Определение структуры темперамента (ОСТ)

Любая деятельность, в том числе и профессиональная, которая не соответствует физиологическим особенностям человека, не может быть им освоена надлежащим образом. Диагностика психофизиологических свойств личности позволяет выявить глубокую и тонкую структуру индивидуальных свойств личности, детерминированных физиологическими системами организма.

Цель анкетирования. Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова предназначен для диагностики свойств темперамента, таких как эргичность, темп, пластичность и эмоциональность.

Необходимый материал. Текст опросника и бланк для ответов (рис.1).

Ход работы. Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаясь к пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующих графах «да» или «нет» на бланке ответов.

Инструкция: «Вам предлагается ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выявление Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы выбрали ответ «Да», поставьте крестик (или галочку) в графе «Да» на бланке для ответов возле соответствующего номера вопроса. Если Вы выбрали ответ «Нет», поставьте крестик (галочку) соответственно в графе «Нет».

Текст анкеты ОСТ

1. Проворный ли ты человек?

2. Готов ли ты, обычно не раздумывая, включиться в разговор?

3. Нравится ли тебе быть одному больше, чем в компании?

4. Испытываешь ли ты постоянную жажду знаний?

5. Ты предпочитаешь говорить медленно и неторопливо?

6. Задевают ли тебя замечания других людей?

7. Трудно ли тебе заснуть из-за того, что ты повздорил с друзьями?

8. Хочется ли тебе заняться каким-либо ответственным делом в свободное от занятий время?

9. В разговоре с друзьями твоя речь часто опережает твою мысль?

10. Раздражает ли тебя быстрая речь собеседника?

11. Трудно ли тебе долго не общаться с людьми?

12. Ты когда-нибудь опаздывал на занятия?

13. Нравится ли тебе быстро ходить и бегать?

14. Сильно ли ты переживаешь, когда преподаватель ставит тебе низкие баллы?

15. Легко ли тебе выполнять задание, требующее длительного внимания и большой сосредоточенности?

16. Утомительно ли тебе быстро говорить?

17. Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что подготовился к занятию недостаточно глубоко?

18. Легко ли твои мысли переходят с одной темы на другую во время разговора?

19. Нравятся ли тебе игры, требующие большой скорости н ловкости?

20. Склонен ли ты искать новые варианты решения задач?

21. Испытываешь ли ты чувство беспокойства, что тебя неправильно поняли в разговоре?

22. Охотно ли ты выполняешь сложное общественное поручение?

23. Бывает ли, что ты говоришь о вещах, в которых не разбираешься?

24. Легко ли ты воспринимаешь быструю речь?

25. Легко ли тебе делать одновременно много дел?

26. Часто ли бывает, что ты сказал что-то своим друзьям, не подумав?

27. Обычно ты предпочитаешь выполнять общественное поручение, не требующее от тебя много энергии?

28. Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе?

29. Любишь ли ты медленную, сидячую работу?

30. Легко ли тебе общаться с людьми?

31. Обычно ты предпочитаешь подумать, взвесить и лишь потом высказываться?

32. Все твои привычки хороши?

33. Быстры ли твои движения?

34. Обычно ты молчишь и не вступаешь в разговор, когда находишься в обществе малознакомых людей?

35. Легко ли тебе перейти от беседы к выполнению заданий?

36. Глубоко ли ты переживаешь плохое к тебе отношение людей?

37. Разговорчивый ли ты человек?

38. Легко ли тебе выполнять поручения, требующие мгновенных реакций?

39. Ты обычно говоришь свободно, без запинок?

40. Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание?

41. Сильно ли ты расстраиваешься, когда близкие друзья указывают на твои недостатки?

42. Испытываешь ли ты повышенную тягу к приобретению знаний?

43. Считаешь ли ты свои движения медленными и неторопливыми?

44. Бывают ли у тебя мысли, которые ты бы хотел скрыть от других?

45. Легко ли тебе сходу, без особых раздумий задавать вопросы?

46. Доставляют ли тебе удовольствия быстрые движения?

47. Легко ли тебе переключиться на новое дело?

48. Стесняешься ли ты в присутствии незнакомых людей?

49. Быстро ли ты выполняешь данное тебе поручение?

50. Легко ли тебе выполнять сложные, ответственные дела самостоятельно?

51. Можешь ли ты говорить быстро и разборчиво?

52. Если ты обещал что-то сделать, всегда ли ты выполняешь свое обещание, независимо от того, можешь ты это или нет?

53. Считаешь ли ты, что твои друзья обходятся с тобой хуже, чем следовало бы?

54. Обычно ты предпочитаешь делать одно дело?

55. Любишь ли ты быстрые игры?

56. Много ли в твоей речи пауз?

57. Легко ли тебе внести оживление в большую компанию?

58. Чувствуешь ли ты себя настолько сильным и энергичным, что тебя всегда тянет заниматься каким-нибудь трудным делом?

59. Трудно ли тебе переключаться с одного задания на другое?

60. Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил низкую оценку?

61. Тяжело ли тебе заснуть из-за того, что не ладятся дела, связанные с учебой?

62. Любишь ли ты бывать в большой компании?

63. Волнуешься ли ты, выясняя отношения с друзьями?

64. Испытываешь ли ты сильную потребность в учебе?

65. Злишься ли ты иногда по пустякам?

66. Склонен ли ты делать много дел одновременно?

67. Держишься ли ты свободно в большой компании?

68. Часто ли ты высказываешь свое первое впечатление, не подумав?

69. Беспокоит ли тебя чувство неуверенности, когда ты готовишься к экзаменам?

70. Медленны ли твои движения, когда ты что-либо мастеришь?

71. Легко ли ты переключаешься с одного дела на другое?

72. Быстро ли ты читаешь вслух?

73. Ты иногда сплетничаешь?

74. Молчалив ли ты, находясь в кругу незнакомых людей?

75. Нуждаешься ли ты в людях, которые бы тебя ободрили и утешили, в трудную минуту?

76. Охотно ли ты выполняешь множество поручений одновременно?

77. Любишь ли ты выполнять дела в быстром темпе?

78. В свободное время тебя тянет пообщаться с людьми?

79. Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в делах?

80. Долго ли ты переживаешь ссору с друзьями?

81. Долго ли ты готовишься перед тем, как высказать свое мнение?

82. Есть ли в твоей группе студенты, которые тебе очень не нравятся?

83. Обычно ты предпочитаешь легкую работу?

84. Сильно ли ты переживаешь после ссоры с друзьями?

85. Легко ли тебе первому начать разговор в компании?

86. Испытываешь ли ты большое желание к общению с людьми?

87. Склонен ли ты сначала подумать, а потом говорить?

88. Часто ли ты волнуешься по поводу своих учебных успехов?

89. Всегда ли ты платил бы за проезд, если бы не опасался проверки?

90. Держишься ли ты сковано в компаниях ребят?

91. Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой?

92. Нравится ли тебе быстро говорить?

93. Легко ли тебе удержаться от высказывания неожиданной мысли?

94. Обычно ты работаешь неторопливо и медленно?

95. Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе?

96. Ты предпочитаешь медленный, спокойный разговор?

97. Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы?

98. Легко ли тебе выполнять работу, требующую много времени?

99. Легко ли тебе недолго думая обратиться с просьбой к постороннему человеку?

100. Беспокоит ли тебя чувство неуверенности в себе при общении с другими людьми?

101. Охотно ли ты берешься за выполнение новых поручений?

102. Устаешь ли ты, когда говоришь быстро?

103. Ты предпочитаешь работать с прохладцей, без особого напряжения?

104. Легко ли тебе заниматься одновременно в нескольких кружках?

105. Любишь ли ты подолгу оставаться один?

Обработка и анализ результатов. Обработка проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа с ключевым оценивается в один балл. Количество баллов суммируются по каждой шкале. Уровень каждого из исследуемых свойств темперамента оценивается отдельно. Показатель менее 3 баллов свидетельствует о низком, 4-8 — среднем, 9-12 — высоком уровне развития того или иного качества.

Ключ

1. Шкала предметная эргичность

Ответ «Да» - вопросы 4, 8, 15, 22, 42, 50, 58, 64, 96.

Ответ «Нет» - 27, 83, 103.

2. Шкала социальная эргичность

Ответ «Да» — вопросы 11, 30, 57, 62, 67, 78, 86.

Ответ «Нет» - 3, 34, 74, 90, 105.

3. Шкала пластичность

Ответ «Да» — вопросы 20, 25, 35, 38, 47, 66, 71, 76, 101, 104.

Ответ «Нет» — 54, 59.

4. Шкала социальная пластичность

Ответ «Да» — вопросы 2, 9, 18, 26, 45, 68, 85, 99.

Ответ «Нет» - 31, 81, 87, 93.

5. Шкала темп или скорость

Ответ «Да» — вопросы 1, 13, 19, 33, 46, 49, 55, 77.

Ответ «Нет» - 29, 43, 70, 94.

6. Шкала социальный темп

Ответ «Да» — вопросы 24, 37, 39, 51, 72, 92,

Ответ «Нет» - 5, 10, 16, 56, 96, 102.

7. Шкала эмоциональность

Ответ «Да» — вопросы 14, 17, 28, 40, 60, 61, 69, 79, 88, 91, 95, 97.

8. Шкала социальная эмоциональность

Ответ «Да» - вопросы 6, 7, 21, 36, 41, 48, 53, 63, 75, 80, 84, 100.

9. Шкала «К»

Ответ «Да» — вопросы 32, 52, 89.

Ответ «Нет» - 12, 23, 44, 65, 73, 82.

  Каждый вопрос относится к одной из девяти шкал: 8 шкал содержат по 12 вопросов, девятая шкала — 9 вопросов.

 

 

Рис. 1

 

Бланк к опроснику структуры темперамента В.М.Русалова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: