Духовно-культурные и морально-этические последствия феномена старения населения

 

Обозначенный выше многогранный спектр последствий старения населения обусловлен универсальными аспектами духовно-культурного и морально-этического плана. Разрешить данные проблемы означает достигнуть качественно нового уровня отношений между пожилым человеком и обществом, пожилым человеком и государством; между различными социальными группами и слоями населения; между поколениями.

Моральный аспект является сквозным измерением, пронизывающим все сферы последствий, и подразумевает следование определенным моральным ценностям, поскольку речь идет о жизнедеятельности достаточно уязвимой группы населения в возрасте, старше трудоспособного. В свою очередь данный критерий - отношения к возможности участия в общественном труде, установленный государством, является одним из самым существенных, и способ решения этой проблемы свидетельствует о степени моральности означенного государства и общества.

Социально-философское осмысление моральных аспектов старения населения касается природы измерений аксиологического и гуманистического порядка. В аксиологическом плане речь идёт о таких моральных ценностях, как нравственное значение, достоинство личности в пожилом возрасте, ее поступков; касается характеристики нравственно-общественных институтов и ценностных представлений, относящихся к области морального сознания: моральных норм, принципов, идеалов, понятия добра и зла, справедливости, участья. [2, стр.94]

При ослабленной общественной традиции в результате смены социально-экономической, политической парадигм и неустойчивой новой стратегии развития под угрозой оказываются духовное развитие общества и качество человеческого развития, а значит, ставится под сомнение ценность человека и будущего существования общества. Если ценностная установка в общественном сознании не затрагивает глубинного смысла жизни, не осознается на индивидуальном уровне, то сама жизнь человека перестает быть ценностью, складываются разрушительные отношения и формы поведения. Поэтому сегодня одной из насущных задач, на наш взгляд, является формирование абсолютных ценностей человеческого бытия как смысловых концептов сознания, способных оживить образ человеческого будущего. Такие фундаментальные ценности, как жизнь, справедливость, добро, совесть, требуют дальнейшего переосмысления.

Культурно-мировоззренческие идеалы пожилых и старшей возрастной группы трудоактивного населения не соответствуют духовным взглядам, ориентирам и потребностям молодежи; моральные добродетели пожилых не убеждают молодежь своим совершенством и качеством: новые технологии и стоящие за ними новые кумиры молодежи не понятны пожилым, более того - идеологически мало приемлемы. Духовно-культурные разногласия усугубляются материальными конфликтами: в современном белорусском обществе ситуация такова, что зачастую пенсионеры более защищены вниманием государства, чем молодежь и трудоспособное население, поскольку финансовая поддержка пенсионеров более очевидна, чем других социально-демографических групп населения. Здесь следует отметить, что реализация морального принципа справедливости в стареющем обществе не означает, что все внимание должно уделяться пожилым за счет молодежи и трудящегося населения. Справедливость распределения материальных и социальных ресурсов должна быть адекватной, поскольку гуманистический аспект политики заключается в небезразличном отношении государства к человеку любого возраста.

Духовно-практическое разрешение проблем пожилых означает совершенствование морального и правового сознания стареющего общества. Культурные изменения в стареющем обществе также связаны с таким демографическим измерением, как пол, поскольку происходит феминизация стареющего населения (как правило, до 70 процентов пожилых составляют женщины). Тендерные же изменения могут оказать значительное влияние на социально-культурные факторы: социальный статус, пути получения социальной и медицинской помощи, обеспеченность значимой работой и доступом к продуктам питания. Здесь культурные ценности и традиции определяют в значительной мере степень заботы о пожилых, которую может позволить себе каждое конкретное общество. [2,стр.97]

Фактически уровень заботы о пожилых является свидетельством и одним из наиболее показательных критериев культуры общества в целом, поскольку процесс старения населения требует действенности и консолидации духовно-культурных и морально-этических мер. Общество, явно или неявно устанавливая определенный социальный статус для пожилых людей, должно создавать конкретные посильные условия существования для них, демонстрируя таким образом уровень действенного морального и правового общественного сознания.


 


Заключение

 

Процесс демографического старения сейчас приобрел беспрецедентные масштабы, которые не имеют аналогов за всю историю человечества. Старение населения характеризуется увеличением процентной доли пожилых людей (т.е. лиц в возрасте 60 лет и старше) при сокращении процентной доли детей (т.е. лиц в возрасте до 15 лет), а также сокращением процентной доли населения трудоспособного возраста (от 15 до 59 лет).

Старение населения - глубинный процесс, который сильно сказывается на всех сторонах жизни людей. В экономической сфере старение населения отражается на экономическом росте, накоплениях, инвестициях, потреблении, занятости, пенсионном обеспечении, налоговой политике и передаче накопленных знаний и опыта из поколения в поколение. В социальной сфере старение населения сказывается на составе семьи и условиях жизни, потребностях в жилье, миграционных тенденциях, эпидемиологической обстановке и потребностях в медицинской помощи. В политической сфере старение населения может влиять на результаты выборов и систему политического представительства.

Пока имеет место тенденция к снижению смертности в пожилом возрасте и сохраняются низкие показатели рождаемости, доля населения пожилого возраста будет продолжать увеличиваться.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: