Кафедра Управления дошкольным образованием ИППО МГПУ
Дисциплина: «Делопроизводство в ДОУ»
Вопросы для подготовки и проведения зачёта.
1. Что понимается под делопроизводством и каковы его функции?
Под делопроизводством понимается деятельность аппарата управления, охватывающего вопросы документирования и организации работы с документами в процессе осуществления им управленческих функций. Главной задачей делопроизводства является обеспечение быстрой, бесперебойной и эффективной работы учреждений.
Делопроизводство состоит из документооборота и документирования.
Документооборот включает в себя комплекс работ с готовыми документами, созданными данным учреждением и полученными извне: прием, распределение, регистрация, контроль исполнения, справочная работа, формирование дел, хранение и использование документации, движение документной информации по инстанциям.
Под системой документирования понимается совокупность процессов по созданию всех видов документации, отражающих деятельность учреждения, организации или предприятия.
Документирование включает все операции по подготовке, составлению, согласованию, оформлению и изготовлению документа.
2. Основные понятия документирования и системы делопроизводства. (Документ, информация, делопроизводство, документооборот и т.д.).
Документ — средство закрепления различными способами на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. В зависимости от используемого для фиксирования информации материала различают документы на бумажной основе, фотопленке, магнитной или перфорированной ленте и т. д.;
Система делопроизводства или система документооборота позволяет создать ресурс информации о деятельности организации, который может поддерживать последующую деятельность и отдельные управленческие решения, а также обеспечивать подотчетность всем заинтересованным сторонам
Информация — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления
«Делопроизводство» определяется следующим образом: отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами;
Организация работы с документами предполагает проектирование документооборота учреждения, т. е. движения документов с момента их создания или получения до определения их на архивное хранение или уничтожение, а также рациональное и оперативное использование их в текущей деятельности учреждения.
Реквизит – это отдельно взятый обязательный элемент любого документа(печать, подпись, дата, номер и т.д.).
Система документации – это совокупность взаимосвязанных документов, применяемых в определенной сфере деятельности.
Опись дел – это архивный справочник, представляющий собой систематизированный перечень заголовков дел и предназначенный для раскрытия состава и содержания дел, закрепления их систематизации внутри фонда и учета дел. Одновременно опись дел является учетным документом и основным видом научно-справочного аппарата к документам, обеспечивающим оперативный поиск дел.
3. Классификация документов по признакам однородности.
Все документы, обращающиеся на предприятии, могут классифицироваться по следующим признакам.
По наименованию существует множество разновидностей документов. Приведем лишь некоторые: приказы, распоряжения, планы и отчеты, акты, протоколы, договоры, уставы, инструкции, справки, докладные, объяснительные записки, служебные письма, телеграммы, стандарты, технические условия, платежные требования и поручения, доверенности и т.д.
По способу фиксации информации документы бывают письменные (рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, напечатанные на персональных компьютерах), графические и фотофоно-кинодокументы.
По степени сложности документы классифицируют на простые и сложные. Простые - это документы, в которых рассматривается один вопрос, в сложных освещается несколько вопросов.
По степени гласности различают документы открытые (несекретные) и документы с ограниченным доступом. Документы с ограниченным доступом бывают разной степени секретности: совершенно секретные, секретные, документы для служебного пользования (ДСП), с грифом "конфиденциально".
По юридической силе документы подразделяют на подлинные и подложные. Подлинные документы бывают действительные и недействительные. Недействительным документ становится в результате истечения срока действия или отмены его другим документом.
По срокам исполнения документы классифицируются на срочные и несрочные. Срочными являются документы со сроками исполнения, установленными законом и соответствующими правовыми актами, а также телеграммы и другие документы с грифом "срочно".
По происхождению документы классифицируют на служебные, подготовленные на предприятиях, в организациях, и личные (письма граждан с изложением жалоб, предложений, просьб).
По срокам хранения документы делятся на документы временного и постоянного срока хранения. Документы временного хранения в свою очередь подразделяются на документы со сроком хранения до 10 лет и свыше 10 лет.
По степени обязательности документы бывают информационные, содержащие сведения и факты о производственной и иной деятельности организаций, и директивные - обязательные для исполнения, носящие характер юридической или технической нормы.
По степени унификации различают документы индивидуальные, типовые, трафаретные, примерные и унифицированные в виде анкеты и таблицы.
Индивидуальные документы разрабатываются конкретными организациями для внутреннего пользования.
Типовыми являются документы, создаваемые вышестоящими органами для организаций с однородными функциями и носят обязательный характер.
Трафаретные документы имеют заранее напечатанный текст с пробелами, которые заполняются при окончательном оформлении документа в зависимости от конкретной ситуации. Такие документы перспективны, т.к. экономят время на подготовку.
Примерные документы носят ориентировочный характер и используются для составления и оформления документов по аналогии.
Анкета - способ представления унифицированного текста, при котором постоянная информация располагается в левой части листа, а переменная вносится в документ в процессе его составления в правую часть листа.
Таблица - документ, в котором постоянная информация размещается в заголовках граф и боковика (заголовки строк), а переменная (в цифровом или словесном выражении) - на пересечении соответствующих граф и строк.
Текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, позволяет строго классифицировать и кодировать информацию и легко суммировать аналогичные данные. В табличной форме оформляются штатное расписание, план, график отпусков и другие документы.
4. Классификация документов по способам оформления.
По способу фиксации информации документы бывают письменные (рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, напечатанные на персональных компьютерах), графические и фотофоно-кинодокументы.
5. Порядок оформления машинописных документов.
Правила машинописного оформления документов
Основные правила при оформлении документов:
– текст документа печатается через 1,5 межстрочных интервала;
– первую строку каждого абзаца текста следует печатать, отступив на 5 знаков от границы левого поля;
– реквизиты (кроме текста), состоящие из нескольких строк, печатают через один межстрочный интервал;
– реквизиты документа отделяют друг от друга 2-3 межстрочными интервалами;
– расшифровку подписи в реквизите “Подпись” печатают на уровне последней строки наименования должности без пробела между инициалами и фамилией;
– если заголовок к тексту превышает 150 знаков (5 строк), его допускается продлевать до границы правого поля;
– точку в конце заголовка не ставят;
– в документах, оформленных на двух и более листах, нумеруются второй и последующие листы;
– номера страниц проставляются посередине верхнего поля листа арабскими цифрами без слова “страница” на расстоянии не менее 10 мм от верхнего края листа.
Реквизиты управленческих документов и правила их оформления
В перечень реквизитов ОРД входят:
1. Государственный герб.
2. Эмблема предприятия.
3. Код организации по общегосударственному классификатору организаций.
4. Код формы документа по общегосударственному классификатору управленческой документации.
5. Наименование министерства.
6. Наименование организации.
7. Наименование структурного подразделения.
8. Индекс предприятия связи, почтовый и телеграфный адрес, номер телетайпа, номер телефона, номер счета в банке.
9. Название вида документа.
10. Дата.
11. Индекс.
12. Ссылка на индекс и дату входящего документа.
13. Место составления или издания.
14. Гриф ограничения доступа к документу.
15. Адресат.
16. Гриф утверждения.
17. Резолюция.
18. Заголовок к тексту.
19. Отметка о контроле.
20. Текст.
21. Отметка о наличии приложения.
22. Подпись.
23. Гриф согласования.
24. Визы.
25. Печать.
26. Отметка о заверении копии.
27. Фамилия исполнителя и номер его телефона.
28. Отметка об исполнении документа и направлении его в дело.
29. Отметка о поступлении.
Реквизиты:
“Код организации” и “Код формы документа” располагаются в правом верхнем в две строки. Сначала код организации, а потом код управленческой документации.
“Наименование министерства” и “Наименование предприятия” указывается в полном соответствии с правовыми актами.
“Наименование структурного подразделения” – применяется только внутри предприятия.
“Адресные данные предприятия” – используются только при переписке.
“Название вида документа” – приказ, акт, справка, должностная инструкция и т.д.) указывается во всех служебных документах, кроме писем.
“Дата” – оформляются цифровым способом, арабскими цифрами, в следующей последовательности: день месяца, месяц, год.
“Индекс” – регистрационный номер, присваивается каждому исходящему, внутреннему и входящему документу при его регистрации.
“Ссылка на индекс и дату входящего документа” – проставляется только на ответных исходящих письмах, ниже даты и индекса письма.
“Место составления или издания” – указывается на каждом документе, кроме письма, на котором имеется почтовый адрес.
“Гриф ограничения доступа к документу” – указывается, если документ содержит сведения ограниченного распространения. Используются грифы: “Для служебного пользования”, “Секретно” и т.п.
“Адресат” – располагается в правом верхнем углу документа.
“Гриф утверждения” – должен состоять из слова “УТВЕРЖДАЮ”, наименование должности лица утверждающего документ, личной подписи, ее расшифровки и даты.
“Резолюция” – включает фамилию и инициалы исполнителя, содержание поручения и срок исполнения. Резолюция обязательно датируется и подписывается и проставляется в правом верхнем углу, между реквизитами
“Адресат” и “Текст”.
“Заголовок к тексту” – содержит краткое содержание документа.
“Отметка о контроле” – только тех документов, которые взяты на контроль.
“Текст” – содержательная часть документа представленная связным текстом. Требования к текстам служебных документов:
– краткость и точность изложения информации, исключение двоякого толкования;
– объективность и достоверность информации;
– составление, по возможности, простых, т.е. содержащих один вопрос, документов для облегчения и ускорения работы с ними;
– структурирование текста документа, деление его на такие смысловые части, как: введение, доказательство, заключение.
– широкое использование трафаретных и типовых текстов при описании повторяющихся управленческих ситуаций.
“Отметка о наличии приложения” – указывается количество листов и количество экземпляров при наличии в документе приложения.
“Подпись” – входит наименование должности лица, подписывающего документ, личная подпись и ее расшифровка. При подписи документа несколькими должностными лицами их подписи располагают одну под другой в последовательности, соответствующей занимаемой должности.
“Гриф согласования” – состоит из слова “СОГЛАСОВАНО”, наименование должности лица, с которым согласован документ.
“Виза” – используют для внутреннего согласования документов.
“Печать” – ставится на наиболее важных документах, подтверждая их подлинность.
“Отметка о заверении копии” – проставляется ниже реквизита подпись и включает заверительную надпись “Верно”, наименование должности лица, заверяющего копию, его личную подпись, ее расшифровку и дату заверения.
“Фамилия исполнителя и номер его телефона” – располагают на лицевой или оборотной стороне последнего листа документа.
“Отметка об исполнении документа и направлении его в дело” – для последующего хранения и использования в справочных целях.
“Отметка о поступлении” – проставляется на входящих документах с помощью специального регистрационного штампа или от руки.
6. Порядок приема, обработки и прохождения поступающей корреспонденции.
Прием поступающих в организацию документов осуществляется централизованно экспедицией или сотрудниками службы документационного обеспечения управления (ДОУ). Факсимильные сообщения и сообщения, поступающие по электронной почте, могут приниматься децентрализовано: как службой ДОУ, так и секретарем, секретарем-референтом, ответственным за делопроизводство структурного подразделения. При этом вся корреспонденция, поступающая в организацию, в том числе заказная и конфиденциальная, должна проходить экспедиционную обработку.
При поступлении документов, прежде всего, проверяется правильность их доставки и целостность упаковки:
ошибочно полученная корреспонденция возвращается на почту или пересылается адресату;
полученная в поврежденной упаковке корреспонденция особенно тщательно проверяется на полноту присланных материалов и наличие механических повреждений.
При получении факсимильного сообщения проверяется количество полученных страниц и их читаемость. О неполном получении сообщения или плохом качестве отдельных страниц сообщается отправителю.
В экспедиции вскрывается вся корреспонденция, за исключением имеющей гриф "Лично".
После вскрытия конвертов проверяется правильность вложения и его целостность, т.е. наличие всех страниц документа и всех приложений. При необходимости к полученным документам следует приложить перечень выявленных дефектов. В особо серьезных случаях повреждения или получения неполных комплектов документов сотрудник, производящий прием корреспонденции, составляет акт, который присоединяется к документам, и вместе с ними передает его для утверждения и принятия решения по данному факту.
При вскрытии упаковка уничтожается, при этом исключения делаются в следующих случаях:
в полученных документах нет обратного адреса и фамилии отправителя, но они есть на упаковке;
в документах не проставлена дата и ее приходится устанавливать по почтовому штемпелю;
получена доплатная корреспонденция;
полученный документ по смыслу носит личный характер, а на конверте гриф "Лично" отсутствует.
Сохраняются также конверты и от документов, поступивших с уже просроченным сроком исполнения. В этом случае штемпель на конверте может служить доказательством дня получения документа.
На всех входящих документах должна быть проставлена отметка о поступлении документа в организацию (реквизит 29), которая состоит из даты получения и учетного порядкового номера. Типичной ошибкой, допускаемой при обработке входящей корреспонденции, является учет только документов, подлежащих дальнейшей регистрации. Остальные документы (рекламные и информационные письма, приглашения и многие другие) остаются неучтенными, хотя при их получении было затрачено время на вскрытие конверта, ознакомление с содержанием, определение, кому из работников может потребоваться полученная информация, передачу документа данному работнику. Входящий документопоток в таком случае указывается значительно уменьшенным, а время на обработку неучтенной корреспонденции невозможно подсчитать. Отсюда нередко возникают недоразумения между работниками, получающими и обрабатывающими поступающую корреспонденцию, и руководством, которое не может увидеть выполненную работу во всем объеме.
Отметка о поступлении может проставляться в правом нижнем углу первой страницы документа в виде штампа, от руки или электрическим штемпелевателем.4
При проставлении отметки о поступлении документа в организацию необходимо учитывать следующие моменты:
-если корреспонденция не вскрывается, то отметка ставится на конвертах и упаковке пакетов;
-если к письму прилагается документ(ы), то целесообразно дублировать отметку на первом листе приложения;
-если документ подлежит централизованному хранению в службе ДОУ, то на него на первом листе документа в верхнем правом или нижнем левом углу документа ставится дополнительная отметка (возможно штампом): "Подлежит возврату в службу ДОУ";
-если на конверте имеются надписи "Срочно", "Вручить немедленно" и другие, отмечается точное время их получения;
-если документ является повторным, то при его получении устанавливается по информационно-поисковой системе местонахождение ранее присланного документа по данному вопросу и на поступившем документе делается соответствующая отметка.
При поступлении документов в нерабочее время они принимаются дежурным сотрудником. Первичная обработка документов должна осуществляться в день их поступления в службу ДОУ или в первый рабочий день при поступлении документов в нерабочее время. 5
В организации целесообразно установить единый порядок, согласно которому все документы, в том числе полученные работниками в командировках в других организациях и от посетителей, проходили бы экспедиционную обработку.
Поступающие в организацию документы образуют поток входящей корреспонденции, которая, пройдя необходимые стадии обработки, разбившись на «ручейки» в виде конкретных поручений, попадает в конечном итоге к конкретным сотрудникам для ознакомления и на исполнение.
В подразделениях из документов, подготовленных сотрудниками, также формируются документопотоки, которые в результате сливаются в единый поток отправляемой корреспонденции.
Кроме того, в организациях, как правило, циркулируют документы, созданные в ней и не предназначенные к выходу за ее пределы - потоки внутренней документации. Их путь начинается у одних сотрудников - авторов и заканчивается у других сотрудников -исполнителей. Так что начало пути - это отправка документов, а продолжение - получение документов.
7. Оформление, передача, прием, регистрация телефонограмм, факсимильных сообщений.
Оформите телефонограмму в адрес делового партнера, недостающие реквизиты укажите самостоятельно.
| наименование ведомства | Директору ОАО Кондитерская фабрика г. Кемерово А.И. Монастырскому |
| Промышленновский райпотребсоюз | |
| Передал– офис. менеджер Арсентьев П.Н. тел. 7-45-87 | Принял – секретарь Соловейчик К.С. тел. 30-05-96 |
| ТЕЛЕФОНОГРАММА | |
| 20.03.2004 № 147 время передачи 11ч. 40 мин. | |
| 24.03.2004 в 9.00 в помещении рынка по ул. Крупской 25, проводится выставка-ярмарка продукции Вашей фабрики. Просим принять участие. Директор Е.Д. Семенов | |
Перечислите состав реквизитов телефонограммы. Реквизиты телефонограммы:
Наименование ведомства;
название предприятия (организации) - автора документа;
должность, фамилия и инициалы сотрудника, передавшего телефонограмму, номер его телефона;
наименование организации-получателя, должность и фамилия сотрудника, принявшего телефонограмму, номер его телефона;
наименование вида документа (ТЕЛЕФОНОГРАММА);
дата и номер телефонограммы, время передачи;
текст (не превышающий 50 слов);
наименование должности лица, подписавшего документ, его личная подпись, фамилия и инициалы.






