План:
1. Культурные достижения древней Греции.
2. Культурные достижения древнего Рима.
1
Древние греки – глубокий след в мировой культуре:
1) Греческая письменность (переработанный финикийский алфавит) - в основе современных алфавитов;
2) В архитектуре – идея гармонии – согласованность и стройность всех частей здания. Архитекторы разработали правила строительства, определили, как должны соотносится между собой высота и толщина колонны с размером крыши. Эти правила – ордером – порядком. Виды ордеров: а) дорический; б) ионический. Самое красивое здание – в Афинах, на Акрополе. Главные храмы Акрополя – Парфенон и Эрехтейон;
3) В скульптуре – внимание к человеческому телу. Знаменитый скульптр – Фидий: статуя Афины для Акрополя и статуя Зевса в храме Олимпии;
4) Древняя Греция – родина театра. Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, Эсхила, комедии Аристофана;
5) Литература – Гомер «Илиада», «Одиссея», поэмы Геосида, лирика Сафо, древнегреческие мифы. Благодаря развитию древнегреческой литературы появилось множество»крылатых выражений»: «ахиллесова пята», «авгиевы конюшни», «между Сциллой и Харибдой», «яблоко раздора», «троянский конь»;
6) Древняя Греция – родина философии. Видные представители: Сократ, Платон, Аристотель;
7) Греки – родоначальники не только философии, но и истории. Геродота называют «отцом истории». Он впервые поставил вопрос о закономерности исторического развития. Дело Геродота продолжил Фукидид;
8) Олимпийские игры – еще один вклад древних греков в историю. Олимпийские игры – это спортивные состязания, которые проводились один раз в четыре года в честь бога Зевса в городе Олимпия;
9) В религии – древние греки – политеисты: Зевс – бог грозы, молнии, Дионис – бог виноградарства и виноделия.
2
Культура - это все, что сделано умом и руками человека, это результат человеческой деятельности. Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, которое создало человечество.
Культура древнего Рима – больших высот:
1) В литературе – Тит Лукреций Кар «О природе вещей», Катон «О сельском хозяйстве», Гай Юлий Цезарь «Записки о гражданской войне»;
2) В архитектуре – амфитиатр в Риме – Колизей, форум Траяна, Пантеон – храм всем богам;
3) В исторической науке – Полибий, Тит Ливий, Корнеллий Тацит;
4) В религии – переход от олимпийского политеизма к мировому монотеизму – христианству – 1 в. Н.э.
Больших высот в античной цивилизации достигла философия. На развитие философии и духовную жизнь древних греков – распад империи Александра Македонского, общий кризис рабовладельческой демократии. На смену - гражданину полиса пришел подданный человек, подчиненный монарху. Появился запрос в философии как в средстве утешения и наставнице жизни.
Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) - основатель эпикурейства – нового философского течения. Эпикур отрицал фатализм: если верить в предопределенность, то наказывать преступника не следует.
В основе этического учения Эпикура – понятие «удовольствие». Счастье человека – в получении удовольствия. Однако Эпикур подчеркивал, что удовлетворение телесных потребностей необходимо для душевного умиротворения человека. «Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо», - учил Эпикур. Таким образом, согласно философу, смысл удовольствия – наслаждение духа, а не телесные блага.
Чтобы жить счастливо и в себе удовольствие, Эпикур предлагал избавиться от страданий и страхов. Главный страх – это страх перед смертью. Поскольку Эпикур верил, что душа человека также смертна, как и его тело, он полагал, что со смертью прекращаются и страдания человека. «Когда мы живы, смерти нет. Когда смерть есть, нас нет», - учил Эпикур.
Однако страдания вызывают не только мысли о смерти, ее осознание, но и другие люди. Поэтому он произывал: «живи незаметно». В этом призыве звучала идея индивидуализма и отказа от активной общественно-политической жизни. «Обратись к самому себе особенно, если ты вынужден быть в толпе». «Скрывайся и таись», - призывал философ.
В эпоху эллинизма и императорского Рима получила развитие и приобрела большую известность философская система – стоицизм. Один из видных представителей стоицизма – Сенка (3 или 4 г. н.э. – 65 г. н.э.).
На первое место в философии Сенеки – проблема свободы. Под свободой Сенека понимал подчинение разумной необходимости, а не свободу действий. Чтобы освободиться от судьбы, власти рока, человек должен сбросить бремя тела, которое есть тюрьма и цепи, сковывающие душу. Сенека допускает даже самоубийство как средство приобщения к свободе человека, так как смерть есть «изгнание всех страданий и конец, за которым наши беды не существуют». Он утверждал, что основной целью философии является «утешение человека во всех его несчастьях».
Если под свободой понимать свободу действий, то Сенека считал, что свободы в жизни нет. Миром правит предопределенность, судьба. Сенека говорил, что «судьба ведет того, кто хочет идти, а того, кто не хочет, - тащит».
Сенека утверждал, что злые дела бичует совесть. «Величайшая пытка для злодея – вечно терзающее его беспокойство». Совесть Сенека определял как «внутренний суд».
Сенека призывал к бережливости и самоограничению, утверждая, что «не беден тот, кому довольно и самого малого достатка». Этот взгляд довел до самой крайней формы римский философ, император Марк Аврелий, еще один видный представитель стоицизма. Он сравнивал жизнь человека с жизнью мухи-однодневки. «Все человеческое есть дым, ничто», - считал Марк Аврелий.
Вопросы для сравнения | Древневосточные цивилизации | Античные цивилизации |
Страны | Древний Египет, Китай, Ассирия, Персия, Вавилон, древняя Индия. | Древняя Греция, Рим. |
Тип цивилизации | Речной, за исключением Финикии, аграрная цивилизация, древняя цивилизация | Морской тип цивилизации, аграрная цивилизация, древняя цивилизация. |
Экономика | Ирригационное земледелие, ремесло, торговля, главное средство производства – земля, производственные отношения основаны на рабовладении, большая роль государства. | Земледелие, ремесло, торговля, главное средство производства – земля, производственные отношения основаны на рабовладении. |
Политика | Деспотия, сакрализация или обожествление власти, отсутствие политических свобод, полное бесправие, монархическая форма правления, имперские проекты (Персия), вся политическая власть монополизирована: находится в руках правителя, правитель отждествляется с государством. | Демократия, политическая борьба между аристократией и народом, республиканская форма правления, имперские проекты (Рим), проведение политики «разделяй и властвуй» по отношению к завоеванным народом, выстраивание системы сдержек и противовесов в управлении, политические процессы – конфликтные формы: гражданская война, борьба между аристократией и народом. |
Социальная структура | Правитель, жрецы (служители культа), вельможи (чиновники), простой люд – свободные (крестьяне, ремесленники, торговцы), рабы; касто-варновая система в древней Индии | В Греции – правитель, аристократия, демос (граждане), метеки (переселены), рабы; в Риме – правитель (царь, император), патриции, плебеи, рабы. |
Духовная сфера, культурные достижения | В духовной сфере – преобладание религии в форме политеизма, мифология, появление монотеистической национальной религии - иудаизма, первой мировой религии – буддизма, развитие медицины, мумифицирования, астрономии, появление письменности, изобретение алфавита финикийцами, зарождение философских конепций конфуцианства и даосизма, развитие архитектуры – пирамиды, зиккураты. | В духовной сфере – преобладание религии в форме политеизма, появление первой мировой монотеистической религии – христианства, развитая мифология, выделение философии из мифологии, появление философских школ, зарождение философских систем, исторической науки, театра, дальнейшее развитие архитектуры (колонны, дорический и ионический ордер), «крылатые выражения»: «говорить лаконично», «спартанский образ жизни», «ахиллесова пята», «между Сцилой и Харибтой», «авгиевы конюшни», «яблоко раздора», «троянский конь», «… «жребий брошен», «перейти Рубикон», «и ты, Брут». |
Вопросы и задания:
1. Зачем нужно изучать историю античных цивилизаций?
2. Дайте определения таким понятиям как: тавромахия, полис, метеки, аристократы, архонт, апелла, герусия, олигархия, демократия, сенат, патриции, плебеи, монархия, республика, народный трибун, диктатор, плебисцит, консул, диктатор, гражданская война, гладиатор, педагог, триумвират, доминат, принципат, магнаты, колоны.
3. Объясните смысл выражений: «говорить лаконично», «разделяй и властвуй», «перейти Рубикон», «хлеба и зрелищ». Расскажите про исторические обстоятельства их возникновения.
4. Какие «крылатые выражения» вам известны? Объясните их смысл.
5. Почему древние греки занимались колонизацией? Какие направления колонизации вам известны? С каким направлением колонизации связана история России? Каковы последствия колонизации?
6. Что представляло собой полисное устройство древней Греции? Чем Афины отличались от Спарты? Какие отношения были между этими полисами: дружественные или враждебные? Свое мнение обоснуйте.
7. Что представляла собой спартанская педагогика? Каково ваше отношение к ней?
8. Что представляла собой древнегреческая демократия? Кто из правителей древней Греции способствовал ее развитию?
9. Сравните современное и древнегреческое общество. Что общего, а что различного между ними?
10. Как Македония смогла завоевать древнюю Грецию, а затем и Египет?
11. Расскажите о культурных достижениях древней Греции. Какими культурными достижениями древних греков мы пользуемся?
12. Почему в современном Риме стоит памятник волчице? Можно ли эту историю считать правдивой?
13. Что общего, а что различного между современным и древнеримским обществом?
14. Какой вклад внесли древние римляне в развитии мировой культуры? Почему их нередко обвиняют в эпигонстве?
15. Какие исторические достопримечательности вы посетите, если поедите в современную Грецию или Италию?
16. Как связана современная культура с античной культурой?
17. Какие правители античной цивилизации вам нравятся? Чему можно у них поучиться?
18. Какие идеи, разработанные античными философами, вы считаете актуальными? Мнение обоснуйте.