Отражён в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции
Требуется фальшивая действительность, в которой её
Присутствие не будет ощущаться». Зачастую эту фальшивую действительность создают СМИ. Они служат
Информационными фильтрами, формируют повестку дня и являются ретранслятором авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные. Особо тщательно скрывается главная цель — чтобы даже разоблачение самого факта попытки
Манипуляции не привело к выяснению дальних намерений. Воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Поскольку манипуляция общественным сознанием
Стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией (или её частями).
МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ
Алгоритм манипуляции включает в себя несколько основных этапов:
Анализ культурно-психологических особенностей целевой аудитории или ключевого информатора, составление культурно- психологического портрета целевой аудитории. Используются
|
|
различные опросы, фокус-группы и глубинные интервью с представителями целевых групп при участии аналитиков и военных психологов.
Построение в СМИ виртуальной картинки заданного события, совместимой с психологическими установками и картиной мира целевой аудитории и выводящей ее на нужную модель
поведения в рамках целевого ориентира манипуляции. Сегодня виртуальная картинка формируется с использованием
передовых компьютерных технологий и достижений кинематографии, что, как отмечают исследователи (Baudrillard, 1991), делает ее в массовом восприятии более реальной и яркой, чем подлинная реальность.
Планирование реального события, имеющего символическое значение и служащего пусковым механизмом, вынуждающим целевую аудиторию поверить в реальность заданной извне
виртуальной картинки и действовать в соответствии с ней.
Контроль над СМИ: управление информационными фильтрами, призванное синхронизировать в СМИ информационные потоки и закрепить положительные
результаты манипуляции. Важным элементом манипуляции служит планирование отвлекающих и шоковых событий для отключения способности критически мыслить, повышения уровня внушаемости целевой аудитории, превращении ее в
толпу, руководимую стадным инстинктом и управляемую извне.
МЕТОДЫ МАНИПУЛЯЦИИ
Методов манипуляции массовым сознанием довольно много, но чаще всего в средствах
массовой информации используются следующие из них: