double arrow

ТЕМА УРОКА: БОРТОВЫЕ ПЕРЕКРЫТИЯ



1

Бортовые перекрытия состоят из наружной обшивки борта и бортового набора.

Они воспринимают действие давления воды, значение которого растет пропорционально глубине погружения борта. При плавании судна на взволнованной поверхности и при бортовой качке величина этого давления периодически меняется в значительных пределах. Особенно заметные изменения нагрузки испытывает бортовое перекрытие в районе носовой оконечности, где к указанным выше нагрузкам добавляется динамическая нагрузка от ударов волн (слеминга). Конструкции бортовых перекрытий судов, плавающих во льду, испытывают также действие ледовой нагрузки.

Бортовой набор состоит из балок, идущих в поперечном направлении, — шпангоутов. В зависимости от принятой системы набора, местоположения бортового перекрытия и ледового класса судна в состав бортового набора могут входить продольные балки, называемые бортовыми стрингерами, а также продольные ребра жесткости.

Конструкцию бортового перекрытия выполняют по поперечной или продольной системе, независимо от принятой системы набора днищевого и палубного перекрытия. Однако на сухогрузных судах, как правило, применяют только поперечную систему набора бортовых перекрытий.




Если бортовое перекрытие выполнено по поперечной системе набора, то шпангоуты в виде катаных или составных профильных балок устанавливают нормально (т. е. под прямым углом) к ДП на всем протяжении судна, за исключением района кормы (у ледоколов — кормы и носа), где шпангоуты ставят нормально к наружной обшивке; в этом случае их называют поворотными шпангоутами.

Рис.1 Установка шпангоутов.

1 — бортовая обшивка; 2 — поворотные шпангоуты

Шпангоуты, устанавливаемые при поперечной системе набора в каждой шпации, называются основными. В районе трюмов ветви основных шпангоутов называют трюмными, а в междупалубных помещениях — твиндеках — твиндечными.

Так как нагрузка на бортовое перекрытие в нижней его части больше, чем в верхней, трюмные шпангоуты имеют большее сечение, чем твиндечные. Нижние концы трюмных шпангоутов соединяют с крайним междудонным листом или с днищевым набором при помощи скуловых книц или путем обычного перекроя бортовым шпангоутом днищевого флора.

Рис.2 Варианты крепления нижнего конца трюмного шпангоута

с днищевой конструкцией.

1 — шпангоут; 2 — флор; 3 — скуловая кница



Высота скуловой кницы, измеренная от верхней кромки флора, должна составлять не менее 0,1 пролета шпангоута, т. е. расстояния от второго дна до палубы. Верхние концы шпангоутов крепят к подпалубному набору также с помощью книц, называемых бимсовыми. В районе МКО в соответствии с Правилами Регистра устанавливают не реже чем через каждые пять шпаций рамные шпангоуты усиленного профиля и бортовые стрингеры — горизонтальные балки, идущие вдоль борта. При этом рамные шпангоуты должны иметь высоту стенки не менее 0,1 пролета между настилом второго дна и самой нижней палубой в этом районе, а бортовые стрингеры — высоту, равную высоте рамного шпангоута. Расстояние между бортовыми стрингерами и настилом второго дна или палубой не должно превышать 2,5 м. Рамные шпангоуты и стрингеры обеспечивают повышенную прочность борта в этом очень важном отсеке корпуса. Бортовой набор в форпике и ахтерпике, а также на протяжении 0,15 длины судна от носового перпендикуляра тоже усиливают.

Это выражается в уменьшении расстояния между шпангоутами (в пиках — не более 600 мм, в носовой части на протяжении 0,2L — не более 700 мм), в установке бортовых стрингеров не реже чем через 2 м и в усилении прочности самих шпангоутов.

Кроме того, Правила предписывают усиливать на 15 % прочность бортовых шпангоутов в районе балластных и топливных цистерн либо устанавливать на этих участках бортовые стрингеры.

Для усиления прочности бортового перекрытия при действии ледовой нагрузки в бортовой набор включают промежуточные шпангоуты, которые ставят между основными, а также бортовые стрингеры, устанавливаемые не друг от друга. Размеры этих подкреплений и протяженность района, в котором их устанавливают, определяют по Правилам Регистра в зависимости от ледового класса судна.

Рис.3 Подкрепления борта судов ледового плавания.

1 — промежуточные шпангоуты; 2 — бортовой стрингер; 3 — основные шпангоуты

У танкеров с поперечной системой набора бортовых перекрытий (рис., 4а) набор состоит из основных, а также рамных шпангоутов (устанавливаемых в плоскости рамных флоров на танкерах, у которых расстояние между поперечными переборками превышает 10 м) и нескольких бортовых стрингеров, расположение и размеры которых определяются Правилами Регистра. Бортовые стрингеры соединяют с поперечными переборками и с рамными шпангоутами с помощью книц.

При продольной системе набора бортовое перекрытие танкера (рис., 4б) состоит из горизонтально расположенных продольных балок, опирающихся на широко расставленные рамные шпангоуты, которые устанавливают в плоскости рамных флоров. Высота стенки рамных шпангоутов должна быть не менее 0,08 пролета между внутренними кромками флора и рамного бимса и может уменьшаться к верхнему концу и увеличиваться к нижнему на 10 % (так как нагрузка в нижней части корпуса увеличена по сравнению с верхней). В связи с тем, что рамные шпангоуты танкеров, особенно крупных, имеют большую высоту, их подкрепляют кницами.

Рис.4 Схема бортового набора танкеров:

а — при поперечной системе; б — при продольной системе.

 

1


Сейчас читают про: