Физиология слухового анализатора

Для слухового анализатора звук является адекватным раздражителем. Звуковые волны возникают как чередование сгущений и разрежений воздуха, которые распространяются во все стороны от источника звука. Все вибрации воздуха, воды или другой упругой среды распадаются на периодические (тоны) и непериодические (шумы). Если их записать, то тоны имеют правильную, четкую, ритмическую форму, шумы – неправильную, сложную. Тоны бывают высокие и низкие. Последним соответствует меньшее число колебаний в секунду. Основной характеристикой каждого звукового тона является длина звуковой волны, которой соответствует определенное число колебаний в секунду. Длину звуковой волны определяют расстоянием, которое проходит звук в секунду, деленным на число полных колебаний, которое совершает звучащее тело в секунду. Чем больше число колебаний, тем короче длина волны. У высоких звуков волна короткая, измеряемая в миллиметрах; у низких – длинная, измеряемая метрами. При этом высокие звуки приводят в колебание небольшой (короткий) столб лабиринтной жидкости (перилимфы) в основании улитки, низкие – с большей длиной волны – распространяются до верхушки улитки.

Ухо человека воспринимает полосу звуковых частот от 16 до 20 000 Гц (от 12-24 до 18–24 кГц). Человек способен воспринимать ультразвуки частотой до 200-225 кГц, но только при костном его проведении.

Ототопика – способность определять направление звука, обеспечивается: разницей в силе звука, воспринимаемой более близким и более далеким от источника ухом,  восприятием минимальных промежутков времени между поступлением звука к одному и другому уху (время требуется на огибание головы), а также способностью воспринимать разность фаз звуковых волн, поступающих в оба уха.

Считалось, что ототопика возможна только при сохранности функции двух ушей, однако получены сведения и о моноуральной ототопике.

Системы периферического отдела слухового анализатора:

звукопроводящая – ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, цепь слуховых косточек, мембрана окна улитки, перилимфа, базилярная пластинка, рейсснерова мембрана.

Звукопроведение:

воздушный путь: звук в фазу сгущения - колебания барабанной перепонки - смещение цепи слуховых косточек - вдавление стремени в окно преддверия - смещение перилимфы преддверия - распространение звуковой волны по лестнице преддверия - колебания преддверной мембраны Рейсснера - смещение эндолимфы и базилярной пластинки - смещение перилимфы барабанной лестницы, вторичной мембраны окна преддверия (окна улитки) в сторону барабанной полости - возврат в исходное положение.

костный путь: компрессионный механизм (высокие частоты): звук, распространяясь по кости до жидких сред внутреннего уха, в фазе сгущения будет выпячивать мембрану окна улитки и в меньшей степени основание стремени (из-за практической несжимаемости жидкости);

инерционный механизм (низкие частоты): с учетом свободного соединения слуховых костей, колебание звукопроводящей системы не будет совпадать с колебаниями костей черепа и, следовательно, базилярная и преддверная мембраны будут колебаться и возбуждать спиральный орган обычным путем.

Звуковосприятие.

Общий механизм возбуждения слуховых рецепторов: колебания эндолимфы приводят к деформации волосков нейроэпителиальных клеток за счет сдавления или натяжения их покровной мембраной; физическая энергия преобразуется в нейроэлектрический импульс.

 

Патология органа слуха. Методы исследования слуха.

Основные содержательные линии

 Патология органа слуха Причины возникновения приобретенной патологии слуха у детей: инородные тела наружного слухового прохода; заболевания лорорганов, нарушающие функцию слуховой трубы (ринит, аденоидит); воспалительные и невоспалительные заболевания наружного слухового прохода; инфекционные заболевания и поствакциональные осложнения; аллергические заболевания; общесоматические заболевания; воздействие различных интоксикаций (медикаментозная, бытовая и химическая и т.д.; психогенные факторы. Заболевания наружного уха. Заболевания барабанной перепонки. Заболевания среднего уха. Заболевания внутреннего уха. Заболевания слухового нерва, проводящих и слуховых центров. Методы исследования слуха. Исследование слуха речью. Исследование слуха камертонами и аудиометром. Исследование слуха у детей

Материал для теоретического анализа и подготовки к занятию


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: