1. Что такое исследование? (1 час)
Исследовательские способности, пути их развития. Значимые личностные качества исследователя.
2.Определение темы, предмета, объекта исследования (3 часа)
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет
исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
3. Цели и задачи исследования (2 часа)
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные
стадии, этапы исследования.
4. Учимся выдвигать гипотезы (2 часа)
Понятия: гипотеза, провокационная идея.
Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от
гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…,
что, если…
Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных
желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др.
5. Организация исследования (8 часов)
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования:
– подумать самостоятельно;
– посмотреть книги о том, что исследуешь;
– спросить у других людей;
– познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;
– обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
– понаблюдать; провести эксперимент.
Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет,
комнатные растения, люди и т.д.).
6. Наблюдение и наблюдательность. (2 часа)
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее
распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях,
сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.).
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие
различие”, “Найди ошибки художника”.
7. Коллекционирование. (2 часа)
Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно
коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.
Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.
8. Что такое эксперимент. (2 часа)
Понятия: эксперимент, экспериментирование.
Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью
экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.
Практическая работа.
9. Сбор материала для исследования. (3 часа)
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо,
схемы, рисунки, значки, символы и др.).
10. Обобщение полученных данных. (2 часа)
Анализ, обобщение, главное, второстепенное.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной
последовательности”.
11. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите (3 часа)
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.
12. Индивидуальные консультации (2 часа)
Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально
13. Подведение итогов работы (2 часа)
Подготовка детских работ к публичной защите.
Тематическое планирование курса «Юные исследователи», 3 класс (34 часа)
| № п/п | Название темы | Количество часов |
| 1 | Что такое исследование | 1 |
| Определение темы, предмета, объекта исследования 3 ч | ||
| 2 | Тема исследования | 1 |
| 3 | Предмет исследования | 1 |
| 4 | Объект исследования | 1 |
| Цели и задачи исследования 2 ч | ||
| 5 | Цели исследования | 1 |
| 6 | Задачи исследования | 1 |
| Учимся выдвигать гипотезы 2 ч | ||
| 7 | Гипотеза | 1 |
| 8 | Провокационная идея | 1 |
| Организация исследования 8 ч
| ||
| 9-12 | Метод исследования | 4 |
| 13-16 | Практические задания | 4 |
| Наблюдение и наблюдательность. 2 ч | ||
| 17 | Наблюдение | 1 |
| 18 | Наблюдательность | 1 |
| Коллекционирование. 2 ч | ||
| 19 | Коллекционирование | 1 |
| 20 | Коллекционер, коллекция | 1 |
| Что такое эксперимент. 2 ч | ||
| 21 | Эксперимент | 1 |
| 22 | Экспериментирование | 1 |
| Сбор материала для исследования. 3 ч | ||
| 23 | Способ фиксации знаний | 1 |
| 24 | Исследовательский поиск | 1 |
| 25 | Методы исследования | 1 |
| Обобщение полученных данных. 2 ч | ||
| 26 | Анализ, обобщение | 1 |
| 27 | Главное, второстепенное. | 1 |
| Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите 3 ч | ||
| 28 | Доклад. | 1 |
| 29 | Сообщение | 1 |
| 30 | Главное и второстепенное | 1 |
| Индивидуальные консультации 2 ч | ||
| 31-32 | Индивидуальные консультации | 2 |
| Подведение итогов работы 2 ч | ||
| 33-34 | Подготовка детских работ к публичной защите. | 2 |
| Итого: | 34 | |
Приложение






