Традиции Шостаковича — классика музыкального искусства 20 века — имеют огромное значение для музыки всего мира

Дмитрий Дмитриевич ШОСТАКОВИЧ (1906-1975)

Советский композитор, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966), доктор искусствоведения (1965). Родился 25 сентября 1906 г. в Петербурге, в семье инженера. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу фортепьяно у Леонида Николаева (1923) и композиции у Максимилиана Штейнберга (1925). В 1927 г. на 1-м Международном конкурсе пианистов им. Ф. Шопена (Варшава) получил почётный диплом. Как пианист много выступал с исполнением собственных произведений. С 1937 г. вёл класс сочинения в Ленинградской, в 1943-48 гг. в Московской консерваториях (с 1939 г. профессор). Среди учеников: Герман Галынин, Кара Караев, Георгий Свиридов, Борис Тищенко, Карен Хачатурян, Борис Чайковский. Секретарь Союза композиторов СССР (с 1957 г.), Союза композиторов РСФСР (с 1960 г., в 1960-68 гг. первый секретарь).

Депутат Верховного Совета СССР 6—9-го созывов. Был членом Советского комитета защиты мира (с 1949 г.), Славянского комитета СССР (с 1942 г.), Всемирного комитета защиты мира (с 1968 г.). Почётный член шведской Королевской музыкальной академии (1954), итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965). Почётный доктор наук Оксфордского университета (1958), Северо-Западного университета Эванстона (США, 1973), Французской академии изящных искусств (1975), член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член Английской королевской музыкальной академии (1958), Национальной академии наук США (1959). Почётный профессор Мексиканской консерватории. Президент общества «СССР — Австрия» (1958). Международная премия Мира (1954). Награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Творчество Шостаковича — одна из вершин музыкального искусства 20 века. В своих произведениях он неизменно отображал важнейшие проблемы современности. Центральное место в творчестве Шостаковича занимают симфонические произведения (15 симфоний). Художник-новатор, Шостакович развил традиции М. П. Мусоргского (особенно близкого ему композитора), И. С. Баха, Л. Бетховена, Г. Малера и создал свой глубоко самобытный стиль.

Уже 1-я симфония Шостаковича (1925), приобрела мировую известность. Последующие его произведения отразили поиски новых путей (2-я симфония — «Октябрю» (1927); 3-я симфония — «Первомайская» (1931); балеты «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931)). В опере «Нос» (1928) по Н.В. Гоголю и некоторых других произведениях проявилось тяготение к сатире, юмору, гротеску. Опера «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда») по Н. С. Лескову (1932; 2-я ред. 1963) ознаменовала творческая зрелость композитора. После посещения в 1936 г. И.В. Сталиным спектакля "Леди Макбет» в Большом театре, опера была подвергнута грубой и безграмотной критике (статья "Сумбур вместо музыки" в газете "Правде"). С этой статьи началась "борьба на культурном фронте" с "формализмом" во всех видах искусства, многие деятели культуры были подвергнуты репрессиям. Реальная опасность нависла и над Шостаковичем, однако он нашел в себе силы не идти на компромиссы в творчестве и в своей музыке сказать правду о сложном и трагическом времени.

Принципы зрелого симфонизма Шостаковича утвердили 4-я (1936) и особенно 5-я (1937) симфония, о которой композитор писал: «... Тема моей симфонии — становление личности. Именно человека со всеми его переживаниями я видел в центре замысла этого произведения». В 1930е гг. созданы также 6-я симфония (1939), 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1933), 24 прелюдии для фортепьяно (1933), балет «Светлый ручей» (1935), 1-й струнный квартет (1938), фортепьянный квинтет (1940; Государственная премия СССР, 1941).

Над 7-й симфонией (во всем мире ее называют «Ленинградской» (1941-42) композитор начал работать в блокадном Ленинграде. Она запечатлела героическую борьбу советского народа с фашизмом, стала музыкальным памятником военных лет и сыграла значительную роль в сплочении международных антифашистских сил. Образы, рожденные Великой Отечественной войной, воплощены и в 8-й симфонии (1943) — произведение огромной трагической силы, а также в фортепьянном трио (посвященном памяти друга, музыковеда Ивана Ивановича Соллертинского, 1944) и других сочинениях. К этим образам композитор возвращался и в более поздние годы — в 8-м квартете, посвященном памяти жертв войны и фашизма (1960), в 1 части 13-й симфонии на стихи Евгения Евтушенко, которая называется «Бабий Яр», и др.

В 1948 г. творчество Шостаковича и других ведущих советских композиторов (Прокофьева, Мясковского, Хачатуряна, Кабалевского и др.) было подвергнуто несправедливой критике в постановлении ЦК ВКП(б) «Об опере Мурадели «Великая дружба». Шостаковича уволили из консерватории, на исполнение многих его произведений был наложен запрет, в прессе появился ряд резких критических статей. Впоследствии в пору хрущевской оттепели обвинения в «антинародном формализме» были сняты, но драматизм личной судьбы композитора, пережившего полосу неправедных гонений, наложил отпечаток на его личность и творчество. Внешне часто идущий на компромисс с властями, в своем творчестве Шостакович открыто поднимал острейшие нравственные проблемы, обличал насилие, защищал «человеческое в человеке».

Среди произведений послевоенных лет — 9-я симфония (1945), вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (1948). Раздумьями о судьбах мира наполнена 10-я симфония (1953), отмеченная богатством психологического содержания. Монументальный фортепьянный цикл «24 прелюдии и фуги» (1951) сочетает баховскую традицию с русским национальным характером. В эти годы сказалось тяготение Шостаковича к историко- революционной тематике: 10 поэм для хора без сопровождения на слова революционных поэтов (1951), 11-я симфония «1905 год» (1957) и 12-я симфония «1917 год», посвященная памяти В. И. Ленина (1961) построены на интонациях и подлинных темах русских революционных песен. Историческое прошлое России нашло отражение в вокально-симфонического поэме «Казнь Степана Разина» на слова Е. Евтушенко (1964). Наряду с симфониями появляются глубокие и яркие произведения в жанре концерта: два скрипичных (1948 и 1967), два виолончельных (1959 и 1966) и 2-й фортепианный концерт (1957).

В 60-е и 70-е гг. Шостакович создал камерные вокальные циклы на слова Саши Черного «Сатиры» (1960), А.Блока (1967), М.Цветаевой (1973). Вокальная сюита на слова Микеланджело Буонарроти (1974) обобщила некоторые основные темы творчества композитора: протест против зла, несправедливости, творческий подвиг художника, его бессмертие. Принципы камерного вокального цикла претворены в вокально-инструментальных симфониях — 13-й на слова Евтушенко для баса, хора басов и оркестра (1962), 14-й на слова Гарсиа Лорки, Гийома Аполлинера, Вильгельма Кюхельбекера и Райнера Мариа Рильке для сопрано, баса и камерного оркестра (1969), в которой с огромной глубиной и эмоциональной силой раскрыта тема жизни и смерти. Эта проблематика лежит и в основе 15-й симфонии (1971), последних квартетов (всего Шостакович написал 15 струнных квартетов). Соната для альта и фортепьяно (1975) завершила творческий путь композитора.

Шостакович написал музыку ко многим кинофильмам (свыше 35) — «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Выборгская сторона» (1939), «Человек с ружьем» (1938), «Овод» (1955), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1971) и др., став одним из зачинателей советской киномузыки. Некоторые песни, написанные Шостаковичем для кино, стали массовыми — «Песня о встречном» (из кинофильма «Встречный», 1932) и др. Писал музыку к спектаклям драматических театров (в 20-е гг. сотрудничал с Мейерхольдом и Маяковским – музыка к спектаклю «Клоп», 1929). Им сделаны новые оркестровые редакции опер Мусоргского «Борис Годунов» (1940) и «Хованщина» (1959).

 

Традиции Шостаковича — классика музыкального искусства 20 века — имеют огромное значение для музыки всего мира.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: