Тема 3.2.: Основные черты и этапы развития восточной цивилизации в средние века

План:

1. Средневековье как этап развития восточной цивилизации.

2. Восточно-христанская цивилизация.

3. Влияние ислама на восточную цивилизацию.

4. Развитие Индии, Китая и Японии в средние века.

1

Европейское средневековье является синонимом понятия феодализма. Хронологически средневековье – промежуток между античностью и новым временем.

На Востоке не было феодализма в классическом понимании, не было и античности. Развитие восточной цивилизации характеризуется цикличностью: периоды расцвета сочетаются с периодами спада.

Политическое развитие Востока не отличалось стабильностью. Роль дестабилизирующего фактора сыграли исламские завоевания. Степень исламизации восточных обществ был различным: исламизация слабо затронула Индию по причине господствовавшей там сосолвно-кастовой формы социальной стратификации. В Юго-Восточной Азии, где сильной кастовой структуры не было, успех ислама был более ощутим. Своеобразие восточных государств складывалось под воздействием религиозно-философских учений.

Применительно к восточной цивилизации трудно выработать единую периодизацию. Условно начало восточного Средневековья датируется первыми веками нашей эры. Окончание средневековья – в 19 веке: происходит активная колониальная экспансия европейских капиталистических держав.

2

Восточную Римскую империю (Византия), столица Константинополь, относят к восточно-христианскому типу цивилизации. Разделение христианских церквей произошло в 1054 году. С этого времени можно говорить о существовании двух ветвей христианства: западного (католицизм) и восточного (православие). Византийская империя просуществовала до 1453 года: была захвачена турками-сельджуками. Византия оказала большое культурное, политическое влияние на славянскую историю, на древнерусское государство: князь Владимир Святославович крестил Русь в духе православных, византийских обычаев. Русская православная церковь зависила от Византии влпоть до правления Ярослава Мудрого.

Первоначально Византийская империя включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли. Средством коммуникации в государстве был греческий язык.

Византийскую империю возглавлял император – василевс. Власть его была огромной: он был одновременно главой правительства, высшим судьей и главнокомандующим. В Византии про императора говорили, что он «ниже только Бога и следует сейчас же за Богом».

Наибольшего могущества государство достигло при императоре Юстиниане. Он был ревностным христианином. По его приказу в Константинополе воздвигли храм Святой Софии. При Юстиниане проводится кодификация законодательства. Законы провозглашали неограниченную власть императора. При Юстиниане была предпринята попытка восстановления Византии в прежних границах. Началась война с германскими племенами, в результате которой были захвачены Италия, Южная Испания, Северная Африка. Войны требовали денег. Поэтому были увеличены налоги. Увеличение налогов привело к восстанию, едва не стоившему Юстиниану жизни. Мятеж удалось подавить. Однако земли, завоеванные Юстинианом, были утеряны после его смерти.

С 6 века в пределы Византии вторгаются славянские племена. Они заселили ряд областей Балканского полуострова. Для прсвещения славян в их земли из Византии прибыли братья-проповедники Кирилл и Мефодий (863 год). Они создали на основе греческого алфавита славянский алфавит.

В 8 – 9 вв. в Византии развернулось иконоборческое движение. Иконоборцы считали, что почитание креста и икон есть поклонение предметам, а не Богу. Иконопочитатели полагали, что в кресте и иконах присутствует божественная сила. Иконоборцев долгое время поддерживали императоры. В конце концов, спор завершился тем, что иконопочитание было восстановлено.

Византийская империя  постепенно теряла земли: германское племя после смерти Юстиниана захватила большую часть Италии, в 7 веке арабы завладели Палестиной, Сирией, Египтом, Северной Африкой. В 1204 году войско крестоносцев в результате Четвертого крестового похода штуромом овладело Констнтинополем и разгромило Византискую империю. В 1453 году Константинополь был взят турками. Византийская империя прекратила свое существование.

3

В 7 веке в Аравии зародилась третья по времени возникновения после буддизма (5 век до н.э.) и христианства (1 в. н.э.) мировая религия – ислам – покорность Богу. Принятое в Европе наименование «мусульманство» происходит от арабского «муслим» - покорный Богу. Ислам, как и христинанство, монотеистическая религия, то есть основанная на вере в одного Бога. До принятия ислама арабы поклонялись различным богам, но главной святыней для все арабов была Кааба – храм в городе Мекка, в углу которого был вмурован черный камень. Ежегодно в Мекку стекались толпы арабов, чтобы поклониться черному камню.

Основатель ислама был житель Мекки Мухаммед (570-632). Он призвал арабов верить в одного Бога – Аллаха и в то, что он его пророк. Это вызвало недовольство мекканских купцов. Мухаммеду и его последователям пришлось бежать в город Ястриб (Медина – «Город пророка»). Это событие – хиджра – переселение, случившееся в 622 году, стало точкой мусульманского летоисчесления. После смерти Мухаммеда произошло объединение арабов. Тогда же была составлена священная книга ислама – Коран (то, что читают). Для мусульман Коран – прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям.

У мусульман возникло пять главных обязанностей: 1) вера в то, что Аллах – единственное божество, а Мухаммед – его пророк: «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его»; 2) намаз - молитва; 3) пост в месяц рамадан; 4) хадж – поломничество в Мекку и посещение Каабы; 5) налог на имущество и доходы. Налог распределяется впользу бедных. Выделяется и еще одна обязанность мусульман – джихад – отдача всех сил и возможностей ради торжества ислама, вплоть до газавата – священной войны.

После смерти Мухаммеда государство возглавляли халифы (замеситель, преемник). Довольно быстро арабы завоевали Сирию, Палестину, Ирак, Египет, Северную Африку, Иран, Армению, часть Грузии, Испанию. К 750 году владения халифата – Арабского государства раскинулись от берегов Атлантического моря ло границ Индии и Китая. Столицей халифата вначале была Мекка, затем Дамаск в Сирии.

Причины побед: 1) религиозный     фактор: ислам сплотил всех арабов; 2) разногласия в стане противников: Византия и Персия истощили себя в войнах.

Значение завований: 1) ислам превратился в мировую религию; 2) арабский халифат стал мировой державой, включавший в себя страны Азии, Африки, Европы; 3) возникла арабская мусульманская цивилизация, которая впитала в себя достижения индийской, закавказских и римских культурных традиций. Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия были на порядок выше европейской науки того времени.

4

Индия. Особенности: 1) неустойчивая политическая власть: возникавшие династии и государства были слабыми и кратковременными; 2) государственное доминирование: государство имело право распоряжаться всеми ресурсами страны; 3) основа социально-экономической структуры – община (городская, сельская), включающая в себя несколько деревень; в каждой древне – староста, ответственный за вылату налогов, входил в обинный совет; 4) большую роль – кастовая система, регулировавшая социальные отношения; 5) образование мусульманских государств – Делийского Султаната (1206 – 1256 гг.) и Империи Великих Моголов (16 – 18 вв.) внесло изменения: а) рост бюрократического аппарата; б) формирование разветвленной системы управления; в) часть общинных земель – исламской знати.

Китай. Особенности: 1) эпоха Средневековья – время расцвета китайской империи при династиях Тан (618 – 907) и Сун (960-1279) – периоды домонгольского завоевания; 2) залог экономического процветания – уравнительная система землепользования – «система равных наделов»: все население – землей, но верховный собственник земли – государство; 3) централизованная система управления: все чиновники назначались из центра; 4) наличие династических циклов: Тан – Сун – Юань (13 век): монгольское завоевание Китая; 5) категории населения: а) монголы – завоеватели – командование войсками, администрирование; б) китайцы – второстепенные должности.

Япония. Историю средневековой Японии можно условно разделить на два периорда: 1) Нара и Хэйан (7 век – первая половина 12 века); 2) эпоха сегуната (конец 12 – середина 19 века).

На первом этапе Япония развивалась как классическое восточное государство. Японский император, как и китайский, концетрировал в своих руках верховную светскую и религозную власть. При его дворе была аристократия – высший слой общества. Крестьяне-общинники трудились в пользу государства. Политическая система Японии характеризовалась централизацией власти, верховной собственностью государства в лице императора на землю при общинном землепользовании. В 11-12 веках происходит формирование феодальных отношений. Утверждается новая форма землевладения – феодальное поместье. Император теряет светскую власть, уступая ее сегуну. В стране окончательно утверждается феодальный порядок. Сословие феодалов делилось на крупных князей и их вассалов – рядовых самураев. Выделялась также наиболее приближенная к сегуну прослойка влиятельных самураев, имевшая большие привилегии.

    Структура японского общества характеризовалась делением на следующие основные разряды: 1) торговцы; 2) ремесленники; 3) крестьяне; 4) дворяне. По отношению к представителям низших слоев общества феодал обладал исключительными правами: если поведение крестьянина казалось самураю неугодным, он имелт право его сразу зарубить, без всяких разбирательств.

Однако Япония шла по пути развития частной собственности, о чем говорит факт существования поместий. Причина – географические и исторически сложившиеся особенности развития. Японское государство сложилось сразу из общинно-родового строя, минуя стадию рабовладения. Географические особенности не требовали постоянного всеобщего напряжения сил для поддержания хозяйства, как это было с организацией ирригационной системы хозяйстсования в Египте, Китае. Наоборот, дробление территории горными хребтами и речками на долины способстсовало обособлению и выделению индивидуального хозяйства.

Вопросы и задания

1. В чем отличие средневековой западной цивилизации от восточной средневековой цивилизации?

2. Что представляла собой Византийская империя как восточно-христианская цивилизация? Какое влияние оказала Византийская империя на историю дренврусского государства?

3. В чем состоит историческое значение ислама для восточной и западной цивилизаций?

4. Что общего и что различного можно обнаружить в развитии Индии, Китая и Японии в средние века?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: