№п/п | Название темы | Дата | Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске | ||
1 | Что такое исследование? | Знать: - исследовательские способности, пути их развития. Уметь: - находить значимые личностные качества исследователя. | |||
2-4 | Определение темы, предмета, объекта исследования | Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. Знать: - как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь: - выбирать тему, предмет, объект исследования, - обосновывать актуальность темы. | |||
5-6 | Цели и задачи исследования | Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: - ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: - ставить цели и задачи исследования. | |||
7-8
| Учимся выдвигать гипотезы | Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: - как создаются гипотезы. Уметь: - создавать и строить гипотезы, - различать провокационную идею от гипотезы. | |||
9-16 | Организация исследования | Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: – подумать самостоятельно; – посмотреть книги о том, что исследуешь; – спросить у других людей; – познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; – обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; – понаблюдать; провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать: - методы исследования, Уметь: - использовать методы исследования при решении задач исследования, - задавать вопросы, - составлять план работы, - находить информацию. | |||
17-18 | Наблюдение и наблюдательность | Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и
недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. Знать: - метод исследования – наблюдение Уметь: - проводить наблюдения над объектом и т.д. | |||
19-20 | Коллекционирование. | Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать: - понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь: - выбирать тему для коллекционирования - собирать материал | |||
21-22 | Что такое эксперимент? | Понятия: эксперимент, экспериментирование. Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента. Практическая работа. Знать: - понятия - эксперимент и экспериментирование Уметь: - планировать эксперимент - находить новое с помощью эксперимента | |||
23-25 | Сбор материала для исследования. | Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: - правила и способы сбора материала Уметь: - находить и собирать материал по теме исследования - пользоваться способами фиксации материала | |||
26-27 | Обобщение полученных данных | Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Знать: - способы обобщения материала Уметь: - обобщать материал - пользоваться приёмами обобщения - находить главное | |||
28-29 | Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите | Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Знать: - правила подготовки сообщения Уметь: - планировать свою работу “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. Защита. Знать и уметь: Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите | |||
30 | Как подготовить сообщение | ||||
31 | Подготовка к защите | ||||
32-33 | Индивидуальные консультации | ||||
34 | Подведение итогов работы |