Тема 2.3. Культура Древнего мира

План:

1. Культурные достижения древней Греции.

2. Культурные достижения древнего Рима.

 

1

Древние греки – глубокий след в мировой культуре:

1) Греческая письменность (переработанный финикийский алфавит) - в основе современных алфавитов;

2) В архитектуре – идея гармонии – согласованность и стройность всех частей здания. Архитекторы разработали правила строительства, определили, как должны соотносится между собой высота и толщина колонны с размером крыши. Эти правила – ордером – порядком. Виды ордеров: а) дорический; б) ионический. Самое красивое здание – в Афинах, на Акрополе. Главные храмы Акрополя – Парфенон и Эрехтейон;

3) В скульптуре – внимание к человеческому телу. Знаменитый скульптр – Фидий: статуя Афины для Акрополя и статуя Зевса в храме Олимпии;

4) Древняя Греция – родина театра. Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, Эсхила, комедии Аристофана;

5) Литература – Гомер «Илиада», «Одиссея», поэмы Геосида, лирика Сафо, древнегреческие мифы. Благодаря развитию древнегреческой литературы появилось множество»крылатых выражений»: «ахиллесова пята», «авгиевы конюшни», «между Сциллой и Харибдой», «яблоко раздора», «троянский конь»;

6) Древняя Греция – родина философии. Видные представители: Сократ, Платон, Аристотель;

7) Греки – родоначальники не только философии, но и истории. Геродота называют «отцом истории». Он впервые поставил вопрос о закономерности исторического развития. Дело Геродота продолжил Фукидид;

8) Олимпийские игры – еще один вклад древних греков в историю. Олимпийские игры – это спортивные состязания, которые проводились один раз в четыре года в честь бога Зевса в городе Олимпия;

9) В религии – древние греки – политеисты: Зевс – бог грозы, молнии, Дионис – бог виноградарства и виноделия.

 

2

 

Культура  - это все, что сделано умом и руками человека, это результат человеческой деятельности. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, которое создало человечество.

Культура древнего Рима – больших высот:

1) В литературе – Тит Лукреций Кар «О природе вещей», Катон «О сельском хозяйстве», Гай Юлий Цезарь «Записки о гражданской войне»;

2) В архитектуре – амфитиатр в Риме – Колизей, форум Траяна, Пантеон – храм всем богам;

3) В исторической науке – Полибий, Тит Ливий, Корнеллий Тацит;

4) В религии – переход от олимпийского политеизма к мировому монотеизму – христианству – 1 в. Н.э.

Больших высот в античной цивилизации достигла философия. На развитие философии и духовную жизнь древних греков – распад империи Александра Македонского, общий кризис рабовладельческой демократии. На смену - гражданину полиса пришел подданный человек, подчиненный монарху. Появился запрос в философии как в средстве утешения и наставнице жизни.

Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) - основатель эпикурейства – нового философского течения. Эпикур отрицал фатализм: если верить в предопределенность, то наказывать преступника не следует.

В основе этического учения Эпикура – понятие «удовольствие». Счастье человека – в получении удовольствия. Однако Эпикур подчеркивал, что удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевного умиротворения человека. «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо», - учил Эпикур. Таким образом, согласно философу, смысл удовольствия – наслаждение духа, а не телесные блага.

Чтобы жить счастливо и в себе удовольствие, Эпикур предлагал избавиться от страданий и страхов. Главный страх – это страх перед смертью. Поскольку Эпикур верил, что душа человека также смертна, как и его тело, он полагал, что со смертью прекращаются и страдания человека. «Когда мы живы, смерти нет. Когда смерть есть, нас нет», - учил Эпикур.

Однако страдания вызывают не только мысли о смерти, ее осознание, но и другие люди. Поэтому он произывал: «живи незаметно». В этом призыве звучала идея индивидуализма и отказа от активной общественно-политической жизни. «Обратись к самому себе особенно, если ты вынужден быть в толпе». «Скрывайся и таись», - призывал философ.

В эпоху эллинизма и императорского Рима получила развитие и приобрела большую известность философская система – стоицизм. Один из видных представителей стоицизма – Сенка (3 или 4 г. н.э. – 65 г. н.э.).

На первое место в философии Сенеки – проблема свободы. Под свободой Сенека понимал подчинение разумной необходимости, а не свободу действий. Чтобы освободиться от судьбы, власти рока, человек должен сбросить бремя тела, которое есть тюрьма и цепи, сковывающие душу. Сенека допускает даже самоубийство как средство приобщения к свободе человека, так как смерть есть «изгнание всех страданий и конец, за которым наши беды не существуют». Он утверждал, что основной целью философии является «утешение человека во всех его несчастьях».

Если под свободой понимать свободу действий, то Сенека считал, что свободы в жизни нет. Миром правит предопределенность, судьба. Сенека говорил, что «судьба ведет того, кто хочет идти, а того, кто не хочет, - тащит».

Сенека утверждал, что злые дела бичует совесть. «Величайшая пытка для злодея – вечно терзающее его беспокойство». Совесть Сенека определял как «внутренний суд».

Сенека призывал к бережливости и самоограничению, утверждая, что «не беден тот, кому довольно и самого малого достатка». Этот взгляд довел до самой крайней формы римский философ, император Марк Аврелий, еще один видный представитель стоицизма. Он сравнивал жизнь человека с жизнью мухи-однодневки. «Все человеческое есть дым, ничто», - считал Марк Аврелий.

 

Вопросы для сравнения Древневосточные цивилизации Античные цивилизации
Страны Древний Египет, Китай, Ассирия, Персия, Вавилон, древняя Индия. Древняя Греция, Рим.
Тип цивилизации Речной, за исключением Финикии, аграрная цивилизация, древняя цивилизация Морской тип цивилизации, аграрная цивилизация, древняя цивилизация.
Экономика Ирригационное земледелие, ремесло, торговля, главное средство производства – земля, производственные отношения основаны на рабовладении, большая роль государства. Земледелие, ремесло, торговля, главное средство производства – земля, производственные отношения основаны на рабовладении.
Политика Деспотия, сакрализация или обожествление власти, отсутствие политических свобод, полное бесправие, монархическая форма правления, имперские проекты (Персия), вся политическая власть монополизирована: находится в руках правителя, правитель отждествляется с государством. Демократия, политическая борьба между аристократией и народом, республиканская форма правления, имперские проекты (Рим), проведение политики «разделяй и властвуй» по отношению к завоеванным народом, выстраивание системы сдержек и противовесов в управлении, политические процессы – конфликтные формы: гражданская война, борьба между аристократией и народом.
Социальная структура Правитель, жрецы (служители культа), вельможи (чиновники), простой люд – свободные (крестьяне, ремесленники, торговцы), рабы; касто-варновая система в древней Индии В Греции – правитель, аристократия, демос (граждане), метеки (переселены), рабы; в Риме – правитель (царь, император), патриции, плебеи, рабы.
Духовная сфера, культурные достижения В духовной сфере – преобладание религии в форме политеизма, мифология, появление монотеистической национальной религии - иудаизма, первой мировой религии – буддизма, развитие медицины, мумифицирования, астрономии, появление письменности, изобретение алфавита финикийцами, зарождение философских конепций конфуцианства и даосизма, развитие архитектуры – пирамиды, зиккураты. В духовной сфере – преобладание религии в форме политеизма, появление первой мировой монотеистической религии – христианства, развитая мифология, выделение философии из мифологии, появление философских школ, зарождение философских систем, исторической науки, театра, дальнейшее развитие архитектуры (колонны, дорический и ионический ордер), «крылатые выражения»: «говорить лаконично», «спартанский образ жизни», «ахиллесова пята», «между Сцилой и Харибтой», «авгиевы конюшни», «яблоко раздора», «троянский конь», «… «жребий брошен», «перейти Рубикон», «и ты, Брут».

Вопросы и задания:

1. Зачем нужно изучать историю античных цивилизаций?

2. Дайте определения таким понятиям как: тавромахия, полис, метеки, аристократы, архонт, апелла, герусия, олигархия, демократия, сенат, патриции, плебеи, монархия, республика, народный трибун, диктатор, плебисцит, консул, диктатор, гражданская война, гладиатор, педагог, триумвират, доминат, принципат, магнаты, колоны.

3. Объясните смысл выражений: «говорить лаконично», «разделяй и властвуй», «перейти Рубикон», «хлеба и зрелищ». Расскажите про исторические обстоятельства их возникновения.

4. Какие «крылатые выражения» вам известны? Объясните их смысл.

5. Почему древние греки занимались колонизацией? Какие направления колонизации вам известны? С каким направлением колонизации связана история России? Каковы последствия колонизации?

6. Что представляло собой полисное устройство древней Греции? Чем Афины отличались от Спарты? Какие отношения были между этими полисами: дружественные или враждебные? Свое мнение обоснуйте.

7. Что представляла собой спартанская педагогика? Каково ваше отношение к ней?

8. Что представляла собой древнегреческая демократия? Кто из правителей древней Греции способствовал ее развитию?

9. Сравните современное и древнегреческое общество. Что общего, а что различного между ними?

10. Как Македония смогла завоевать древнюю Грецию, а затем и Египет?

11. Расскажите о культурных достижениях древней Греции. Какими культурными достижениями древних греков мы пользуемся?

12. Почему в современном Риме стоит памятник волчице? Можно ли эту историю считать правдивой?

13. Что общего, а что различного между современным и древнеримским обществом?

14. Какой вклад внесли древние римляне в развитии мировой культуры? Почему их нередко обвиняют в эпигонстве?

15. Какие исторические достопримечательности вы посетите, если поедите в современную Грецию или Италию?

16. Как связана современная культура с античной культурой?

17. Какие правители античной цивилизации вам нравятся? Чему можно у них поучиться?

18. Какие идеи, разработанные античными философами, вы считаете актуальными? Мнение обоснуйте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: