момента импульса. Это у Нётер, например.

     Ландау и Лифшиц: предположение, что закон возрастания энтропии - своеобразное «макроскопическое» выражение физической неэквивалентности обоих направлений времени в процессах взаимодействия квантовых объектов с классическими.

 

В начале XX в. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции. Она включает в себя две генетически связанные теории: СТО и ОТО. СТО возникла как результат попыток распространить действие физического принципа относительности, на законы электродинамики. Эйнштейн справился с этой задачей, но цена за обобщение принципа физической относительности и распространение его на все законы физики, заключалась в пересмотре ньютоновских пространственно-временных представлений. В СТО утратили свой абсолютный характер такие пространственно-временные характеристики, как длина, временной интервал, понятие одновременности. Новые подтверждения правильности реляционной концепции пространства и времени дала ОТО. ОТО явилась результатом распространения действия принципа относительности и на неинерциальные системы отсчета. Это привело к установлению тесной зависимости метрических свойств пространства-времени от гравитационных взаимодействий между материальными объектами. В СТО было установлено, что геометрические свойства пространства-времени зависят от распределения в них гравитационных масс. Основное философское значение теории относительности: 1. Теория относительности исключала из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциальной трактовки пространства и времени; 2. Она показала зависимость пространственно-временных свойств от харатера движения и взаимодействия материальных систем, подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи, в качестве содержания которых выступает движущаяся материя; 3. Теория относительности нанесла удар субъективистским, априористским трактовкам сущности пространства и времени, которые перечили ее выводам.

28. Проблема идеального в философии и науке. Познание и идеальное в свете теории информации. Уже философы древности исходили из представления о двухмерности бытия, его разделенности на два основных типа: материальное и идеальное. Наряду с понятием «материя» одним из базовых философских понятий стала категория идеального. Но и сегодня духовный мир человека остается своего рода «вещью-в-себе». Заслуга наиболее глубокой разработки проблемы идеального принадлежит Платону. Именно он впервые обосновал концепцию удвоения мира: мир вечных, неизменных сущностей - идей и мир изменчивых, конечных во времени материальных предметов. Развитие в средневековой религиозной философии: существование двух миров - божественного и земного, а в человеке - двух начал, духовного и телесного. Острые споры велись вокруг следующих двух вопросов: 1) какова специфика идеального, в чем состоит его отличие от материального; 2) каково соотношение этих двух реальностей, какая из них является первичной. Позиция материалистов, начиная с Демокрита, состояла в том, что идеальные, духовные явления производны от материальных и потому тождественны им, представляют собой то же самое по своим свойствам, что и явления материальные. (Душа человека тоже состоит из атомов, только более легких и подвижных). Точка зрения идеалистов, начиная с Платона - что идеальное представляет собой качественно иной вид реальности. Лейбниц - если даже можно было бы увеличить мозг до размеров большой ветряной мельницы, то и в этом случае в нем не удалось бы обнаружить каких-то носителей идеального; там нельзя было бы увидеть ничего, кроме отдельных нервных клеток. Идеальное не есть материальное, а есть нечто иное. Связь и взаимодействие - далеко не то же самое, что тождество. «Детекторы лжи», например, потому и не являются вполне точными, что они фиксируют только факт взаимодействия физического и психического, а не сам феномен идеального, в котором нет ни грамма материального, вещественного. Идеалисты исходят из того, что идеальное, духовное существует в виде особого мира идей, основу которого составляет совокупность наиболее общих понятий, универсалий. Концепция идеализма представляет идеальное не только как нечто совершенно иное, чем материальное, но и как приоритетную субстанцию, существующую до и независимо от материального мира, как явление, существующее изначально и объективно и обладающее способностью порождать все материальное. Вопрос об источниках, причинах возникновения идеального мира в идеалистической философии, как и в религиозной, или обходится, или же, как в системе Гегеля, связывается с вечным мировым разумом. Познание и идеальное в свете теории информации. По мнению многих авторитетных исследователей, информация - один из наиболее значимых и в то же время загадочных феноменов окружающего нас мира. Общепризнанных представлений о концептуальной природе информации в научной среде до сих пор не еще выработано. Феномен информации является многоплановым, тесно связан со структурой реальности и является результатом взаимодействия между собой образующих эту структуру материальных и идеальных компонентов. 1. Структура реальности окружающего нас мира обладает свойством дуализма, включает в себя физическую и идеальную реальность. Оба эти компонента объективно существуют и непрерывно взаимодействуют друг с другом, обладают свойством взаимного отражения. 2. Способность физической и идеальной реальности к взаимному отражению является их фундаментальным свойством, которое, и создает возможность проявления различных аспектов феномена информации. 3. Информация не является физическим объектом или процессом, а принадлежит к миру идеальной реальности. Однако для своего проявления информация нуждается в объектах физической реальности, которые и служат ее носителями. 4. Несмотря на то, что информация принадлежит к миру идеальной реальности, она, будучи связанной с одним физическим объектом, может воздействовать на другой объект физического мира, который и становится ее новым носителем. 5. Для выявления информации, связанной с некоторыми ее носителями, существуют специальные процедуры, важнейшей из которых является процедура сравнения. 6. Информация является одним из основных понятий информатики – науки о принципах и закономерностях реализации информационных процессов в системах различной природы. Все это свидетельствует о необходимости дальнейшего философского осмысления феномена информации и, в первую очередь, ее концептуальной природы и способов проявления в системах физической и идеальной реальности, а также ее взаимосвязей с материей и энергией.

29. Релятивизм, и проблема истины в естественных, социогуманитарных науках. Релятивизм - методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Он проистекает из одностороннего подчѐркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений. Гносеологические корни - отказ от признания преемственности в развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий. Факт развития познания, в ходе которого преодолевается любой достигнутый уровень знания, релятивисты рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит к отрицанию объективности познания вообще, к агностицизму. Тезис Протагора «человек есть мера всех вещей…». Элементы релятивизма характерны для античного скептицизма: обнаруживая неполноту и условность знаний, зависимость их от исторических условий процесса познания, скептицизм преувеличивает значение этих моментов, истолковывает их как свидетельство недостоверности всякого знания вообще. Аргументы релятивизма философы XVI-XVIII веков (Эразм Роттердамский, Монтень, Бейль) использовали для критики догматов религии и основоположений метафизики. Иную роль релятивизм играет в идеалистическом эмпиризме (Беркли, Юм; махизм, прагматизм, неопозитивизм). Абсолютизация относительности, условности и субъективности познания, вытекающая из сведения процесса познания к эмпирическому описанию содержания ощущений, служит здесь обоснованием субъективизма. Проблема истины в естественных, социогуманитарных науках. Для того чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны, помогали ориентироваться в окружающей действительности и преобразовывать ее в соответствии с намеченными целями, они должны находиться с ней в определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. В структуре знания мы можем выделить два слоя. Один из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу. Можем ли мы выделить в наших знаниях содержание, не зависящее ни от индивидуального человека, ни от человечества, и если можем, то как в таком случае определить меру соответствия этого содержания объективной реальности? В истории философии отмечалось наличие двух способов. К первому относятся логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Платон, например, считал, что истинным может быть лишь знание о вечных и неизменных идеях. Но так мы отказываем в истинности всем знаниям о материальных изменчивых процессах. Ко второму способу относятся чувственное созерцание, наблюдение. Однако чувственное восприятие не может дать нам абстрактных знаний, например математических истин, а тем более не может служить средством их проверки. К тому же чувственные образы сугубо субъективны. Это дало основание Бэкону сказать: "Истина - дочь времени", она лишена объективного содержания, не зависящего от человека и человечества. Поэтому Гоббс, пытавшийся в какой-то степени синтезировать бэконовский эмпиризм и рационализм Декарта, предложил другую формулу: истина - дочь разума, подчеркивая этим независимость истины от временных, привходящих обстоятельств. Кант сказал, что выявление объективного критерия истинности знания составляет центральную задачу философии. Не противостоя сознанию, практика является его основой и вместе с тем включает в себя сознательную деятельность. Практику надо брать во всем ее объеме, во всей сложности, подвижности, противоречивости, в тенденциях ее развития. Основное, что можно вывести из такого понимания критерия истины, - это взгляд на ее изменчивость, ибо: 1) объективный мир, отражаемый в знании, постоянно изменяется и развивается; 2) практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются; 3) знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянного изменения и развития находится и истина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: