Планирование как функция управления

    Планирование как функция управления заключается в определении целей и задач работы, а также в выборе средств и путей их реализации.

    На современном этапе общественного развития в условиях совершенствования демократии, усиливается значение целенаправленного воспитательного воздействия не только в сфере труда и учебы, но и в сфере досуга, быта, непосредственного общения, то есть в сфере культурной деятельности, связанной с функционированием культурно-досуговых учреждений. В этом смысле деятельность этих учреждений является не только объектом социального управления, но и важным рычагом воздействия государственных и общественных организаций на процесс воспитания населения.

    Кроме того, деятельность в сфере культуры по созданию, сохранению, распределению и потреблению духовных ценностей общества приобрела в

настоящее время такие масштабы, что успешное ее осуществление просто немыслимо без научной организации и планирования.

    Планирование в сфере культуры, в том числе и планировании деятельности клубных учреждений имеет свои специфические черты, отличающие его от планирования в сфере материального производства. Перед учреждениями культуры стоит задача поднять на качественно новый уровень содержание планирования. Усиливается роль перспективных планов, внедрение системы научно обоснованных норм и нормативов, подчеркивается необходимость добиться рационального сочетания отраслевого и территориального развития.

    Основой планирования деятельности клубных учреждений являются целевые комплексные программы, принятые Министерством культуры республики, областными и районными органами культуры.

    Планирование работы клубных учреждений не должно сводиться к разработке перечня мероприятий на определенный период, а всегда должно начинаться с выявления конкретных задач и показателей, достижению которых будут служить те или иные виды деятельности: с другой стороны, планирование любого показателя работы немыслимо без определения средств и действий, ведущих к его достижению.

    Каждый этап планирования (от организационной подготовки и определения целей работы до согласования и утверждения плана как документа) является, по сути дела, конкретным управленческим решением.

    Планирование самым тесным образом связано также с функциями управления деятельностью клубных учреждений, с информационным обеспечением, учетом, контролем и т.д. Так, например, учет и отчетность предполагают фиксацию степени и характера выполнения запланированных

показателей, а контроль строится как прослеживание степени и характера выполнения планов.

    Схематично это можно представить так. Планы определяют: тип организационнойструктуры учреждения, соответствующие требования к кадрам и в зависимости от этих требований способы работы с кадрами, определяющие, в свою очередь, характер и способыучета и контроля.

    Основные требования к планированию:

    - единство целевой установки и условий реализации;

    - единство долгосрочного и краткосрочного планирования;

    - сочетание государственных и общественных отношений;

    - стабильность и гибкость планирования.

    Каждый план должен:

    - содержать систему мер по обеспечению работы с указанием сроков, исполнителей;

    - разрабатываться на коллегиальной основе;

    - отражать фактическое состояние культурно-досуговой работы в регионе;

    - иметь обоснование по форме и содержанию;

    - быть полным, конкретным и реальным.

    В каждом плане устанавливаются реальные сроки, указываются исполнители и четкая программа действий.

    П. Виды клубных планов.

    Планы работы культурно-досуговых учреждений различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня их разработки, сроков, на которые они рассчитаны.

    По содержанию деятельности различаются планы культурно-досуговой работы, финансовой деятельности, методической работы, повышения квалификации кадров и т.д.

    В зависимости от уровня разработки планы различаются в соответствии с уровнем управления деятельностью культурно-досуговых учреждений.

Первый, наиболее общий уровень образует Государственный план экономического и социального развития страны. Более специальными, но касающимися также развития сферы культуры всей страны являются планы Министерства культуры республики.

    Следующим уровнем являются планы деятельности самих культурно-досуговых учреждений: центров детского и юношеского творчества, молодежных центров культуры, парков культуры и отдыха, клубов, дворцов и домов культуры и т.д.

    Последним уровнем системы планирования являются планы подразделений культурно-досуговых учреждений (отделов, секторов, кружков, объединений и коллективов), а также индивидуальные творческие планы.

    В зависимости от сроков планы делятся на долгосрочные (перспективные) и краткосрочные (оперативные).

    Перспективные планы отражают стратегию развития клубного учреждения и могут иметь следующие вопросы:

1. Анализ методической и культурно-досуговой деятельности за истекшие 2-3 года.

2. Определение проблемы, над которой будет работать весь коллектив.

3. Формулировку целей и задач методической и культурно-досуговой деятельности.

4. Определение основных направлений развития методической и культурно-досуговой деятельности клубного учреждения.

5. Укрепление научно-методической базы учреждения.

6. Анализ состояния подготовки и переподготовки кадров.

Перспективный проблемно-тематический план составляется на 3-5

лет внутри каждого структурного подразделения учреждения. Он представляет собой поименное распределение тем и заданий между членами коллектива, отражает последовательность их выполнения по годам,

определение формы и способа представления результата. Перспективный план соответствует общей программе развития учреждения и обеспечивает преемственность, системность в работе, специализацию по определенной проблеме.

    Оперативные планы (календарные, месячные, недельные, планы конкретных мероприятий и др.) имеют более конкретные цели, узкие задачи и более сжатые сроки реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: