Особенности догматики и культа пентекост

 

В сякое историческое движение имеет предысторию, начало истории и саму историю движения. В равной мере это относится и к истории религиозных движений. Движение христиан веры евангельской – пятидесятников своей предысторией считает слова обетования Иисуса Христа:

 

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». (Иоанна 14:16-17).

 

Началом истории считается день Пятидесятницы в Иерусалиме, как об этом рассказывает вторая глава книги Деяний Апостолов:

 

«И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать». (Деяния 2:4). Это событие апостолами было определено и оценено как исполнение древнего пророчества из ветхозаветной книги пророка Иоиля:

 

«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать». (Деяния 2:17-18).

 

И первая же проповедь апостола Петра включала в себя следующее свидетельство об излиянии Святого Духа на каждую плоть:

 

«Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите». (Деяния 2:33).

 

Первоапостольская церковь решительно подчеркивала, что дар Святого Духа более не является достоянием только некоторых, специально избранных для особой цели отдельных людей, но что это обетование Божье для всех верующих - евреев, самарян и язычников, как об этом заявил апостол Петр в День Пятидесятницы:

 

«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш». (Деяния 2:38-39).

 

       И все же в начале нашего исследования возникает нужда определить исторические корни Пятидесятничества. Без знания этого наше осмысление первоначальной Истины станет невозможным. Доказательством Божьей инспирации движения служит не сам исторический факт его появления, не закономерная (как кажется на первый взгляд) череда событий и судеб людей, которые создали, либо начали Пятидесятническое движение. Пятидесятничество пришло в свое время, как поздний дождь, в котором Бог излил и изливает Духа Своего на всякого жаждущего, на иссохшие и стремящиеся к полноте веры сердца. Это то, во что мы, безусловно, верим и подтверждение   чему находим в   Святой  Библии.

 

Начало Пятидесятнического движения было буквальным исполнением Писания и подтверждением многих доктрин. Первая Пятидесятница не началась как эмоциональное движение экзальтированных религиозных людей (надеюсь, что в отношении Апостольской Церкви все согласны с этим утверждением). Это было исполнение пророчеств и обещания Христа, которое в своем проявлении (шум урагана, огненные языки, молитвы и пророчества на иных языках) было много большим, чем все ожидаемое людьми, которые находились в верхней горнице. Первым заявлением родившейся Пятидесятнической Церкви стало обращение к исполнившимся Писаниям:

«И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего». Иоиль 2:28-29.

 

Это место Библии стало началом проповеди Петра, доказательством истинности свершившегося Крещения ("исполнения" - равнозначное понятие) в Духе Святом и последующей проповеди Евангелия Христа. Пятидесятница была предвещена, она совершилась, и исполнение Духом Святым отныне стало частью Апостольской проповеди и учения Церкви (Деяния 8:14-17;19:1-2, Ефесянам 5:18, 1 Коринфянам 12). Таковой являлась ранняя Церковь; та Церковь, которую создал Бог и за которой однажды придет Христос. Если какое-либо движение претендует быть Библейской Церковью, Невестой Христа в Последнее Время, она должна признать и принять эту истину... (Историческая богословская традиция заставляет многих протестантов отвергать реальность и саму необходимость исполнения всех Библейских обетований в наше время. Но чем же уникально наше время? Мы имеем канон Библии? Но пятидесятники лишь следуют ее указаниям и водительству! В эту эпоху мораль и Писание попираются и во многих охладевает любовь (Мт. 24:12)! Это не время сна и списывания не "столь актуальных" даров Бога, но время, когда необходимо поправить свои светильники (Мт. 25:7), иначе ими займется Бог (Откр. 2:5). Заблуждением является и доктрина адвентизма, говорящая о том, что откровения Елены Уайт являются "доказательством наличия пророчества" в среде общин АСД. К этому возможно привести только одно место Библии: Отк. 2:20а) ...Вы не найдете иное описание. Вы можете быть и имеете право называться баптистом, пятидесятником, меннонитом, методистом, мессианским евреем, членом Коринфской или Ефесской общин..., кем угодно - но Библия и Бог дают всего один образец Церкви. И если действительно Библейские Церкви признают и проповедуют факт скорого приближения конца для этой системы вещей, они должны с такой же настойчивостью проповедовать и стремиться быть такой Церковью, которая встретит Христа с той верой, с той жаждой и горением, проповедью и доктринами, какие были в Церкви Апостольской.

Библейское пророчество говорит о первом излиянии Святого Духа, Его последующем пребывании с Церковью и Его роли в заключительных актах земной истории, как о раннем и позднем дожде. Немного выше процитированного Петром в Книге пророка Иоиля мы читаем следующее:

«И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде». Иоиль 2:23

    Всякая истинная Церковь на протяжении тысячелетней истории была создана Богом и насыщена потоками Святого Духа. Образ мыслей, говорящий нечто подобное тому, что "всякая Церковь имеет право на существование только потому, что ни одна из них во всей полноте не обладает истиной" - ошибочен в корне. С Божьей точки зрения духовна и законна всякая Церковь, инспирированная Его Духом. Бог сказал: "Я буду ниспосылать дождь" (Иоиль 2:23). Он всегда исполнял Свои обещания и питаемая Духом Церковь не прекращала существовать никогда.

Пятидесятническая Церковь была рождена актом Бога и те из нас, кто придерживался Его Слова, всегда являлись и являются проводниками воли Господа. Был ли этот поздний дождь внезапным? Отнюдь! Пятидесятничество не возникало от проповеди некой суперидеи одним человеком (доктрины - крещение для прощения, Кемпбел; даты Пришествия - Миллер; апостольства - Ирвинг) или ограниченной группой людей. К тому времени, когда Бог готов был излить потоки на иссохшее во всей силе, Дух и вода Небес орошали многие Церкви и христианские сердца. Не пятидесятники совершили " открытие " истины Крещения в Святом Духе, но Бог, делая реальной эту истину, инспирировал рождение Пятидесятнического движения. То неясное, сверхъестественное, выходящее за рамки богословия и духовной практики отдельных Церквей - было все более мощным приближением урагана пятидесятнического пробуждения. Проповедь Святости Уэсли в среде методистских Церквей являлась результатом работы Бога. Движение квакеров и учение о сердце и озарении в нем - было действием Святого Духа, призывающим жаждать и искать Бога. Ривайвелистское движение XVIII - XIX веков, которое охватило континенты и соединило в одном движении Бога Церкви пресвитериан, методистов и баптистские общины готовило Церковь и происходило под влиянием все нарастающего потока позднего дождя.

         Согласно общераспространенному мнению, сам факт крещения в Святом Духе впервые после времени Апостольской Церкви совершился 1 января 1901 года в Топеке, штат Канзас, США. Но являются доказанными факты молитв на иных языках еще начиная с 1654 года (первые квакеры), в 1739 году - методисты, во время пиетисткого движения в Швеции (1803 год), в ходе Ирландского пробуждения 1858 года. Американский исследователь Д.А. Гордон пишет о том, что первой пятидесятнической Церковью в США явилась "Церковь Бога". Небольшие общины, состоящие из методистов и баптистов в восточной части Теннеси и на западе Северной Каролины (Юг США) основали это движение. Это были Церкви Святости и в 1896 году результатом их молитв стало действие Бога - в общинах начались внезапные крещения Святым Духом. Это было воспринято как то, что описано в Деяниях Библии. Проповедники делились этой вестью со многими общинами в других штатах и за пределами страны. В 1898 году некоторые общины в Айове и других штатах объединились в "Крещеную огнем ассоциацию Святости", члены и проповедники которой постепенно приходят к единому мнению о том, что дары сопровождают переживание крещения в Духе Святом (есть масса других свидетельств, которые мы не будем приводить). Зная эти факты, мы можем утверждать, что пробуждение началось уже тогда.

Все это подтверждает мысль, изложенную выше. Я повторю ее. Не пятидесятники совершили " открытие " истины крещения в Святом Духе, но Бог, используя и сделав реальной эту истину в Своем пробуждении, создал Пятидесятническую Церковь!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: