Проблема метапредметности в школьном литературном образовании и пути её решения

Е.А. Стеценко

 

Сегодня многие предметные методики осознают себя как самостоятельные дисциплины. Они имеют свои термины, свою базу исследования. Но эти учебные дисциплины не воспринимаются обучающимися в их единстве и целостности.

В связи с этим назрела необходимость в формировании нового типа мышления, необходимость междисциплинарного синтеза [7, с. 16]. Говоря простым языком, современный обучающийся должен понимать, как связаны между собой те или иные предметы, он должен научиться применять полученные знания в жизни.

Федеральные государственные образовательные стандарты, устанавливают в качестве обязательных требований к результатам освоения основной образовательной программы совместно с личностными и предметными метапредметные результаты [1, с. 6-7]. Они предполагают, что дети смогут овладеть универсальными учебными умениями информационно-логического, организационного характера, широким набором навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи информации. А также основами эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Таким образом, достигнутые метапредметные результаты смогут позволить человеку удачно учиться на протяжении всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и соответствуя вызовам XXI века.

Исходя из этого, возникло новое перспективное направление, которое называется метаметодика или метапредметность. Сформированность у школьника УУД является результатом метапредметного обучения.

О проблеме метаметодики, метапредметности заговорили очень давно. Еще в начале 2000-х годов. Ученые РГПУ им. А.И. Герцена создали целое направление "метаметодику" с целью объединить усилия разных предметников, чтобы помочь учащимся получать не фрагментарные знания. а целостную картину мира. На базе РГПУ им. А.И. Герцена постоянно проводятся конференции по этой теме [3, с. 140].

Из ученых на уровне теории этими проблемами занимаются педагоги, дидакты: Б.А. Комаров, В.Д. Сухоруков, Н.С. Подходова, И.М. Титова; философ и искусствовед Л.М. Мосолова; ученые-методисты в области литературного образования: Т.Е. Беньковская, Е.С. Роговер, Е.С. Романичева, Е.В. Гетманская, Е.В. Любичева и другие. Их статьи опубликованы в сборниках конференций, посвященных метаметодике как перспективному направлению в современном образовании.

Проанализировав статьи из этих сборников, мы пришли к выводу, что одним из универсальных подходов к решению проблемы метапредметности является интеграция. Интеграция – это процесс объединения частей в целое.

Интегрированные уроки могут готовиться и проводиться усилиями как одного, так и нескольких преподавателей. Например, если это урок по литературе на тему: «Стихотворение «Бородино» Лермонтова, то кроме учителя литературы, уместно пригласить учителя истории. Сюда также можно подключить и учителя ИЗО, который бы показал репродукции картин к этому историческому событию.

На интегрированном занятии по русскому языку и литературе можно провести анализ стихотворения, а затем попросить учащихся нарисовать схемы предложений, из которых состоит текст стихотворения, объяснить расстановку в нем знаков препинания, правописание отдельных слов.

Конечно, не обязательно проводить урок нескольким учителям. Так, например, нами был проведен урок в 5 классе на тему: «Русские поэты 19 века о Родине, родной природе», на котором были разделены стихотворения в учебнике по тематическим блокам: зима, весна, лето, осень. А учитель музыки, которого пригласили на урок, рассказал ребятам о том, что не только поэты, но и композиторы воспевали красоту русской природы. Например, это Петр Ильич Чайковский, Антонио Вивальди с их циклами «Времена года». Прослушав эти музыкальные композиции на уроке, школьники выявили связь между поэзией и музыкой, глубже восприняли поэтическое слово.

Литература – гуманитарный предмет. Она связана с такими предметами, как обществознание, история, география, МХК (мировая художественная культура), русский язык, музыка, ИЗО. Поэтому почти в любой теме по литературе можно найти связь с другими областями.

Даже с математикой. В качестве примера может служить проведенная нами работа с пятиклассниками на уроке внеклассного чтения по рассказу А. Чехова «Каникулярные работы институтки Наденьки». Сюжет рассказа представляет собой выполненные задания ученицы по русскому языку и арифметике. В системе этого урока ученики одновременно повторили некоторые правила по русскому языку, исправили речевые ошибки. А с приглашённым учителем математики исправили ошибки в решении математической задачи. Также ребятам было предложено решить подобные задачи самостоятельно.

Достижение метапредметных результатов происходит только лишь когда учитель, вместе с предметными, ставит ещё и метапредметные цели, когда придает современному уроку следующие требования [6, с. 204-205]:

1. Урок должен иметь направленное на работу начало и окончание, фиксирующее результаты этой работы.

2. Учитель должен полностью спланировать свою деятельность и деятельность учеников; тема, цель, задачи урока не только формулируются, но и составляются учащимися.

3. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.

4. Урок должен быть направлен на развивающее обучение.

5. Учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.

6. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.

7. Урок должен иметь набор наиболее эффективных технологий.

Проблема метапредметности остается открытой. Каждый учитель решает её по-своему.

В результате проведенной практической работы с учащимися по использованию метапредметных связей в обучении литературе, мы пришли к  выводу, что учителю нужно всегда стараться искать связь между литературой и другими предметами и обязательно объяснять детям, как полученные знания на уроке могут пригодиться им в жизни, приводить примеры из собственной жизни. Нужно научить детей на уроке литературы видеть не только литературу, но и другие сферы, нужно способствовать развитию целостной картины мира.

 

Список литературы

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования № 1897 от 17 декабря 2010 года. – Москва: Просвещение, 2011. -47 с.

2. Аксенова Н.И. Метапредметное содержание образовательных стандартов [Текст] / Н.И. Аксенова // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 104-107

3. Беньковская Т.Е. Формирование метаметодического подхода к школьному изучению литературы [Текст] / Т.Е. Беньковская // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения: Сборник научных статей. Выпуск 8. - СПб.: ООО «СТАТУС», 2011. - С. 140-148

4. Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это? // Учительская газета №9, 2011. - 245 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ug.ru/article/64 (дата обращения: 15.01.2020)

5. Кузнецова Н.Е. Приоритеты развития метаметодики [Текст] / Н.Е. Кузнецова // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения: Сборник научных статей. Выпуск 4. - СПб., 2007. - С. 9-12

6.  Мосолова Л.М. Междисциплинарность гуманитарного образования: философско-онтологические исследования [Текст] / Л.М. Мосолова // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения: Сборник научных статей. Выпуск 5. – СПб.: САГА, 2008. – С. 14-24

7.  Никитина Н.Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения. Новые технологии в начальной школе [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/node/1582/2011/05/metapredmetnyy-podkhod-v-modeli-razvivayushchego-obucheniya (дата обращения: 01.02.2020)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: