Старение населения в Беларуси

Содержание

Введение

. Старение населения как социально-демографический процесс

. Старение населения в Беларуси

. Структура последствий демографического старения

. Духовно-культурные и морально-этические последствия феномена старения населения

Заключение

Список используемой литературы


 


Введение

 

Перечень наибольших опасностей, грозящих миру в следующем веке, уже очень длинный и известный. В нём значатся распространение ядерного, биологического и химического оружия, разные виды высокотехнологического терроризма, резкие изменения климата, финансовые, экономические, политические мировые проблемы и т.д. И всё же есть ещё одна не вполне осознанная угроза - старение населения развитого мира, которая может в действительности изменить наше общее будущее серьёзнее, чем любая из перечисленных выше угроз.

Ожидается, что в следующие несколько десятилетий в странах развитого мира произойдёт беспрецедентный рост численности пожилых людей и невиданное сокращение числа молодых. Время и размах этого демографического преобразования уже определены. Пожилые люди этого столетия уже родились. Их можно сосчитать, а также предположить стоимость систем их пенсионного обеспечения.

В отличии от глобального потепления едва ли можно спорить о том, проявится ли глобальное старение и когда именно это произойдёт. По сравнению с другими угрозами, издержки всеобщего старения намного превысят возможности даже самых богатых стран мира. Если радикально не реформировать пенсионные системы, не подготовиться к этим реформам как можно раньше и смелее, то возникнут экономические кризисы, по сравнению с которыми остальные кризисы покажутся незначительными.

Старение поистине стало всеобщей угрозой, и поэтому ему необходимо уделять внимание в глобальной политике.


 


Старение населения как социально-демографический процесс

 

В 1956 г. французский демограф А. Сови отметил, что «среди всех значимых современных явлений старение населения является самым достоверным, меньше всего оспариваемым и наиболее подходящим для измерения и даже прогнозирования».

Процесс демографического старения населения - явление относительно новое. Ему предшествовала так называемая демографическая революция, основными проявлениями которой были уменьшение показателей смертности и быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости. Сначала эти изменения были отмечены во Франции и Финляндии. Во второй половине XX века демографическая революция охватила все страны Европы и распространилась на другие континенты.

Наиболее часто используемым показателем старения общества является доля людей старшего возраста в его структуре (этот показатель выражается в процентах). Обычно полагают, что нижняя граница старости соответствует возрасту 60 - 65 лет. Глубокими стариками считаются люди в возрасте 80 лет и старше. Доля последних в структуре общества рассчитывается по отношению к общей численности населения или по отношению к количеству людей в возрасте 60 лет и старше.

Эксперты отдела демографии ООН в 1959 г. приняли возраст 65 лет как границу для измерения процессов старения и предложили три уровня, характеризующие демографическую структуру населения:

) при наличии 4% лиц старше 65 лет - молодое население;

) от 4 до 7% - структура зрелого населения;

) более 7% - старое население.

Согласно Э. Россету, в процессе старения населения в зависимости от доли в его структуре людей в возрасте 60 лет и старше различают четыре фазы:

) отсутствие признаков демографической старости - менее 8%;

) ранняя переходная фаза между состоявшем демографической молодости и старости - 8 - 10%;

) поздняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости - 10 - 12%;

) состояние демографической старости - 12% и более от общего числа людей в обществе.

В последнее десятилетие возникла необходимость выделения еще одной фазы - глубокой демографической старости, о которой можно говорить в том случае, когда доля людей в возрасте 60 лет и старше превышает 15%. [1. стр.26-27]

 

Старение населения в Беларуси

 

В последней четверти XX века развитые страны мира вступили в фазу демографического кризиса, выражающегося, среди прочего, в феномене старения населения. Его воспроизводство в ряде стран Европы, в том числе Восточной, а также Северной Америки, идет по регрессивному пути развития. При этом прогрессирующее старение населения привело к необходимости дифференцировать демографическую структуру по критериям возраста и пола человека, осознавать, что она подчиняется не только законам роста, но и трансформации половозрастной структуры. Данное явление, квалифицируемое учеными как «демографический возрастной взрыв», беспрецедентно в истории человечества и расценивается специалистами как необратимое.

Если во второй половине XX столетия особенностью развития населения мира считался его быстрый рост в целом и в отдельных регионах, то императивом демографического развития в XXI веке для большинства стран мира становится старение населения - увеличение в общей численности населения пропорции лиц в возрасте 60 лет и старше при сопровождающемся сокращении доли лиц в возрасте до 15 лет.

Старение населения Беларуси - составная часть мирового демографического процесса. Страна переживает проблемы, аналогичные глобальным, и одновременно имеет свои особенности развития: кризисное демографическое развитие в конце XX столетия усугубилось сложностями социально-экономической и социокультурной трансформации, а также социально-экологическим кризисом в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В Беларуси старение населения квалифицируется как одна из реальных демографических угроз социально-экономическому развитию. [2, стр.89-90]

Распространено мнение, что наиболее существенным фактором старения населения являемся снижение смертности и увеличение продолжительности жизни. Однако оно не соответствует действительности. Главную роль в этом процессе играет снижение уровня рождаемости, ибо, чем меньше рождается детей, тем впоследствии более значительной становится доля людей старшего возраста. Если старение индивида -необратимый процесс, который завершается смертью, то демографическое старение - обратимое явление. «Омоложение» населения может наступить только при повышении рождаемости, когда в структуре общества увеличивается доля детей и молодежи, а доля людей старшего возраста соответственно уменьшается.

В чем видят причины снижения рождаемости демографы? По этому вопросу есть несколько концепций:

) теория "препятствий",

) теория изменения ценностных ориентаций,

) теория вытеснения потребности в детях;

) интегративная теория или теория рождаемости как адаптивной реакции семьи ко всей совокупности условий жизни людей. [3]

Исторически первая - теория "препятствий" исходит из того, что людям, прежде молодым людям, и особенно девушкам, женщинам, некогда рожать и ухаживать за детьми. До 17 лет они учатся в школе, потом - в вузе. Потом - работа наравне с мужчинами, потому что муж или родители не способны обеспечить их необходимыми средствами существования; большими препятствиями на пути увеличения количества родившихся детей является необеспеченность молодой семьи жильем, бытовые трудности: жизнь в общежитии или с родителями, очереди в магазинах, отсутствие средств на одежду, обувь для ребенка, на необходимую мебель, бытовую технику и т.д.

В 70-е годы XX в. эта теория считалась общепризнанной. В 90-е годы демографы пришли к выводу, что эти "помехи" влияют на уровень рождаемости не прямо, а опосредованно, через формирование целостной системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций. Почти каждый из нас знает молодые пары, обеспеченные практически всем необходимым, которые имеют лишь одного ребенка. На основании этого демографы считают, что современный уровень рождаемости почти полностью зависит от снижения уровня потребностей в детях. Уже сегодня есть часть семей, которые вовсе не нуждаются в детях, и демографы не исключают, что со временем ситуация в этом плане может ухудшаться и дальше.

Почему так? У каждого человека или семьи есть целая система потребностей, включая потребность в детях. У каждого человека есть определенная система общих представлений о том, как она должна жить, какими должны быть ее квартира, мебель, одежда, бытовая техника, питание и т.д. В том числе и сколько она хочет иметь детей. Какие бы материальные условия не создавало общество для определенной семьи, но если у нет потребности в 2-3-4 детях, она никогда не согласится иметь второго ребенка.

Таким образом, имеющиеся материальные условия влияют на уровень рождаемости, но не напрямую, а через формирование общих представлений в обществе о “ценности жизни”, через формирование оптимального или престижного “оскорбление” семьи. Конечно, к таким выводам необходимо относиться критически: это лишь одна из концепций, могут быть и другие ситуации.

Низкая рождаемость, характерная для большинства индустриально развитых стран, представляет собой комплексную проблему, причиной возникновения которой одновременно являются не только растущие затраты на ребенка, но и постепенное отмирание экономической и психологической составляющей потребности в детях на уровне домохозяйства (семьи). Эффективная система пенсионного обеспечения, забота о пожилых со стороны государства, запрет на использование детского труда, безусловно, привели к уменьшению экономического интереса родителей к обзаведению детьми. Кроме того, замена семейного родства родством социальным способствует тому, что дети теряют свое значение источника психологического удовлетворения для родителей. Те же самые факторы, которые у взрослых ведут к желанию иметь все меньше детей, провоцируют последних на безразличие к семейной идентичности и преемственности. Все это происходит на фоне снижения в общественном мнении ценности материнства, распространения псевдосупружества и кризиса семьи как социального института. Для ряда постсоветских стран ослабление потребности семьи в детях таит дополнительную угрозу, поскольку в сочетании с обнищанием населения оно провоцирует рост числа бездомных и безнадзорных детей. [4]

Факторы, влияющие на снижение рождаемости

К числу факторов, влияющих на снижение рождаемости, можно отнести:

. Утрату традиционных устоев крепкой семьи, отторжение женщины от семьи, потеря мужчиной роли главы семьи и кормильца.

Сегодня семьи, к сожалению, пытаются выжить, нежели строить полноценную семью. Сексуальная распущенность и болезни привели к «безопасному сексу» и контрацептивам, что в дальнейшем влияет негативно на уровень рождаемости.

. Весь комплекс взаимосвязанных разрушительных явлений так называемой "сексуальной революции", в первую очередь распространение либеральных взглядов на вопросы пола и обусловленных этим разводов, всяческих извращений, венерических заболеваний, добрачных половых связей; растление детей и молодежи программами "сексуального просвещения".

Перестройка дала толчок сексуальной революции, и начали строить новое общество с новыми ценностями, по-другому началось растление.

Современное человечество мгновенно ловится на все соблазны сексуальной революции. То, что раньше считалось морально предосудительным, теперь рекомендуется в качестве позитивной ценности. То, что раньше было безнравственным, теперь именуется новой свободой. Сексуальное наслаждение объявляется наивысшим и главнейшим. Именно секс становится для многих людей единственным смыслом их существования. За последние 20 лет секс проник во все области нашей культуры. Его ударами уничтожаются фундаментальные основы Белорусской национальной культуры. Происходит сексуализация литературы, театра, музыки, телевидения, печати, рекламы. Всей своей мощью эта «секс-культура» вторгается в нашу жизнь, в наши чувства и мысли. Со всех сторон нас окружает надвигающийся вал секса, трудно сохранить чистоту в условиях духовной анархии и наступления западной антикультуры. Взрослое население страны уже давно находится под плотным давлением секс пропаганды, а теперь активно начали втягивать и детей. Их приучают к бесстыдству и половой раскрепощенности. Еще Гитлер говорил: кто обладает молодежью, тот обладает будущим. Если детей развратить смолоду, то в будущем они не смогут создать полноценную семью. Для врага очень важно любой ценой повредить семью. Западная пропаганда навязывает нашей молодежи: все виды секса естественны, и ни каких извращений не существует. Постепенно любовь, семью, дружеские отношения подменяют сексом. Общество развращают. Из-за погони за сексуальным удовольствием, растет количество абортов, серьезные гормональные сдвиги из-за приемов контрацептивов, а это все в последующем ведет к бесплодию. Молодых людей мало заботит создание семьи, им внедряется формула: «получай от жизни всё!».

При соцопросах выявляющие репродуктивные установки подростков и молодежи, эксперты обнаружили растущий процент девушек и юношей, которые сознательно заявляют об отказе стать родителями. Если раньше была растущая установка на одного ребенка, то теперь растет установка на отсутствие детей вообще. Все больше становится участников движения.Стремление не иметь детей, иными словами избегать ответственности, под какими бы предлогами об этом ни говорилось - верный признак инфантилизма. Добровольная бездетность, чайлдфри (англ. childfree - свободные от детей, childless by choice - добровольная бездетность) - отсутствие детей и сознательное нежелание когда-либо иметь их. Речь не идёт о людях, которые откладывают рождение детей на более поздний срок или не имеют твёрдой позиции в данном вопросе. Бесплодные могут быть, могут и не быть чайлдфри, так как, с одной стороны, врождённое или приобретённое в результате заболеваний, травм и т.п. бесплодие не является сознательным выбором, а чайлдфри могут добровольно пойти на стерилизацию; с другой стороны, возможно наличие приёмных детей. Хотя наличие ребёнка противоречит формальному определению, оно не мешает некоторым людям относить себя к чайлдфри. [5]

Одна из самых больших ошибок чайлдфри - перекладывание ответственности на самих детей. Им кажется, что дети - постоянно орущие и пачкающие пелёнки существа, единственная задача которых с рождения досаждать взрослым. Чайлдфри панически боятся детей, они брезгуют прикоснуться к ним, им неприятен сам запах ребёнка. За этим часто стоит собственный негативный опыт общения с маленькими детьми, страх потерпеть фиаско и неготовность взять на себя ответственность за другого. Если в самой основе движения чайлдфри лежит добровольное нежелание иметь детей, и соответственно, априори заявляется их отсутствие, то в последнее время и в рядах самих «добровольцев» завелись вольнодумцы! Люди с детьми всё чаще спешат причислить себя к чайлдфри, ссылаясь на свою неприязнь к собственным детям (пусть даже уже и существующим). Боюсь, если число таких «партизан» продолжит увеличиваться, добровольным бездетным придётся изменить свои правила и включить в сообщество ещё и родителей-неудачников. Но на мой многодетный взгляд, это - совсем другая история.

. Отторжение народа от религии и морали.

. Сектантство.

. Насаждение "массовой культуры", дающей простор личным интересам индивидуума, противоположным интересам семьи, общества, государства.

. Пропаганду ничем не ограничиваемого секса, насилия, разврата, сатанизма.

. Проституцию.

. Наркоманию, алкоголизм.

. Раннюю смертность в результате несчастных случаев, убийств и самоубийств.

. Перегруженность отрицательной информацией, создающей гнетущую и тревожную атмосферу в обществе, вызывающую постоянный стресс.

. Госфинансирование и государственную поддержку мероприятий по контролю над рождаемостью (внедрение программы "планирования семьи"; раздача бесплатных противозачаточных средств; оплата стерилизаций, абортов и их рекламы; налоговые льготы для тех, кто осуществляет эту деятельность; пропаганда малодетности).

. Бесплодие женщин в результате абортов.

. Жилищную проблему.

. Отъезд за границу граждан репродуктивного возраста.[6]


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: