Учитель начальных классов Бриевская О.И

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение МОУ «Школа №8 им.А.В.Гавришенко г.Донецка»

Учитель начальных классов Бриевская О.И.

Принципы построения воспитательной работы:

Принцип открытости.

  Планирование школьниками жизни в классе совместно с классным руководителем с учётом своих интересов, потребностей и желаний.

Принцип привлекательности будущего дела.

  Увлечение учащихся конечным результатом выполняемого дела.

Принцип деятельности.

  Активное участие школьников во всех мероприятиях, которые проводятся в школе (конкурсах, праздниках, соревнованиях и т. д.). Желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя, родителей.

Принцип свободы участия.

  Предоставление детям возможности выбора задания с учётом своих интересов, личных качеств воспитание ответственности за выполнение порученного дела.

Принцип обратной связи.

  Каждое внеклассное мероприятие заканчивается рефлексией. Обсуждается, что получилось и что не получилось

Принцип сотворчества.

  В этом принципе соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Предоставление учащимся права выбора партнёра по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует её успешность.

Принцип успешности.

  Классный руководитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценить. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Оценка успешности ученика должна быть искренней и неформальной.  

  Приоритетные направления воспитательной работы:

  1. «Здоровье»
  2. «Учёба»
  3. «Общение»
  4. «Нравственность»
  5. «Досуг»
  6. «Экология»
  7. «Семья»

   

 Направление 1. «Здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи:

- Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.

- Воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни.

-Формировать здоровьесберегающие навыки на основе валеологических знаний.   

Формы работы:

- спортивные конкурсы, соревнования, спартакиады, турниры;

- встречи с выдающимися спортсменами, победителями спортивных соревнований;

- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;

- предметные утренники, спортивные викторины, классные часы по спортивной тематике;

- беседы и дискуссии.

Направление 2. «Интеллект»

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи:

- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.

- Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

-Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.

- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.

Формы работы:

-внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;

- интеллектуальные игры;

- интеллектуальные бои;

- тренинги интеллектуальных умений.

Направление 3. «Общение»

Цель: передача учащимся навыков социального общения людей, опыта поколений.

Задачи:

Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений

1 Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребёнок».

2 Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.

3 Учить детей приёмам преодоления проблем в общении.

Формы работы:

- интерактивные игры, тематические классные часы;

- тренинг общения детей;

- праздники, конкурсы, ролевые игры.

Направление 4. «Нравственность»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
  2. Формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нём.

Формы работы:

- тематические классные часы по нравственной тематике;

- дискуссии;

- помощь детям в детских домах;

- изучение нравственного наследия мира, своей страны:

- читательские конференции;

- праздники, сюрпризы, конкурсы;

- тетральные и кинопремьеры;

- экскурсии, поездки;

Направление 5. «Досуг»

  Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

  Задачи:

  1. Создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности.
  2. Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям.
  3. Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
  4. Развитие эстетических умений учащихся и становление этических понятий.

Формы работы:

- празднование памятных дат; посещение театров, музеев, выставок;

- театрализованные представления;

- фестивали, конкурсы талантов.

Направление 6. «Гражданин»

Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах.

Задачи:

1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.

2. Формирование у учащихся правовой культуры.

3. Формирование гуманистического мировоззрения, способности к саморазвитию.

Формы работы:

- тематические классные часы;

- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

- конкурсы.

- викторины по правовой тематике.

Направление 7. «Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Задачи:

  1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
  2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
  3. Обучение родителей владению приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.

Формы работы:

- тематические классные часы;

- праздники семьи, спортивные состязания;

- праздники, посвящённые красным датам календаря и датам школы;

- походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВН родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги;

- дни творчества;

- индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы

Приложение.           

     Диагностики изучения классного коллектива

                                                                                     Воспитание – это процесс жизни,

                                                                                     а не подготовка к будущей жизни.

                                                                                                                              Дж. Дьюи                       

    Психолого–педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Диагностика выполняет следующие функции:

  1. Информационную.
  2. Прогнозирующую.
  3. Оценочную.
  4. Развиваюшую.

Используемые методы диагностики:

- Беседа с учеником.

- Беседа с родителями.

- Беседа с педагогами.

- Наблюдение.

- Анкетирование.

- Тестирование.

- Сочинения.

- Социометрия.

- Ранжирование.

- Графический и рисуночный тест.

    Диагностики изучения мотивационной сферы учащихся

                                             1-й класс.

Диагностика №1. «Рисунок на школьную тему»

Если ученик изображает учителя или себя у доски, процесс урока, учебный материал, то это говорит о том, что у него хорошая школьная мотивация. Изображение школьной, но не учебной ситуации, игровых сюжетов – низкая школьная мотивация. Изображение в тёмных красках – негативное отношение к школе.

Диагностика №2 «Фотография»

Детям предлагается выступить в роли «фотографов» - сделать снимок своего класса. На листе бумаги в квадратиках учащиеся размещают себя и своих одноклассников, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик заменяет именем своего одноклассника. Классный руководитель обращает внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих одноклассников, с каким настроением выполняет работу.

                                             2-й класс.

Диагностическая методика №1. «Настроение»

Учащимся предлагается список учебных предметов, которые они изучают во втором классе. Рядом с каждым предметом изображены три рожицы. Детям предоставляется право выбрать ту рожицу, которая соответствует чаще всего настроению при изучении этого предмета.

Методика позволяет увидеть отношение к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Это даёт возможность классному руководителю использовать её в работе с учителями, преподающими в классе, а также скорректировать своё взаимодействие с отдельными учениками.

Диагностическая методика №2. «Школа будущего»

Учащимся предлагается определить, что должно быть в школе и чего быть не должно. Для этого ребятам раздаются листы бумаги, на которых они пишут под знаком (+), что должно быть, под знаком (-) то, чего быть не должно. Если учащиеся относят к знаку (-) учителя, урок, то это говорит о том, что эти понятия вызывают у ученика тревожность, что не способствует формированию положительной учебной мотивации.

   

                                             3-й класс

Диагностическая методика №1. "Ранжирование".

Учащимся класса предлагается проранжировать (расставить по степени значимости для себя) учебные дисциплины, которые изу­чаются в третьем классс и обосновать значимость предметов одним - двумя словами. Например, математика - интересно и т.д. Это ис­следование позволяет выявить учебные интересы учащихся, опре­делить, чем объясняются учебные приоритеты учащихся.

   Диагностическая методика № 2. Изучение преобладающих мо­тивов получения образования у учащихся.

Учащимся предлагают написанные па карточках суждения. Каждый ученик получает 20 карточек и из них выбирает только три самых важных, которые имеют для ученика самое большое значе­ние. Суждения могут быть такими:

— Я понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

— Я стараюсь всегда выполнять требования учителя.

— Я понимаю свою ответственность за учение перед родителями.

— Я хочу окончить школу и учиться дальше.

— Я хочу иметь хорошую работу.

— Я хочу получать хорошие и отличные отметки.

— Я хочу получать одобрение родителей и учителей.

— Я хочу, чтобы все обо мне думали хорошо.

— Я хочу быть лучшим учеником нашего класса.

— Я хочу отвечать на уроках лучше всех.

— Я хочу, чтобы учительница меня хвалила за мое поведе­ние.

— Я хочу, чтобы меня не ругали за поведение в школе мои одноклассники.

— Я не хочу получать плохие отметки.

— Мне нравится учиться.

— Мне нравится делать домашние задания.

— Мне нравится рассуждать на уроке.

— Мне нравится решать трудные задачи.

Суждения 1 - 3 - мотивы долга

             4 - 6 - мотивы самосоверше негования

             7 - 9 - мотивы благополучия.

            10 - 12 - мотивы престижности.

            13 - 15 - мотивы избегания.

            16 - 18 - мотивация содержанием.

            19 - 20 - мотивы познания

  Такая методика позволяет определить, какие мотивы в учебной деятельности являются для   учащихся приоритетными. Это позво­ляет скорректировать методы воспитательского воздействия на учащихся, обратить внимание родителей и педагогов на мотивацию учения школьников.

                                            4 класс

Диагностическая методика №1. «Сочинение»

  Учащимся без предварительной подготовки и специального предупреждения предлагается написать сочинение по одной из следующих тем (по выбору):

- Мой самый любимый предмет.

- Моё самое любимое занятие.

- Мой самый грустный день в школе.

- Мой самый счастливый день в школе.

- Что я думаю о моей учёбе в школе.

- Мои школьные трудности.

Сочинения можно анализировать по различным критериям. Одним из критериев анализа является выбор учеником темы сочинения. Можно выяснить, какая проблема доминирует над всеми остальными, вызывает тревогу, требует немедленного решения. Содержание сочинения тоже много может сказать классному руководителю: интересы учащегося, его эмоции и чувства, переживания, поиск решения и определение выхода из ситуации. По результатам работы над сочинением можно организовать индивидуальную консультацию с учащимися, учебную помощь, взаимопомощь.

Диагностическая методика №2. Анкетирование.

  Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты.

1.Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться лома?

— чаше хочется остаться дома

— бывает по-разному

— иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты по­шел бы в школу или остался бы дома?

— не знаю

— остался бы дома

— пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

— не нравится

— бывает по-разному

— нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

— хотел бы

— не хотел бы

— не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

— не знаю

— не хотел бы

— хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

— часто

— редко

— не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

— точно не знаю

— хотел бы

— не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

— мало

— много друзей

— нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

— нравятся

— не очень

— не нравятся

 

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

 

№ вопроса Балл за 1-й ответ Балл за 2-й ответ Балл за 3-й ответ
1        1         3       0
2        0         1       3
3        1         0       3
4        3         1       0
5        0         3       1
6        1         3       0
7        3         1       0
8        1         0       3
9        1         3       0
10        3         1       0

 

       

Вывод: на основе методики было выделено 5 уровней школьной мотивации.

 

Количество  баллов Уровень Характеристика Ведущий мотив
25 - 30 баллов Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявленные школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сольно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал. Познавательный мотив.
20 – 24 балла Хорошая школьная мотивация Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень является средней нормой Социальный мотив
15 -19 баллов Положи- тельное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами   Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети, как правило, изображают школьные, но не учебные ситуации Позиционный мотив
10 – 14 баллов Низкая школьная мотивация Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе Игровой мотив
Ниже 10 баллов Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью. Дети испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимодействии с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо. Среди школьников 3 – 4-го классов это, прежде всего дети, находившиеся в ситуации хронического неуспеха в учёбе Игровой мотив

                           

     

 

       Формирование традиций в детском коллективе.

                             Законы жизни детского коллектива:

1. Каждый человек имеет право на ошибку и её исправление.

2.Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.

3.Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.

4.Человек должен учиться дружить и иметь друзей.

5.Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

6.Человек должен учиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.

      Дети проживают в школе большую часть своей жизни. Радо­сти и горести каждого ученика переживаются учащимися совмест­но. От того, как дети проживают каждый день своей жизни, какие впечатления эмоционального плана остаются у них от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперед. Можно проводить в классе массу самых разнообразных ме­роприятий, но если в них нет теплоты, любви, если принципы об­щения основаны на подчинении и приказе, традиции становятся безнравственными и вредными.

        Принципы формирования традиций в детском коллективе.

Принцип первый - безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

Принцип второй - беспристрастность и оценке поступков уча­щихся.

Принцип третий - терпение и терпимость в достижении цели педагогического воздействия.

Принцип четвертый - диалогичиость и полилогичность о об-шепии с учащимися.

Принцип пятый - отсутствие боязни у педагога признать сною неправоту, свои непрофессиональные действия.

Принцип шестой - использование чувства юмора как неотъем­лемого методического средства в работе с учащимися.

Принцип седьмой - исключение значимости своего настроения в общении с детьми.

  Рассказ классного руководителя младших школь­ников своим ученикам о бывших учащихся, о том, каким был классный коллектив, какие традиции и обычаи существовали в классе, способствует тому, что младшие школьники желают подражать своим старшим товарищам, брать с них пример.

Проходят годы, но и через годы учащиеся вспоминают, какой была жизнь в их классе, какие праздники и встречи, экскурсии и викторины они проводили. Какие отношения склады вались у них с классным руководителем, по каким обычаям и на каких традициях строилась жизнь класса.

 

         Формы внеклассной работы с младшими школьниками.

Формы внеклассной работы сегодня - это широкий спектр са­мых различных мероприятий. Существуют классические формы внеклассной работы:

- классный час;                            

- классное собрание;

- час общения;

- информационный час;

- игры;

- праздники;

- викторины;

- конкурсы;

- марафоны;

- состязания;

- турниры

                           Примерная тематика собраний.

 

1-й класс 1. Права и обязанности школьника. 2. Что такое поручение? 3. как надо вести себя в библиотеке? 4. Как вести себя в столовой?
2-й класс 1. Школьный дневник. Как с ним работать? 2. Режим дня школьника. 3. Наш класс на перемене. 4. Как мы выполняем свои поручения?
3-й класс 1. Домашние задания и как мы к ним относимся. 2. Традиции класса. 3. Памятки для учащихся. 4. Ответственность к порученному делу.
4-й класс 1. Наши читательские умения. 2. Как мы дежурим в классе и в школе. 3. Наш класс в жизни школы. 4. Мы переходим в 5-ый класс.

                  Часы общения, праздники, марафоны.

                                        Формы часов общения:

- беседа (этическая, нравственная)

- дискуссия (в 4 классе)

- встречи с интересными людьми

- викторины по различным областям знаний

- КВНы

- театрализации

- интерактивные игры

- тренинги

- читательские конференции

                                 Тематика часов общения

 

1-й класс 1. Это – Я! (Самопредставление) 2. Моя любимая игрушка. (Игра) 3. Букварь! Я говорю тебе прощай! (Праздник)
2-й класс 1. От улыбки солнечной одной. (Игра) 2. Урок вежливости. (Театрализация) 3. По страницам любимых сказок. (Конференция) 4. Род, родные, Родина… (Семейный праздник)
3-й класс 1. Путешествие в страну рифмы. (Игра) 2. Жадность. Что это такое? (Беседа) 3. Я песню пою милой маме. (Праздник) 4. Путешествие в природу. (Путешествие)
4-й класс 1. Мир моих увлечений. (Час общения) 2. Мы – одна семья. (Праздник семьи) 3. Юмор в нашей жизни. (Игра) 4. Праздничный бал – прощание с начальной школой.

 




double arrow
Сейчас читают про: