Теория защитных механизмов А. Фрейд

Оглавление

 

Глава I. "Я знаю всё, но только не себя…" (Ф. Вийон)

1.1 О "силе Я" и "психологической защите"

1.2 Теория защитных механизмов А. Фрейд

1.3 Ориентация защитных процессов в соответствии с источником тревоги и опасности

Глава II. "Знание поможет избежать опасности. В знании - конец страха". Е.И. Рерих - "Живая Этика"

2.1 Механизмы защиты

2.2 Психологические механизмы защиты

Заключение

Список литературы

 



Введение

"Судьба человека заключена в его душе…" (Геродот).

Понимание природы человека - это задача исполинского масштаба, её решение было целью нашей культуры с незапамятных времён. Истинная цель - это познание природы человека каждым человеческим существом.

Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

Защитный механизм (психологическая защита) - понятие глубинной психологии <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BB%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F>, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)>. Защитные механизмы лежат в основе процессов сопротивления <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7)>.

С помощью защитных механизмов личность бессознательно оберегает свою психику от травм, которые могут причинить ей реальные жизненные ситуации, грозящие разрушить Я-концепцию личности. Но вместе с тем эти механизмы мешают человеку осознавать свои заблуждения относительно собственный черт характера и мотивов поведения, что зачастую затрудняет эффективное разрешение личных проблем.

Термин "защитные механизмы психики" был впервые введён в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом в 1894 году в работе "Защитные нейропсихозы" и был использован в ряде его последующих работ для описания борьбы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF_(%D0%AD%D0%B3%D0%BE)> против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81>. Изначально Зигмунд Фрейд <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%B3%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B4_%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4> подразумевал под ним в первую очередь вытеснение <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D1%82%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_(%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F)>, которое является прототипом психологической защиты, конечной целью которого является избегание неудовольствия, всех негативных аффектов, которые сопровождают внутренние психические конфликты между влечениями бессознательного и теми структурами, которые отвечают за регуляцию поведения личности. Но, в 1926 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1926_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>, в приложении к работе "Торможения, симптомы и тревожность" он возвращается к старому понятию защиты, утверждая, что его применение имеет свои преимущества: " поскольку мы вводим его для общего обозначения всех техник, которые <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF_(%D0%AD%D0%B3%D0%BE)> использует в конфликте и которые могут привести к неврозу <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%B7> - оставляя слово "вытеснение" для особого способа защиты, лучше всего изученного нами на начальном этапе наших исследований".

Позднее был детально разработан другими психоаналитиками, в первую очередь А. Фрейд <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4,_%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B0>. Анна Фрейд уже достаточно однозначно обозначила тот аффект, который включает работу защитных механизмов - это страх, тревога. Концепция механизмов психологических защит представлена Анной Фрейд в ее работе "Психология Я и защитные механизмы", русскоязычный вариант которой издан в 1993 году.

Цель этой работы - детально изучить защитные механизмы психики человека, главной функцией которых является поддержание нашего душевного равновесия. В то время как присутствие других всегда является признаком заболевания. Большинство из них могут проявляться и в том и в другом случае: все они срабатывают автоматически, то есть без нашего ведома, какого-либо сознательного усилия или намерения.

Задачи этой работы заключаются в том, чтобы проследить генезис защитных механизмов психики, начиная с первого года жизни каждого человека. Т.к. механизмы, функционирующие на первом году жизни, являются предшественниками последующих защитных механизмов.

Современное развитие психологии показывает, что защитные механизмы могут плодотворно изучаться независимо от теоретических воззрений психоаналитиков.


Глава I. "Я знаю всё, но только не себя…" (Ф. Вийон)

 

1.1 О "силе Я" и "психологической защите"

 

Понятие "силы Я" было введено З. Фрейдом ещё в раннем периоде его деятельности как отражающее в высшей степени важный психологический фактор, от которого зависит успех всякой психотерапии, в том числе психотерапии психоаналитической: " Центральным узлом всей ситуации является относительная сила или слабость "Я" (З. Фрейд).

"Я" - это посредник между интимными неосознаваемыми влечениями и внешней средой, который осуществляет функцию "синтеза" этих влечений и внешних требований. "Сила" же "Я" проявляется в толерантности к неудовлетворяемым аффективным напряжениям, в их переносимости субъектом без распада его поведения, в способности подчинить эти напряжения, приспособляя их к так называемому "принципу реальности",в сопротивлении, которое "Я" оказывает дезорганизации действий, если влечения не могут быть, по объективным причинам, реализованы.

Иными словами можно сказать, что "сила Я" определяется мерой способности целенаправленно регулировать действия в условиях невозможности удовлетворения влечений нарастающей силы.

Если для понимания природы сознания и "бессознательного" рассматривать как основную форму выражения "бессознательного" прежде всего установку и учитывать важную роль установки также в структуре

Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1888>); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д.Н. Узнадзе <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%B5,_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> и его школой (1956 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1956>).

сознания, то объектом регулирующего воздействия "силы Я" становится сразу широкий класс психологических процессов, имеющих самое непосредственное отношение к повседневному поведению.

Понятие "силы Я" заслуживает вниманий потому, что оно позволило поставить в высшей степени важную, как оказалось в дальнейшем, для психологов и клиники проблему так называемой "психологической защиты".

Типологический критерий, особенно важный с точки зрения общественной практики - это градация степени выраженности именно того признака, который определяется в рамках психоанализа как "сила Я" и которую мы предпочитаем называть способностью контроля напряженных, стремящихся к реализации психологических установок. Это критерий особенно важен потому, что позволяет судить об основном параметре поведения - о его управляемости, о возможности для субъекта осуществлять целенаправленное регулирование поведения вопреки разнообразным мешающим воздействия, то есть о том, что при самых различных ординарных и экстремальных ситуациях является решающим фактором успеха всякой деятельности.

Регулирующие воздействия, оказываемые "силой Я" на влечения, стремящиеся к реализации, подчинение этим фактором неосуществимых влечений "принципу реальности", защищают целенаправленную деятельность от дезорганизующего влияния, оказываемого на неё разнообразными возмущающими её моментами. В этой связи возникал вопрос: на основе каких же форм психической активности, в результате каких психических процессов эта регуляция происходит? В ответ была создана широко известная психоаналитическая концепция "психической защиты".

"Психическую защиту" составляет, согласно представлениям психоаналитической школы, ряд специфических приёмов переработки представлений, нейтрализующих патогенное воздействие, которое эти представления могут оказывать на сознание.

Основным дефектом психоаналитической трактовки понятия "психологической защиты" является то, что последняя рассматривается как механизм, используемый только в эксквизитных случаях, - как единственное остающееся средство предотвращения грозных клинических последствий конфликта "Я" с противостоящим ему, якобы неизменно враждебным, "бессознательным". Именно так ориентирована разработка проблемы "психической защиты" в трудах Анны Фрейд, посвятившей ей особенно много внимания.

Между тем, в ряде клинических работ "психологическая защита" является нормальным, постоянно применяемым психологическим механизмом. Этот механизм имеет огромное значение в сопротивлении, оказываемом организмом болезни, и предотвращает - при его правильном функционировании - дезорганизацию психической деятельности и поведения не только в условиях конфликта сознания и "бессознательного", но и при становлении вполне осознаваемых аффективно окрашенных психологических установок.

В ряде исследований было показано, что способность к "защитной" психической деятельности выражена у разных людей в очень разной степени. Если у одних, "хорошо психологически защищённых", переработка патогенных старых и возникновение более адекватных новых психологических установок начинается как только лица этого психологического типа встречают какое-то, пусть даже незначительное препятствие в своих аффективных устремлениях, то другие, "плохо психологически защищённые", оказываются неспособными развить эту защитную активность даже к гораздо более серьёзных случаях - даже тогда, когда приспособительные изменения установок становятся необходимым условием предотвращения грозной клинической перспективы.

 


Теория защитных механизмов А. Фрейд

 

Судьба Анны Фрейд (1895-1982), и личная, и профессиональная, неразрывно связана с развитием оригинального направления практической психологии - детского психоанализа. Дочь классика психоанализа Зигмунда Фрейда, начав свою карьеру в 1912 г. с работы учительницы, уже в 1923 г. становится преподавателем и директором Венского института по подготовке детских психоаналитиков. Вначале в Австрии, а после эмиграции в 1938 г. в Великобритании Анна Фрейд самоотверженно занимается вопросами развития личности ребенка и помощи ребенку в полной драм жизни. Ее перу принадлежат такие пользующиеся популярностью труды, как "Введение в детский психоанализ" (1927), "Психоанализ для учителей и родителей" (1931), "Война и дети" (1944), "Норма и патология в детстве" (1966). Широкий спектр исследований Анны Фрейд - почетного доктора Университета Кларка (США) и Венского университета (Австрия), посвященных психоанализу детства, образованию, социальной работе, детской психиатрии и педиатрии, наиболее полно отражен в 8-томном собрании ее трудов (1971-1980, США). Мировую известность А. Фрейд принесла ее работа "Психология Я и защитные механизмы", открывшая путь к пониманию и преодолению конфликтов детской души.

"Во мне сидит черт. Можно ли его вынуть?" В этом вопросе шестилетней девочки к Анне Фрейд сфокусированы конфликты детской души, над разрешением которых в течение 70 лет бьется детский психоанализ. Каковы внутренние резервы детского " Я" в поединке с полным противоречий миром? Как рождаются защитные механизмы личности, позволяющие сохранить устойчивость поведения ребенка в веере различных жизненных ситуаций? Сколь велика магия слова мастера детского психоанализа, приходящего на помощь к испытывающему страхи и живущему не в ладу с самим собой и окружающими людьми растущему человеку? Ответы на эти и многие другие вопросы позволили Анне Фрейд по праву встать в одном историческом ряду с основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом, а не просто остаться дочерью знаменитого отца. В отличие от традиционного психоанализа психологические воззрения Анны Фрейд проникнуты верой в силу человеческого Я, и созданное ею теоретическое направление не случайно вошло в историю науки под именем "Эго-психология".

В настоящее время задачу анализа можно определить следующим образом: получить максимально полное знание обо всех трех образованиях, из которых состоит психическая личность, и изучить их отношения между собой и с внешним миром. Иными словами, по отношению к Я - исследовать его содержание, границы и функции, проследить историю его зависимости от внешнего мира, Оно и Сверх-Я; по отношению к Оно - дать описание инстинктов, т.е. содержания Оно, и проследить их трансформации.

В приложении к работе "Торможения, симптомы и тревожность" (1926) высказывается предположение о том, что "дальнейшие исследования могут показать, что имеется тесная связь между конкретными формами защиты и конкретными заболеваниями, как, например, между вытеснением и истерией".

Регрессия и реактивное изменение Я ( формирование реакции), изоляция и "уничтожение" - все они рассматриваются как защитные техники, используемые при неврозах навязчивости.

Двигаясь в этом направлении, нетрудно пополнить список защитных методов Я способами, описанными в других работах Фрейда. Например, в "Ревности, паранойе и гомосексуальности" (1922) интроекция, или идентификация, и проекция указываются как важные защитные способы, используемые Я при болезненных эмоциях данного типа, и характеризуются как "невротические механизмы". В своей работе по теории инстинкта (1915) Фрейд описывает процессы борьбы Я с самим собой и обращения, обозначая их как "изменения инстинкта". С точки зрения Я эти два последних механизма также могут быть зачислены в рубрику защитных средств, поскольку истоки всех превращений, которым подвергаются инстинкты, лежат в определенной активности Я. Если бы не вмешательство Я или внешних сил, которые представляет Я, каждый инстинкт знал бы только одну участь - удовлетворение.

К девяти способам защиты, которые очень хорошо знакомы на практике и исчерпывающе описаны в теоретических работах по психоанализу (регрессия, вытеснение, формирование реакции, изоляция, уничтожение, проекция, интроекция, борьба Я с самим собой и обращение), можно добавить десятый, который относится, скорее, к изучению нормы, а не к неврозу: сублимацию, или смещение инстинктивных целей.

Насколько известно на данный момент, в своих конфликтах с производными инстинктов и с аффектами Я имеет в своем расположении эти десять способов. Задачей практикующего аналитика является определить, насколько они эффективны в процессах сопротивления Я и формирования симптома, которые он имеет возможность наблюдать у разных людей.

Анна Фрейд в своих работах определила, что вытеснение занимает среди способов защиты Я исключительную позицию по отношению ко всем остальным. Такие способы защиты, как изоляция и уничтожение, стоят бок о бок с истинно инстинктивными процессами типа регрессии, обращения и оборота против себя. Некоторые из них служат для овладения большим количеством инстинктов или аффектов, а другие - для овладения лишь малыми их количествами. Соображения, определяющие выбор со стороны Я того или иного механизма, остаются неясными. Возможно, вытеснение используется главным образом при борьбе с сексуальными желаниями, тогда как другие способы могут быть более пригодны для борьбы против инстинктивных сил различного рода, в частности против инстинктивных импульсов. Возможно также, что эти другие способы лишь завершают то, что оставило несделанным вытеснение, или же имеют дело с нежелательными мыслями, возвращающимися в сознание при неудавшемся вытеснении. Возможно также, что каждый защитный механизм вначале формируется для овладения конкретными инстинктивными побуждениями и связан, таким образом, с конкретной фазой детского развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: