Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности на занятиях хора

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Хор» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного стандарта начального общего образования. Данная программа ориентирована на учащихся 1-х классов. В ней на базе основных принципов педагогики сотворчества была реализована концепция развития творческих способностей ребенка в процессе вокально-хоровой деятельности. Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании практико-ориентированные формы и методы работы.

 

Курс рассчитан на 66 часов (2 часа в неделю). Основной организационной формой является занятие продолжительностью сорок минут.

 

Цель программы: формирование основ музыкальной культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой деятельности и развития музыкально-эстетического вкуса через вокально-хоровое исполнительство.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

1.      Обучающих:

- содействовать формированию, развитию и совершенствованию основных вокально-хоровых навыков: певческой установки, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, строя, дикции, ансамбля;

- создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе работы над репертуаром

- формирование знаний о строении голосового аппарата и охране певческого голоса;

- формирование знаний основ хорового пения

- формирование осознанного подхода к исполнению музыкального произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение).

 

2.     Развивающих:

- развивать музыкальные способности: ладогармонический слух, музыкальную память, метроритм;

- стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки, культуры чувств;

- развивать осмысленное выразительное исполнение вокально-хоровых произведений;

- понимать дирижерский жест;

- создать условия для творческой самореализации ребенка.

 

3.     Воспитательных:

- воспитывать культуру слушателя;

- содействовать накоплению музыкального багажа, расширению кругозора, эрудиции, формированию гармонично развитой личности, с учетом посещения театров, концертных залов, исполнительской деятельности;

- способствовать воспитанию исполнительского творчества;

- воспитывать коммуникативные качества личности, содействовать формированию культуры общения;

 - способствовать воспитанию любви к родному краю, уважения к его истории и традициям, воспитывать уважение к другим национальным культурам и народам разных стран.

 

4.    В области формирования универсальных познавательных учебных действий:

· Развитие образного и ассоциативного мышления в процессе творческой деятельности

5.    В области формирования предметных учебных действий:

· Формировать музыкальную компетентность через эмоциональное, активное восприятие музыки

· Развивать интерес к музыкальной и хоровой деятельности

· Формировать основные навыки музыкально-творческой деятельности (вокально-хоровые, сценические)

· Воспитывать эмоционально-целостное отношение к искусству, уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов

· Формировать у младших школьников знания основ музыкальной грамотности.

Общая характеристика

Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.

Через хоровое пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики. Следовательно, формирование у учащихся правильных вокально-хоровых навыков, развитие посредством пения их творческих способностей в рамках кружковой работы в общеобразовательной школе, является неотъемлемой частью всего музыкального воспитания.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

· учёт возрастных особенностей развития голоса учащихся;

· доброжелательный психологический климат и мотивационная сфера на занятиях;

· личностно-деятельный подход к организации творческого процесса;

· подбор методов и приёмов вокально-хоровой практики, соответственно целям и содержанию занятий;

· преемственность приёмов обучения и развития певческого голоса;

· доступность.

Место внеурочной деятельности «Хор» в учебном плане

На занятия по внеурочной деятельности «Хор» отводится 66 часов (из расчета 2 часа в неделю).

Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности на занятиях хора

Занятия хоровым пением, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение хоровой музыки как духовного наследия человечества предполагает:

· формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

· начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

· приобретение знаний и умений;

· овладение УУД.

Внимание на хоровых занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на хоровую и вокальную музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: