Абстрактное искусство

Абстрактное искусство -абстракционизм (абстрактивизм), беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, обобщающееназвание для целого ряда художественных направлений в искусстве ХХ века.

Основоположники абстрактного искусства великие деятели европейского авангарда ХХ в. В. Кандинский и К. Малевич, пользовались понятием «беспред­метное искусство», указывая при этом, что отсутствие предмета в кар­тине не есть отсутствие в ней смыс­ла. (Знаменитая книга К. Малеви­ча, вышедшая в 1927 г., называлась «Беспредметный мир».) Однако многие локальные движения внутри абстрактного искусства отчасти сохраняют фигуратив­ность, стремясь выявить в изобра­жаемых сюжетах некие первичные, абсолютные сущности пластическо­го или чисто идеального, даже мис­тического характера. Программа абстрактного искусства при всем его многообразии связа­на, с напряженным философско-эс­тетическим поиском, благодаря чему некоторые из представителей абстрактного искусства оказываются также и крупными писателями-публицистами, лидера­ми новой эстетики. Таковы В. Кан­динский, К. Малевич, П. Мондри­ан, Т. ван Дуусбург, С. Поляков и другие. По словам П. Мондриана, чистая мысль должна постигнуть в мире нечто столь общее, что уже невозможно было бы подвергнуть дальнейшему обобщению. Это «все­общее» большинство ранних пред­ставителей абстрактного искусства рассматривают как Абсолютный Дух. Такие идеи не те­ряют актуальности и во второй по­ловине века, в эпоху расцвета абстрактного экспрессионизма. Но те­перь на смену Духу приходит вы­плескиваемая в живом творчестве или созерцаемая в его результатах Энергия.

Художественная практика абстрактного искусства сохраняет в своей основе идею поис­ка чистой формы, которая возникала у мастеров-постимпрессионистов еще в предшествующую эпоху. С по­мощью неизобразительных элемен­тов (линия, цветовое пятно) создает­ся композиция, не имеющая фигура­тивного характера, но, как правило, передающая определенный круг авторских ассоциаций, связанных с тем или иным предметом, сюже­том или стилем. Как уже сказано, такое программное осмысление присутствует в произведениях абстрактного искусства далеко не обязательно: напро­тив, наиболее чистыми, беспримес­ными образцами абстрактного искусства являются ком­позиции внесюжетного характера. Они чаще всего получают соответст­вующие наименования («Компози­ция», «Номер...», «Без названия») или обозначаются только датой создания картины. В первой половине века в области абстрактного искусства господствует гео­метрическое направление.

 

Абстрактное искусство как крайняя форма «чисто­го искусства», поиска «чистой плас­тики» возникло в ходе расслоения ряда художественных течений 1920-х гг. Свое влияние на формирующееся абстрактное искусство оказали столь различные явления, как кубизм, футуризм, экспрессионизм, символизм, а в его становлении приняла участие целая плеяда выдающихся мастеров ХХ века. Первые образцы абстрактного искусства создали работавшие в 10-е гг. ХХ в. в Германии художники-экспрессионисты В. Кандинский и П. Клее. В 1912 г. была написана работа В. Кандин­ского «О духовном в искусстве», ставшая теоретическим фундамен­том абстрактного искусства. Значительный вклад в абстрактное искусство внесли французский живописец Р. Делоне, испанец Ф. Пикабия, чешский художник Ф. Купка. Осо­бенно значимой была роль итальянских футуристов: Дж. Балла, У. Боччони, Дж. Северини. Интерес к абстрактному искусству затронул культуру почти всех без исключения европейских стран. В России первые работы в духе абстрактного искусства были созданы К. Малевичем, художниками «лучистами» М. Ларионовым и Н. Гончаро­вой. В Нидерландах абстрактный принцип лег в основу творчества представителей «неопластицизма» и художников группы «Стиль» (П. Мондриан, Т. ван Дуусбург, Б. ван дер Лек). Работавшие в Пари­же А. Архипенко, К. Брынкуши (Бранкузи) и другие несколько поз­же обратились к опытам абстракт­ной скульптуры.

После Первой мировой войны абстрактное искусство начинает оказывать принципи­альное воздействие на творческие поиски крупнейших архитекторов Европы. Неизобразительная природа архитектуры осознавалась как весьма близкая нефигуративному искусству живописи и скульптуры.

В духе различных направлений и авторских стилей абстрактного искусства решался декор интерьеров и некоторые элемен­ты наружного облика современных построек. Так поступали создатели и мастера «Баухауза», представители архитектурного функциона­лизма; композициями в абстрактном стиле украшал свои архи­тектурные произведения великий французский зодчий, художник и скульптор Ле Корбюзье. В пластических искусствах и живописи в эти годы находят все более частое и ши­рокое применение уже не только приемы непосредственного абстра­гирования реальности, но и матема­тические и инженерные принципы (Н. Габо, А, Колдер).

В эти же годы большая группа мастеров перешла к практической работе в прикладном искусстве и ху­дожественном конструировании. Фактически они стали создателями одной из новейших областей культу­ры ХХ в. - дизайна (В. Татлин, Л. С. Попова).

В годы Второй мировой войны в США возникла школа абстрактного экспрессионизма, распространив­шегося после войны во многих странах Европы. Эти художники, чье творчество столь же многообразно, как и раннее абстрактное искусство, поставили своей целью непосредственную и обобщен­ную в форме передачу энергии творческого процесса. В нем выдвигался на первый план подсознательный, интуитивный характер творчества, непредвиденность и спонтанность возникающих эффектов.

Внутри течения абстрактного экспрессионизма также существовали разные направления и тенден­ции: от яркой и темпераментной работы чистым цветовым пятном до передачи с помощью цвета и линии разнообразных мистических умозрений. Ярчайшие лидеры абст­рактного экспрессионизма на первом его этапе - Дж. Поллок, Ж.. Матье; близкие к ним по взгля­дам представители Art informel - ­Ж. Дюбюффе, П. Сулаж, лидер группы «Кобра» К. Апель. Лириче­ская сфера, часто привлекавшая мастеров абстрактного искусства, представлена рабо­тами американской художницы Х. Франкенталер, также тяготев­шей к направлению абстрактного экспрессионизма. Большинство ее работ выполнено в технике размы­тых пятен, оказавшей воздействие на манеру художников К. Ноланда и М. Луиса. Абстрактный характер пейзажа, декоративность, впечат­ление непосредственной импровизации свойственны многим работам Х. Франкенталер. Другим характерным примером абстрактного искусства являются работы американского живописца Б. Ньюмена. Он был представителем сразу трех важных тенденций в искусстве этой эпохи: абстракти­вистского метода восприятия мира, мистико-экспрессивной манеры в его передаче и минимализма, нередко сопутствующего этим творческим установкам. Ньюмен стремил­ся воспроизвести не реальную красоту, а некую мистическую абстрак­цию, квинтэссенцию настроения. Аскетическая сдержанность, яс ­ ность и простота типичны для его работ («Завет»).

Абстрактное искусство США, страны, где оно по­лучило наибольшее признание и распространение, делится на два основных направления. Одно из них - тихоокеанская школа во гла­ве с М. Тоби. Из этой школы вышли художники т. н. нью-йоркской школы, к которой относятся М. Ротко, Р. Мазервелл, Х. Хофман.  

В середине ХХ в. Абстрактное искусство, и в част­ности абстрактный экспрессио­низм, приобрело в европейском ис­кусстве лидирующий характер. Оно повлияло на художественную куль­туру стран Восточной Европы (Польша, Югославия, Чехословакия). В 1960-е гг. абстрактное искусство порождает одно из своих новейших в ХХ веке и наиболее чистых и крайних течений - т. н. оптическое искусство, или оп-арт. 

Крупнейшим исследованием, по­священным истории и теории абстрактного искусства, до настоящего времени остается книга французского искусствоведа Марселя Бриона «Абстрактное ис­кусство» («Art abstrait»), изданная в 1956г.          

Литература:

Полевой В.М. Искусство ХХ в. М.,1991.

Рейнгардт Л.Я. Современное западное искусство. Борьба идей. М., 1983.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: