Рекомендуемая литература

Практическое занятие №1

Тема «Права человека – высшая ценность общества»

1.Цель:

Сформировать умения анализировать проблемы в области прав че­ловека, решать ситуативные задачи по определению и защите прав человека.

Формировать умение анализировать нормативные документы и оформлять результаты в таблицу.

Сформировать умение анализировать международные и отечественные документы в области прав человека, сравнивать и сопоставлять знания о правах и обязанностях, свободах и ответственности личности. Развивать умение применять знания в жизненных ситуациях, выбирая вариант развития событий.

Задание

Заполните таблицу

Права человека Статья Конституции РБ Краткое содержание
личные    
политические    
социальные    
экономические    
культурные    

2.2.Продолжите описание жизненной ситуации, выбрав вариант развития ситуации:

1. Преподаватель на уроке отобрал записку, которую учащийся передал одногруппнику и...

2. Дежурный администратор не пустил учащегося в колледж после звонка…

3. В ответ на замечание, сделанное на уроке преподавателем учащемуся...

4. Учащийся на уроке играл в игру на мобильном телефоне. Преподаватель...

1) ситуация привела к нарушению прав участников;

Вопрос: Какие права были нарушены? Назовите причины, которые привели к нарушению прав, каковы могут быть последствия?

2) ситуация была разрешена без нарушения прав участников.

Вопрос: Каковы права участников ситуации? Что помогло избежать нарушения прав? Подготовьте выступление со ссылкой на Конституцию РБ. Ответ аргументируйте.

Оснащение работы

Методические указания по выполнению практических работ

 

Основные теоретические сведения

Права и свободы человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан Республики Беларусь

Права и свободы человека в целом идентичные понятия. Права и свободы– это возможности индивида пользоваться определенными благами в политической, экономической, социальной, духовной и иных сферах. Свободы, это те же права, представляющие собой сферу человека, в которую (в отличие от прав) государство не должно вмешиваться.

Свобода – это возможность человека избежать воздействия со стороны государства, это независимость от него.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только на основании закона в тех пределах, которые продиктованы интересами развития правового государства. В соответствии со ст. 23. Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, обще-ственного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Права и свободы можно классифицировать по различным признакам.

С позиции субъекта (гражданина, человека) можно выделить:

- права и свободы человека;

- права и свободы гражданина.

По сфере проявления человеческой деятельности:

- личные;

-политические;

 - экономические;

 - социальные;

 - культурные.

Права человека –это субъективные права,выражающие реальные возможности индивида удовлетворять свои жизненные потребности и интересы. Такие права носят всеобщий универсальный характер. Эти права человек имеет где бы он ни находился.

Права гражданина –совокупность прав и свобод,закрепляемых государ-ством в отношении граждан.

Личные права и свободы закреплены в Конституции Республики Бела-русь. К ним относят:

право на жизнь (ст. 24);

право на свободу, неприкосновенность и достоинство личности (ст. 25);

право не считаться виновным в совершении преступления, пока вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда – презумпция невиновности (ст. 26);

- право не давать показаний против себя, членов своей семьи, близких родственников (ст.27);

- право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь (ст. 28);

- право на неприкосновенность жилища (ст. 29);

- и др.


К политическим правам и свободам, закрепленным Конституцией нашегогосударства, относят:

- право на управление делами государства (ст. 37); - право избирать и быть избранным (ст. 38);

- право на обращение в государственные органы (ст. 40); - свобода объединений (ст. 36);

- свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пике-тирования (ст.35);

- право на равный доступ к любым должностям в государственных орга-

нах (ст. 39);

- и др.

В Конституции Республики Беларусь закреплены также и экономические,

социальные, культурные права:

- право на труд (ст.41);

- на вознаграждение за труд (ст.42); - право на отдых (ст. 43); - право собственности (ст.44);

- право на охрану здоровья (ст. 45); - право на жилище (ст.48); - право на образование (ст. 49);

- право сохранить свою национальную принадлежность (ст.50); - право на участие в культурной жизни (ст.51); - и др.

Каждый, кто находится на территории Республики Беларусь, обязан со-блюдать ее Конституцию, законы, уважать национальные традиции.

Помимо прав у каждого гражданина Республики Беларусь существует ряд обязанностей:

1. Соблюдать Конституцию, уважать законы Республики Беларусь и национальные традиции (ст. 52).

2. Уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других лиц (ст. 53).

3. Бережно относиться к историко-культурному, духовному наследию

и другим национальным ценностям (ст. 54).

4. Охранять природную среду (ст. 55).

5. Финансировать государственные расходы путем уплаты государ-ственных пошлин, налогов и иных платежей (ст. 56).

6. Защищать Республику Беларусь (ст. 57).


Порядок выполнения работы

5.1.Заполните таблицу, используя Конституцию РБ, основными группами прав человека

5.2.Продолжите описание жизненной ситуации, выбрав вариант развития ситуации:

 

Форма отчета о работе

Название работы

Цель работы

Выполнение заданий

Ответы на контрольные вопросы

Вывод

Контрольные вопросы и задания

7.1. Какие виды конституций Вы знаете.

7.2. Какие основополагающие документы, регламентирующие права человека в мире, вы знаете?

Рекомендуемая литература

Основы права: учеб. / под общ. ред. Л.М. Рябцева, Г.Б. Шишко. – Минск: РИПО, 2014. – 317 с.

Конституционное право: учебное пособие / Д. М. Демичев. - Мн.: Вышэйшая школа, 2004


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: