Основные виды сборочных соединений

 

Сборка - это образование соединений составных частей изделия. Соедине­ния могут быть разъемными или неразъемными. Различают следующие виды соединений:

• неподвижные разъемные;

• неподвижные неразъемные;

• подвижные разъемные;

• подвижные неразъемные.

 

Разъемные соединения допускают разборку без повреждения сопрягаемых и скрепляемых деталей.

Неразъемные соединения - такие, разъединение кото­рых связано с повреждением или разрушением деталей.

 

К неподвижным разъемным соединениям относят: резьбовые, шпоночные, некоторые шлицевые, конические, штифтовые, профильные, соединения с пе­реходными посадками.

К неподвижным неразъемным соединениям относят соединения, которые получают посадкой с гарантированным натягом, развальцовкой, отбортовкои. сваркой, пайкой,клепкой,склеиванием.

К подвижным разъемным соединениям относят соединения с подвижной посадкой.

К подвижным неразъемным соединениям относят подшипники качения, втулочно-роликовые цепи, запорные краны.

 

Сборка разъемных соединений осуществляется с помощью конструктивных элементов, к ко­торым относятся болт, винт, шпилька, гайка, шайба.

Болтом называется крепежная деталь, представляющая со­бой цилиндрический стержень, как правило, с шестигранной го­ловкой на одном конце и винтовой резьбой на другом. Головки болтов могут иметь и другую форму: квадратную, пря­моугольную, полукруглую с квадратным подголовком или усом.

Винт отличается от болта наличием прорези (шлица) под от­вертку. Винты подразделяются на два типа: крепежные и уста­новочные. Основные типы крепежных винтов различаются по форме головки (цилиндрическая, полукруглая, потайная, полупо­тайная).

Шпилька — цилиндрический стержень, на обоих концах кото­рого нарезана резьба.

Гайка представляет собой деталь призматической формы, снабженную сквозным, а иногда глухим осевым резьбовым от­верстием. Конструктивные формы гаек весьма разнообразны. Чаще все­го гайки бывают шестигранной формы с двумя фасками, квад­ратной формы с одной фаской, бывают шестигранные прорезные и корончатые, имеющие радиальные пазы для их стопорения с помощью шплинтов.

Шайбы представляют собой, как правило, плоские диски с круглым отверстием в центре. Существуют шайбы плоские и пружинные. Плоские шайбы служат для выравнивания опорных поверхностей деталей, предо­хранения деталей от износа и задиров гайкой. Пружинные шай­бы служат для предохранения резьбовых соединений от самоот­винчивания во время эксплуатации.

 

К конструктивным элементам нерезьбовых разъемных соеди­нений относятся шпонки, шлицы, штифты, шплинты.

 

Шпонки — это конструктивный элемент, служащий для со­единения с валом деталей, передающих вращательное или коле­бательное движение. По конструкции шпонки делятся на призматические, сегмент­ные, клиновые

Шлицевые соединения можно сравнить с многошпоночными соединениями, в которых шлиц (выступ) играет роль шпонки. Шлиц — конструктивный элемент, представляющий собой выступ определенной формы на валу.

 

Штифты — конструктивный элемент, представляющий собой гладкий стержень, служащий для точного фиксирования взаим­ного положения деталей и узлов, а также в качестве крепежных деталей. По конструкции штифты бывают цилиндрические и кониче­ские.

  Шплинты — конструктивный элемент, представляет собой кусок проволоки (с лыской по всей ее длине), согнутый вдвое плоской частью внутрь таким образом, что в месте сгиба образу­ется петля, а концы проволоки плотно прижаты друг к другу. При этом один конец проволоки незначительно длиннее другого. Шплинты служат для предотвращения самопроизвольного от­винчивания гаек (как правило, корончатых и прорезных).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: