Методические указания

Занятие №1.

Тема: СПИННОЙ МОЗГ, ЕГО СТРОЕНИЕ И ОБОЛОЧКИ; СПИННОЙ МОЗГ РЕБЁНКА.

Цель занятия: научится находить, называть и показывать детали строения спинного мозга, его оболочки и пространства между ними, уметь рассказать о топографических взаимоотношениях спинного мозга и позвоночного столба у взрослого и ребёнка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

Необходимо самостоятельно изучить общие данные о нервной системе: деление её по топографическому принципу на центральный и периферический отделы, а также, в соответствии с делением тела на сому и висцеру, деление её на соматическую (анимальную) и вегетативную (симпатическую и парасимпатическую) системы. Иметь четкое представление о структурно-функциональной единице нервной системы – нейроне и видов нейронов как со структурной, так и с функциональной точек зрения.

При изучении спинного мозга найти и уметь показать шейное и пояснично-крестцовое утолщения, мозговой конус с концевой нитью, борозды, переднюю срединную щель и заднюю срединную борозду, делящие мозги на две симметричные половины, переднюю и заднюю боковые борозды, разделяющие каждую половину мозга на передний, боковой и задний канатики, спинномозговой (межпозвоночный) узел; передние (вентральные) и задние (дорзальные) корешки, а также ствол спинномозгового нерва, называемый невропатологами канатиком funiculus.

Необходимо знать, что в основе деятельности нервной системы лежит рефлекс. Это – независимая от нашего сознания ответная реакция на любое (внешнее или внутреннее) раздражение. Материальной основой рефлекса является рефлекторная дуга.

Рисунок 1. Рефлекторная дуга.

 Различают простые и сложные рефлекторные дуги. Простая рефлекторная дуга, свойственная спинному мозгу, представлена двумя или тремя нейронами. Запомните, что первые нейроны (чувствительные, рецепторные клетки) всегда лежат вне мозга – в спинномозговых узлах или в узлах черепных нервов.

В трехчленной спинальной рефлекторной дуге (см. рис.1) первыми, воспринимающими (рецепторными) нейронами являются псевдоуниполярные клетки (1), лежащие в спинномозговых (межпозвоночных) узлах. Периферические отростки этих клеток – дендриты (1a) следует к органам (коже, костям, суставам, мышцам), заканчиваясь в них воспринимающими приборами – рецепторами, трансформирующими воспринятое раздражение в нервные импульсы. Центральные отростки – аксоны (1б), объединяясь в пучок, получивший название заднего (дорзального) корешка, входят через заднюю боковую борозду в спинной мозг и оканчиваются на клетках заднего рога, являющихся вторыми нейронами (2). Их аксоны подходят к двигательным клеткам переднего рога – 3-им нейронам дуги. Аксоны этих клеток (3а) выходят из спинного мозга через переднюю боковую борозду в виде переднего корешка и направляются к эффекторным органам. Механизм рефлекса: полученное рецептором раздражение преобразуется в нервный импульс, который по дендритам (1а) достигает тел псевдоуниполярных клеток (1) межпозвоночного узла и по их аксонам (1б) передаётся телам вставочных нейронов (2), через которые поступает третьим нейронам (3). Третьи нейроны посылают приказы рабочим органам – мышцам, вызывая их сокращение. Примером такой рефлекторной реакции может служить независимое от нашего сознания отдёргивание руки при неожиданном прикосновении к горячему или острому предмету.

В двухчленной рефлекторной дуге, где отсутствует вставочный нейрон, и первый нейрон вступает в контакт непосредственно с двигательным (эффекторным) нейроном, ответная реакция (рефлекс) осуществляется значительно быстрее.

Исследования последнего времени (П.К.Анохин, Н.А.Берштейн и др.) значительно дополнили наши взгляды на механизм рефлекторной деятельности. Оказалось, что между рабочим органом (мышца, железа и др.) и нервными центрами, помимо элементов рефлекторной дуги, существует обратная связь ("обратная афферентация"), благодаря которой осуществляется самопроверка, коррекция работа органа в каждый данный момент. Это можно представить следующим образом: когда мышца, получившая сигналы от эффекторных нейронов (3) начинает сокращаться, то раздражаются заложенные в ней рецепторы (проприорецепторы) – мышечные веретёна, которые непрерывно посылают в центр сигналы о ходе выполнения работы в каждый данный момент, что позволяет центру осуществлять соответствующие коррекции, регулируя уровень обменных процессов в мышце и её тонус. Так осуществляется механизм обратной связи, имеющий характер замкнутого круга (кольца). Таким образом, рефлекторный акт в целом можно представить в следующей последовательности (см. рис.2):

Рисунок 2. Рефлекторное кольцо.

1) рецепторный нейрон межпозвоночного узла, получающий импульсы от рецепторов кожи;

2) вставочный (ассоциативный) нейрон заднего рога;

3)эффекторный (двигательный) нейрон переднего рога, вызывающий сокращение мышцы;

4)рецепторный нейрон, получающий импульсы от проприоцептора (мышечного веретена);

5) γ-мотонейрон бокового рога, регулирующий обмен веществ в мышце и проприоцепторе (мышечном веретене);

6) периферический вегетативный (симпатический) нейрон, лежащий в периферическом симпатическом узле, посредством которого центр (γ-мотонейрон) осуществляет коррекцию работы мышцы.

Наличие таких замкнутых круговых (кольцевых нервных цепочек обратной связи позволяет осуществлять постоянные, ежемоментные коррекции любых реакций организма на любые изменения условий внутренней или внешней среды. Без механизмов обратной связи невозможно приспособление живых организмов к окружающей среде.

Изучив строение рефлекторной дуги и механизм обратной связи, студент должен уметь нарисовать схемы и находить элементы дуги на препаратах спинного мозга.

К концу занятия студент должен хорошо знать следующее:

1) Задний (дорзальный) корешок образуется аксонами (1б) чувствительных клеток (1) межпозвоночного узла, входящими в спинной мозг через заднюю боковую борозду;

2) Передний (вентральный) корешок образуется аксонами (3а) двигательных (эффекторных) клеток (3) переднего рога, и выходит из спинного мозга через переднюю боковую борозду;

3) Ствол (4) спинномозгового нерва (канатик) образуется в результате соединения переднего корешка с дендритами псевдоуниполярных клеток (1) межпозвоночного узла;

4) Спинной мозг состоит из 31-33 сегментов: 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1-3 копчиковых.

5) Сегмент – это участок белого и серого вещества, соответствующий паре спинномозговых нервов и их корешков;

6) Рост сегментов спинного мозга идет неравномерно: наиболее быстро растут грудные сегменты, особенно Th5-Th7, медленнее – шейные и особенно – поясничные и крестцовые сегменты. До трёх месяцев эмбрионального развития спинной мозг занимает весь позвоночный канал, а затем позвоночник начинает расти быстрее и к моменту рождения нижний конец мозга достигает уровня нижнего края третьего поясничного позвонка, поэтому пункцию можно делать только между остистыми отростками 4 и 5 поясничных позвонков. К 5-6 годам нижний конец спинного мозга достигает уровня 1-2 поясничных позвонков, что соответствует уровню взрослого человека.

7) Важное практическое значение имеет знание топографических взаимоотношений сегментов и позвонков (скелетотопия сегментов): шейные и верхние грудные сегменты располагаются на 1 позвонок выше, средние грудные – на 2 позвонка, нижние грудные – на 3 позвонка, поясничные и крестцовые – в области мозгового конуса на уровне XII грудного и первого поясничного позвонков. В результате место выхода из мозга корешков не соответствует уровню позвоночных отверстий и в поясничной части спинного мозга корешки спускаются к соответствующим межпозвоночным отверстиям параллельно концевой нити, охватывая её и мозговой конус пучком, получившим название конского хвоста cauda equina. Он образуется корешками 4-х нижних поясничных, 5-ти крестцовых и копчикового нервов.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: