Часть II. Политическая часть 2.1. Политические проблемы России

Политика — это не только борьба за власть. Это и реализация власти. А это значит государственное управление. Клас-сические политические инфраструктуры, которые партия оценивает по их текущему

 

264


состоянию, выдвигая собственную платфор-му по их обустройству, следующие.

1. Восстановление института государ-ственной безопасности, государственного суверенитета как составной категории от экономики и финансов до информации и идеологии, от демографии до цивилизаци-онной идентичности, от институтов социа-лизации гражданина страны и патриотизма до превосходства духовных ценностей над меркантильными и материальными.

2. Политическая структуризация обще-ства, состязательность политических идей, обязательность состоятельной оппозиции и равенство доступа к борьбе идей и борьбе за власть.

Сегодня в России политическое поле «за-чищено». Живут практически только про-екты высшей властной администрации — политические суррогаты. Любое живое политическое дело, даже не оппонирующее, а просто альтернативное — подавляется. По-литическая монополия мысли и власти дове-дены до стадии загнивания.

 

265


3. Гарантии безопасности оппозиции, оп-позиционных партий и возможность уча-ствовать во властных процедурах в их дис-куссионной и публичной части.

Политическая оппозиция законодательно не легитимизирована. Нет к ней требований профессиональности, прозрачности, обяза-тельности. Про экстремизм законы есть, про иностранных агентов тоже — а про здоровую оппозицию нет. Прав и гарантий оппозиции парламентской, как и в исполнительной вла-сти, нет никаких. Оппозиция реально не вы-полняет важные функции состязательности в политической жизни страны. Монополия власти доведена до контрпродуктивного предела. Власть загнивает точно по схеме монопольной КПСС в СССР.

Неслучайно поэтому беспомощное со-стояние власти, опаздывающей на вызовы технологий цветных революций, превратив-шей центры, выросшие на западных грантах, в своих консультантов и экспертов. В итоге консультации и экспертизы поступают на высший российский уровень принятия ре-

 

266


шений «в переводе с английского». Пятая колонна продолжает действовать.

4. Состоятельный механизм кадрового ре-крутинга во власть. Социальный лифт и от-бор лучших.

Властный рекрутинг поражен непотизмом и кадровой коррупцией. Сформирована ква-лификационная ловушка — каждая последу-ющая кадровая генерация профессионально еще хуже предыдущей. Во власть отбираются не самые способные, а самые ушлые. Инте-ресы служить стране заменены на интересы конвертировать власть в доходы и карьеру.

5. Ротация властных кадров всех уровней и пресечение «пожизненной» и «наследуе-мой» включенности во власть.

Механизм конкуренции и сменяемости властных лиц подавлен. Нет ни эффективной законодательной базы, ни практики. Сроки занятия должностей достигают десятков лет, что является прямым путем к деградации качества государственного управления.

6. Механизм политической ответственно-сти власти и властных лиц за результаты их

 

267


деятельности, реальные процедуры общест-венно-политической публичной оценки дея-тельности властей и возможность призвать и привести их к ответственности.

Действующая конституция подменила ин-ститут ответственности за результаты своей деятельности власти и персон институтом «в ведении находятся вопросы…». В резуль-тате многие годы они «ведают вопросами», проваливаются и ни за что не отвечают.

7. Есть цивилизационная специфика в российской властной автосубъектности. Па-тернализм и ожидания от хорошего «царя» решения всех проблем характерны для рос-сийского общества.

Но уязвимость традиции в том, что не всегда везет с «царем». А страховочного ме-ханизма в лице активного общества, в лице независимой судебной системы, самостоя-тельных ветвей власти недостает. Они пода-влены высшей монополией правящей груп-пировки.

8. Законодательные, политические и прак-тические механизмы гарантий народовла-

 

268


стия (демократии) как нового механизма, дополняющего институт прав и свобод ин-ститутом гарантий, т. е. возможности и обя-зательности их реального исполнения.

Права и свободы человека превращены в России в фикцию. Они становятся реально-стью только для богатого и близкого к вла-сти. Номинации прав и свобод, без гарантий государства, основанных на ресурсной обе-спеченности и полномочиях, включая ответ-ственность и обязанности, отвечающие кон-кретным правам, недостаточно. Это только право на право. Право должно быть реально гарантировано.

9. Оздоровление института выборов, ин-ститута партий, института представитель-ства общества во власти.

Теневой характер выборов, неравенство ресурсов, доминирование контрпродуктив-ного административного ресурса, санкци-онированные властью массовые фальсифи-кации в пользу своих фаворитов, отсутствие работоспособного института апелляций по нарушениям превратили выборный инсти-

 

269


тут демократии в суррогат. Вместо демо-кратического механизма отбора лучших и ротации власти в России работает механизм консервации несменяемых и отбора далеко не лучших представителей во власть. Демо-кратия как институт прогресса превращена в механизм реакции и консерватизма.

10. Законодательное и практическое обес-печение общества механизмами контроля власти и властных лиц.

Власть, властные лица в России пре-вратились в персоны вне критики, оценки и приведения к ответственности. Власть закапсулировалась и все более урезает ме-ханизм сдержек и противовесов со стороны общества. В результате процесс коррум-пирования, перерастания самой го судар-ственности в так называемую латентно при-ватизированную нарастает,   превращая власть в беспомощный и полукриминаль-ный режим.

В либеральной России нет возможности противостоять информационной и когни-тивной войне, доктрины безопасности по-

 

270


ловинчаты и двусмысленны. Бюджет стра-ны зависит от «воли» зарубежа. Культуру и историю на высшем уровне призвали «деи-деологизировать». Образование, СМИ, про-паганда формируют человека-потребителя. Человека-индивидуалиста, что пострашнее для совершенно иной исторически России, чем прямые военные угрозы. Страна «пере-рабатывает» себя сама изнутри.

11. Государство будет вновь, как и положено «по классике», отвечать за все. Прямым дирек-тивным образом в уместных для этого сферах, законодательным регулятивным и косвенным мотивационным методами. Свобода и ответ-ственность личности, ответственность групп и общества и интересы государства во имя всеобщего блага и нравственности будут га-рантироваться государством.

Государство по либеральным формулам самоустранилось от ответственности во многих важнейших сферах жизни страны. Но никакой рынок и саморегуляции этого компенсировать не могут. В результате на-растает хаотизация и социал-дарвинизация

 

271


развития, сводя его к неизбежному виду — повсеместной деградации.

12. Авторитет государства и его мощь, не-обходимые для обеспечения устойчивости страны и потенциалов государственности России, будут восстановлены и поддержи-ваться.

Либеральная модель минималистского го-сударства — «ночной сторож», машина для услуг населению — подрывает главную при-роду государства как социальной оболоч-ки жизни общества в целом. Минимизация ресурсной базы государства, перекачка ее в приватный сектор уничтожает потенциал государственности. От частных финансов и имущества дело доходит до частных армий, а затем до развала государства, что ярко ил-люстрирует Украина.

13. Не право сильного и богатого, а симфо-ния интересов всех субъектов интересов (че-ловек, общество, государство) будет полити-ческим принципом организации отношений в обществе, отношений общества и государ-ства, отношений государства и общества.

 

272


Нелепый лукавый подставной рефрен: государство для человека или человек для государства — выдуман для того, чтобы за-темнить иной принцип. Нужна гармония интересов: человека, общества и государ-ства. Следует добавить — еще и окружаю-щего нас мира.

14. Восстановление справедливости в ре-сурсном распределении между Центром и регионами. Степень централизации власти и ресурсов по отношению к субъектам Фе-дерации в России деформирована. Центр стягивает ресурсы на себя, распределяет их затем встречным ходом в регионы, но эф-фективность такой схемы низка.

Оптимально соотношение властного ман-дата Центра и регионов и ресурсного рас-пределения примерно 50/50.

15. Будет три уровня государственной власти: федеральный, Субъекта Федерации и местный. Но будет еще и уровень настоя-щего народного самоуправления, который вскроет энергию и самостоятельность, ак-тивность и творчество людей на местах.

 

273


Действующая конституция ввела разделе-ние государственной власти на два уровня и местное самоуправление. Но так называе-мое местное самоуправление не отличается от государственной власти и не вводит на-стоящего самоуправления. В результате по-тенциал активности населения в режиме са-моуправления подавлен.

16. Россия не выдвинула ценностей, не ставит ценностные цели, не имеет стратегии и в результате не знает куда идти и как раз-виваться.

В государстве необходимо известное в практике мира индикативное и директив-ное в уместных секторах планирование и для приватного, и для государственного секторов.

17. Поразительно, как в либеральном го-сударстве безразлична и даже подавляется предпринимательская активность малого и среднего бизнеса.

Государство провозгласит предпринима-тельство видом трудовой деятельности. Вве-дет регулирование рентных доходов и соз-

 

274


даст систему защиты и поддержки бизнеса, самозанятости населения.

18. Государственные ресурсы всех видов, природные ресурсы фактически неявно приватизированы группировкой близких к власти бенефициаров. Речь идет о новом яв-лении приватизированного государства.

Эта узурпация и обкрадывание большин-ства населения и самого государства будет системно искоренена.

19. Государство пересмотрит свою поли-тику поддержки села и сектора материаль-ного производства. Рентная деятельность будет управляемой. Аграрный сектор в на-шей северной стране брошен на произвол конкуренции с поставщиками из стран с иным климатом и с иным уровнем государ-ственных дотаций селу. ВТО работает в одну сторону — против интересов России. Неу-правляемая ценовая цепочка стимулирует спекулянта и посредника — но не произво-дителя.

20. Коммерциализация гуманитарной сфе-ры (образования, здравоохранения, куль-

 

275


туры, науки), минимизация общественных фондов перераспределения будут пересмо-трены. Есть оптимальное соотношение лич-ной индивидуальной оплаты потребляемых благ и перераспределяемых централизован-ным порядком.

21. Экология и рачительность природополь-зования станут фактором стимулирования технического прогресса.

 














Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: