Планирование как функция управления заключается в определении целей и задач работы, а также в выборе средств и путей их реализации.
На современном этапе общественного развития в условиях совершенствования демократии, усиливается значение целенаправленного воспитательного воздействия не только в сфере труда и учебы, но и в сфере досуга, быта, непосредственного общения, то есть в сфере культурной деятельности, связанной с функционированием культурно-досуговых учреждений. В этом смысле деятельность этих учреждений является не только объектом социального управления, но и важным рычагом воздействия государственных и общественных организаций на процесс воспитания населения.
Кроме того, деятельность в сфере культуры по созданию, сохранению, распределению и потреблению духовных ценностей общества приобрела в
настоящее время такие масштабы, что успешное ее осуществление просто немыслимо без научной организации и планирования.
Планирование в сфере культуры, в том числе и планировании деятельности клубных учреждений имеет свои специфические черты, отличающие его от планирования в сфере материального производства. Перед учреждениями культуры стоит задача поднять на качественно новый уровень содержание планирования. Усиливается роль перспективных планов, внедрение системы научно обоснованных норм и нормативов, подчеркивается необходимость добиться рационального сочетания отраслевого и территориального развития.
|
|
Основой планирования деятельности клубных учреждений являются целевые комплексные программы, принятые Министерством культуры республики, областными и районными органами культуры.
Планирование работы клубных учреждений не должно сводиться к разработке перечня мероприятий на определенный период, а всегда должно начинаться с выявления конкретных задач и показателей, достижению которых будут служить те или иные виды деятельности: с другой стороны, планирование любого показателя работы немыслимо без определения средств и действий, ведущих к его достижению.
Каждый этап планирования (от организационной подготовки и определения целей работы до согласования и утверждения плана как документа) является, по сути дела, конкретным управленческим решением.
Планирование самым тесным образом связано также с функциями управления деятельностью клубных учреждений, с информационным обеспечением, учетом, контролем и т.д. Так, например, учет и отчетность предполагают фиксацию степени и характера выполнения запланированных
показателей, а контроль строится как прослеживание степени и характера выполнения планов.
|
|
Схематично это можно представить так. Планы определяют: тип организационнойструктуры учреждения, соответствующие требования к кадрам и в зависимости от этих требований способы работы с кадрами, определяющие, в свою очередь, характер и способыучета и контроля.
Основные требования к планированию:
- единство целевой установки и условий реализации;
- единство долгосрочного и краткосрочного планирования;
- сочетание государственных и общественных отношений;
- стабильность и гибкость планирования.
Каждый план должен:
- содержать систему мер по обеспечению работы с указанием сроков, исполнителей;
- разрабатываться на коллегиальной основе;
- отражать фактическое состояние культурно-досуговой работы в регионе;
- иметь обоснование по форме и содержанию;
- быть полным, конкретным и реальным.
В каждом плане устанавливаются реальные сроки, указываются исполнители и четкая программа действий.
П. Виды клубных планов.
Планы работы культурно-досуговых учреждений различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня их разработки, сроков, на которые они рассчитаны.
По содержанию деятельности различаются планы культурно-досуговой работы, финансовой деятельности, методической работы, повышения квалификации кадров и т.д.
В зависимости от уровня разработки планы различаются в соответствии с уровнем управления деятельностью культурно-досуговых учреждений.
Первый, наиболее общий уровень образует Государственный план экономического и социального развития страны. Более специальными, но касающимися также развития сферы культуры всей страны являются планы Министерства культуры республики.
Следующим уровнем являются планы деятельности самих культурно-досуговых учреждений: центров детского и юношеского творчества, молодежных центров культуры, парков культуры и отдыха, клубов, дворцов и домов культуры и т.д.
Последним уровнем системы планирования являются планы подразделений культурно-досуговых учреждений (отделов, секторов, кружков, объединений и коллективов), а также индивидуальные творческие планы.
В зависимости от сроков планы делятся на долгосрочные (перспективные) и краткосрочные (оперативные).
Перспективные планы отражают стратегию развития клубного учреждения и могут иметь следующие вопросы:
1. Анализ методической и культурно-досуговой деятельности за истекшие 2-3 года.
2. Определение проблемы, над которой будет работать весь коллектив.
3. Формулировку целей и задач методической и культурно-досуговой деятельности.
4. Определение основных направлений развития методической и культурно-досуговой деятельности клубного учреждения.
5. Укрепление научно-методической базы учреждения.
6. Анализ состояния подготовки и переподготовки кадров.
Перспективный проблемно-тематический план составляется на 3-5
лет внутри каждого структурного подразделения учреждения. Он представляет собой поименное распределение тем и заданий между членами коллектива, отражает последовательность их выполнения по годам,
определение формы и способа представления результата. Перспективный план соответствует общей программе развития учреждения и обеспечивает преемственность, системность в работе, специализацию по определенной проблеме.
Оперативные планы (календарные, месячные, недельные, планы конкретных мероприятий и др.) имеют более конкретные цели, узкие задачи и более сжатые сроки реализации.