Практическое занятие №1
Тема «Права человека – высшая ценность общества»
1.Цель:
Сформировать умения анализировать проблемы в области прав человека, решать ситуативные задачи по определению и защите прав человека.
Формировать умение анализировать нормативные документы и оформлять результаты в таблицу.
Сформировать умение анализировать международные и отечественные документы в области прав человека, сравнивать и сопоставлять знания о правах и обязанностях, свободах и ответственности личности. Развивать умение применять знания в жизненных ситуациях, выбирая вариант развития событий.
Задание
Заполните таблицу
Права человека | Статья Конституции РБ | Краткое содержание |
личные | ||
политические | ||
социальные | ||
экономические | ||
культурные |
2.2.Продолжите описание жизненной ситуации, выбрав вариант развития ситуации:
1. Преподаватель на уроке отобрал записку, которую учащийся передал одногруппнику и...
|
|
2. Дежурный администратор не пустил учащегося в колледж после звонка…
3. В ответ на замечание, сделанное на уроке преподавателем учащемуся...
4. Учащийся на уроке играл в игру на мобильном телефоне. Преподаватель...
1) ситуация привела к нарушению прав участников;
Вопрос: Какие права были нарушены? Назовите причины, которые привели к нарушению прав, каковы могут быть последствия?
2) ситуация была разрешена без нарушения прав участников.
Вопрос: Каковы права участников ситуации? Что помогло избежать нарушения прав? Подготовьте выступление со ссылкой на Конституцию РБ. Ответ аргументируйте.
Оснащение работы
Методические указания по выполнению практических работ
Основные теоретические сведения
Права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан Республики Беларусь
Права и свободы человека в целом идентичные понятия. Права и свободы– это возможности индивида пользоваться определенными благами в политической, экономической, социальной, духовной и иных сферах. Свободы, это те же права, представляющие собой сферу человека, в которую (в отличие от прав) государство не должно вмешиваться.
Свобода – это возможность человека избежать воздействия со стороны государства, это независимость от него.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только на основании закона в тех пределах, которые продиктованы интересами развития правового государства. В соответствии со ст. 23. Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, обще-ственного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
|
|
Права и свободы можно классифицировать по различным признакам.
С позиции субъекта (гражданина, человека) можно выделить:
- права и свободы человека;
- права и свободы гражданина.
По сфере проявления человеческой деятельности:
- личные;
-политические;
- экономические;
- социальные;
- культурные.
Права человека –это субъективные права,выражающие реальные возможности индивида удовлетворять свои жизненные потребности и интересы. Такие права носят всеобщий универсальный характер. Эти права человек имеет где бы он ни находился.
Права гражданина –совокупность прав и свобод,закрепляемых государ-ством в отношении граждан.
Личные права и свободы закреплены в Конституции Республики Бела-русь. К ним относят:
право на жизнь (ст. 24);
право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25);
право не считаться виновным в совершении преступления, пока вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда – презумпция невиновности (ст. 26);
- право не давать показаний против себя, членов своей семьи, близких родственников (ст.27);
- право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь (ст. 28);
- право на неприкосновенность жилища (ст. 29);
- и др.
К политическим правам и свободам, закрепленным Конституцией нашегогосударства, относят:
- право на управление делами государства (ст. 37); - право избирать и быть избранным (ст. 38);
- право на обращение в государственные органы (ст. 40); - свобода объединений (ст. 36);
- свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пике-тирования (ст.35);
- право на равный доступ к любым должностям в государственных орга-
нах (ст. 39);
- и др.
В Конституции Республики Беларусь закреплены также и экономические,
социальные, культурные права:
- право на труд (ст.41);
- на вознаграждение за труд (ст.42); - право на отдых (ст. 43); - право собственности (ст.44);
- право на охрану здоровья (ст. 45); - право на жилище (ст.48); - право на образование (ст. 49);
- право сохранить свою национальную принадлежность (ст.50); - право на участие в культурной жизни (ст.51); - и др.
Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан со-блюдать ее Конституцию, законы, уважать национальные традиции.
Помимо прав у каждого гражданина Республики Беларусь существует ряд обязанностей:
1. Соблюдать Конституцию, уважать законы Республики Беларусь и национальные традиции (ст. 52).
2. Уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц (ст. 53).
3. Бережно относиться к историко-культурному, духовному наследию
и другим национальным ценностям (ст. 54).
4. Охранять природную среду (ст. 55).
5. Финансировать государственные расходы путем уплаты государ-ственных пошлин, налогов и иных платежей (ст. 56).
6. Защищать Республику Беларусь (ст. 57).
Порядок выполнения работы
5.1.Заполните таблицу, используя Конституцию РБ, основными группами прав человека
5.2.Продолжите описание жизненной ситуации, выбрав вариант развития ситуации:
Форма отчета о работе
Название работы
Цель работы
Выполнение заданий
Ответы на контрольные вопросы
Вывод
Контрольные вопросы и задания
7.1. Какие виды конституций Вы знаете.
7.2. Какие основополагающие документы, регламентирующие права человека в мире, вы знаете?
Рекомендуемая литература
Основы права: учеб. / под общ. ред. Л.М. Рябцева, Г.Б. Шишко. – Минск: РИПО, 2014. – 317 с.
Конституционное право: учебное пособие / Д. М. Демичев. - Мн.: Вышэйшая школа, 2004