Социально-психологические аспекты общения пользователей Интернет

Среди причин обращения к Интернет как инструменту общения выделяют:

1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни.

2. Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций. Подобная возможность обусловлена вышеперечисленными особенностями общения посредством сети - анонимностью, нежесткой нормативностью, своеобразием процесса восприятия человека человеком. Желанием переживания тех или иных эмоций объясняется, вероятно, и стремление к эмоциональному наполнению текста.

Анализ причин Интернет-зависимости привел к выводу, что большинство Интернет-зависимых приходят в сеть ради общения. Это может свидетельствовать о компенсаторном характере общения в Интернет у этой группы людей. Интернет-зависимые получают в Интернет различные формы социального признания. Их зависимость может говорить о том, что в реальной жизни социального признания они не получают, а также о том, что в реальной жизни у этой группы людей могут существовать определенные трудности в общении, которые снижают их удовлетворенность реальным общением. На другом полюсе континуума находятся пользователи, которые приходят в сеть не ради многочасового бесполезного общения, но ради поддержания деловых контактов и нахождения необходимой информации.

То есть среди пользователей существуют различные мотивы применения Интернет в деятельности. Это приводит нас к следующей проблеме – проблеме мотивов пользователей Интернета.

Мотивация пользователей Интернета

1. Деловой мотив. Для большинства пользователей работа в
Интернете является составной частью профессиональной деятельности,
направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата. Это может
быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с
определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и так далее. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации.

2. Познавательный мотив. Этот мотив связан с получением новых
знаний, он может иметь различные характеристики в зависимости от
направленности познавательного интереса пользователя. Предметом
познавательного отношения в компьютерных сетях могут быть новые сервисные возможности, различная гипертекстовая информация, новые
люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.

3. Мотив общения (коммуникативный мотив). Он характеризуется
поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом
мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Он связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными.

4. Корпоративный мотив (мотив сотрудничества). Большинство видов деятельности человека носит социальный характер, как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы.

5. Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления - самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность.

6. Мотив рекреации и игровой мотив. Игра и рекреация занимают
важное место в жизни любого человека. Помимо восстановления
функционального состояния работоспособности, игра и рекреация является способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. В Интернете каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен.

7. Мотив аффилиации. Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы.

8. Мотив самореализации и развития личности. Значительная часть
пользователей осознает влияние работы в Интернете на собственную
личность и деятельность. Это влияние касается развития познавательных
возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей формирует мотив развития личности при работе в Интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Работа в Интернете даёт человеку возможность проявить свои творческие способности, например, создание новых программных продуктов, высказываний в телеконференциях и т.д. Это позволяет человеку реализовывать свои творческие потенции, дает возможность получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов.

 
















Заключение

Таким образом, виртуальное общение может навредить развивающейся, неокрепшей личности, особенно, если переусердствовать и проводить слишком много времени в гаджетах, это приведёт не только к проблемам психологического характера, но и проблемам со здоровьем. Люди могут из-за своей стеснительности, недостаточной адаптированности в обществе восполнять недостаток общения посредствам виртуального общения, это не даёт возможности получить достаточно навыков общения с людьми, умения выражать свои эмоции, а также общаться в команде.

Вместе с тем существуют и положительные аспекты общения в Интернете, например, широкий спектр возможностей самореализации. Важно знать меру и использовать Интернет при необходимости, а не помещать туда всю информацию о себе, занимать им всё свободное время и «залипать» в экран гаджетов слишком долго. Это ведёт не только к проблемам со здоровьем, из-за сниженной  активности; но и к проблемам психологического характера.

 

 

Список источников:

1. https://scienceforum.ru/2013/article/2013009163 (дата обращения: 22.02.2020).

2. https://works.doklad.ru/view/nr6FmckFqLw.html (дата обращения: 22.02.2020).

3. https://moluch.ru/conf/psy/archive/198/10704/ (дата обращения: 22.02.2020).

4. Михалец И. В., Волчкова А. Д., Е. Д. Виртуальное общение как новый вид общения в современном мире [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: