Вопросы семинарского занятия

Тема № 1

ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА.

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО И ЕГО ИСТОЧНИКИ

Лекционное занятие – 2 часа,

Семинарское занятие – 2 часа.

Выдержка из рабочей учебной программы дисциплины.

 

Понятие уголовного судопроизводства. Соотношение уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной. Стадии уголовного судопроизводства. Общий и особенные порядки производства (дифференциация уголовного судопроизводства). Процессуальная форма. Процессуальные гарантии. Источники уголовно-процессуального права. Применение аналогии в уголовном судопроизводстве.

 

Перечень компетенций, направленных на формирование у обучающихся, по всей дисциплине:

ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК-2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК-3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК-4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК-5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК-6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК-7. Ориентироваться в условиях постоянного обновления технологий в профессиональной деятельности.

ОК-9. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.

ПК-2.1. Осуществлять прием, регистрацию, учет и хранение судебных дел, вещественных доказательств и документов.

ПК-2.2. Осуществлять оформление дел, назначенных к судебному разбирательству.

 

Вопросы темы и формируемые компетенции

№ п/п Вопросы Код компетенции (части) компетенции
1. Понятие уголовного судопроизводства. ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7
2. Соотношение уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности. ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7
3 Стадии уголовного судопроизводства. Общий и особенные порядки производства (дифференциация уголовного судопроизводства). ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7
4 Процессуальная форма. ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7
5 Процессуальные гарантии. ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7
6 Источники уголовно-процессуального права. Применение аналогии в уголовном судопроизводстве. ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7

Цель лекционного занятия по теме:

Сформировать у студентов теоретические представление и правовые знания об уголовном судопроизводстве, как особом виде государственной деятельности, сущность которого заключается в диалектически неразрывном стремлении государственных органов и должностных лиц, реализующих уголовный процесс.

Задачи лекционного занятия:

– обучающиеся должны знать сущность, значение и содержание уголовного процесса, как специфического вида государственной деятельности;

– обучающиеся должны уяснить соотношение понятий «уголовный процесс» и «уголовное судопроизводство»; «уголовный процесс» и «правосудие»;

– обучающиеся должны знать о регулятивной функции и социальной ценности уголовного судопроизводства в контексте ст. 2 Конституции РФ и ст. 6 УПК РФ.

– обучающиеся должны знать понятие, признаки, сущность и значение уголовного процесса.

– обучающиеся должны знать значение уголовного иска в уголовном судопроизводстве.

– обучающиеся должны знать цель, задачи и назначение уголовного процесса.

– обучающиеся должны знать понятие и сущность уголовно-процессуальной формы и понятие уголовно-процессуальных гарантий;

– обучающиеся должны знать понятие и классификацию стадий уголовного процесса

– обучающиеся должны знать понятие и классификацию уголовно-процессуальных функций.

– обучающиеся должны знать соотношение уголовного судопроизводства с другими правовыми явлениями;

обучающиеся должны знать понятие, сущность и содержание уголовно-процессуального права; его роль и значение в механизме регулирования уголовно-процессуальной деятельности.

– обучающиеся должны знать систему уголовно-процессуального права;

– обучающиеся должны знать источники уголовно-процессуального права.

– обучающиеся должны знать роль и значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ, Постановлений Конституционного Суда РФ и ведомственных нормативных актов в системе действующих источников уголовно-процессуального права;

– обучающиеся должны знать пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц;

– обучающиеся должны знать аналогию в уголовно-процессуальном законе;

– обучающиеся должны уметь применять нормы уголовно-процессуального права при решении конкретных практических ситуаций.

Вопросы семинарского занятия.

1. Понятие уголовного судопроизводства.

2. Соотношение уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности.

3. Стадии уголовного судопроизводства. Общий и особенные порядки производства (дифференциация уголовного судопроизводства).

4. Процессуальная форма.

5. Процессуальные гарантии.

6. Источники уголовно-процессуального права. Применение аналогии в уголовном судопроизводстве

Темы докладов:

1. Уголовно-процессуальная наука в России: история и современность.

2. Доктринальное определение цели и задач уголовного процесса (по проф. В.Т. Томину) и их соотношение с назначением уголовного процесса.

3. Взаимосвязь уголовного процесса и уголовного права.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права в системе источников уголовно-процессуального права России.

5. Акты конституционного правосудия в системе источников уголовно-процессуального права России.

6. Роль и значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ в системе источников уголовно-процессуального права.

 

Дополнительная литература:

1. Абрамочкин В.В. Уголовно-процессуальное законодательство в современных условиях: проблемы теории и практики. – М.: Волтерс Клувер, 2010.

2. Александров А.С. Введение в судебную лингвистику. – Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2003.

3. Александров А.С. Язык уголовного судопроизводства: Монография. – Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2001.

4. Васильченко А.А. Взаимосвязь уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений: Монография. – М.: «Ось-89», 2006.

5. Дорошков В.В. Правосудие для большинства населения всегда связывалось с вынесением справедливого приговора //Уголовный процесс №12, декабрь 2014, Ст. 26-29

6. Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. – М.: Норма, 2008.

7. Ендольцева А.В. Стадии уголовного судопроизводства (уголовного процесса). – М.: МосУ МВД России, Щит-М, 2009.

8. Качалова О.В. Право на защиту в интерпретации ЕСПЧ//Уголовный процесс. 2015. № 1. С. 10-17.

9. Кони А.Ф. Избранные речи и труды. – М.: Юрайт, 2011.

10. Манова Н.С. Досудебное и судебное производство: сущность и проблемы дифференциации процессуальных форм / Под ред В.М. Корнукова. – Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права, 2003.

11. Пашин С.А. Национальные гарантии прав участников судопроизводства должны быть выше установленных Конвенций, Ст. 14-20 //Уголовный процесс. 2014. №12.

12. Смирнов А.В. Модели уголовного процесса. – СПб.: «Наука», ООО «Изд-во “Альфа”», 2000.

13. Смирнов Г.К. Эволюция взглядов на понятие «преступления в сфере предпринимательской деятельности», Ст. 48-51 //Уголовный процесс.2015. № 3.

14. Смирнова И.Г. Социальная ценность уголовного судопроизводства. – М.: Юрлитинформ, 2011.

15. Судопроизводство / Под ред. В.А. Томсинова. - М.: Зерцало, 2008.

16. Томин В.Т., Поляков М.П. Развитие уголовно-процессуального законодательства на постсоветском пространстве: констатации, оценки, тенденции, прогнозы: Учебное пособие. – Н. Новгород: Нижегородский юридический институт МВД России, 1999.

17. Червоткин А.С. Некоторые черты российского уголовного процесса до и после судебной реформы 1864 года, Ст. 12-22 //Уголовный процесс №2, февраль 2015

18. Францифоров Ю.В. Противоречия уголовного процесса: методология, механизм регулирования, средства разрешения противоречий. - М.: Приор-издат, 2006.

19. Абрамочкин В.В. Уголовно-процессуальное законодательство в современных условиях: проблемы теории и практики. – М.: Волтерс Клувер, 2010.

20. Александров А.С. Язык уголовного судопроизводства: Монография. - Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2001.

21. Александров А.С. Введение в судебную лингвистику. - Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2003.

22. Барабаш А.С. Публичное начало российского уголовного процесса. – СПб, Издательство Р. Асланова «Юридический цент Пресс», 2009.

23. Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. – СПб: Изд-во «Юридический центр Пресс»; Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2001.

24. Еникеев З.Д. Вопросы уголовного судопроизводства в решениях Конституционного суда РФ. Практическое пособие. – М.: Юрайт, 2011.

25. Морщакова Т.Г. В праве лозунги и декларации не работают, ст.14- 21 // Уголовный процесс. 2015. №6.

26. Тарнавский О.А. Обеспечение прав и частных интересов участников уголовного судопроизводства. – М.: Юрлитинформ, 2011.

27. Теория уголовного процесса: презумпции и преюдиции. /под. Ред. Н.А. Колоколова. – М.: Юрлитинформ, 2012.

28. Червоткин А.С. Некоторые черты российского уголовного процесса до и после судебной реформы 1864 года, Ст. 14-21 //Уголовный процесс. 2015. №3.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте понятие уголовного процесса.

2. Каково назначение уголовного судопроизводства?

3. Какие признаки составляют дефиницию уголовного процесса?

4. В чем выражается соотношение уголовного права и уголовно-процессуальной деятельности?

5. Какие стадии составляют структуру уголовного процесса?

6. Какими основными признаками обладает стадия уголовного процесса?

7. Какие уголовно-процессуальные функции вы знаете?

8. Почему стадия предварительного расследования является факультативной?

9. В каких формах, в соответствии с УПК РФ, осуществляется уголовное преследование?

10. Каково содержание уголовно-процессуальных отношений?

11. Каково значение уголовно-процессуальных гарантий для уголовного судопроизводства?

12. Каково значение уголовно-процессуальной формы?

13. Как соотносятся между собой категории «назначение», «цель» и «задачи» уголовного судопроизводства?

 

1. В чем отличие сущности уголовно-процессуального права от его содержания?

2. Какие основные признаки (свойства) уголовно-процессуального права вы знаете?

3. Как соотносятся между собой уголовно-процессуальное право и уголовно-процессуальный закон?

4. На какие основные группы можно классифицировать все источники уголовно-процессуального права России?

5. Почему УПК РФ является единственным источником уголовно-процес­суального права, регламентирующим уголовно-процессуальные правоотношения?

6. Когда был принят и вступил в действие Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации?

7. Какие положения Конституции РФ прямо регулируют уголовное судопроизводство?

8. Каково значение общепризнанных принципов и норм международного права?

9. Какие основные общепризнанные принципы и нормы международного права являются источниками уголовного процессуального права?

10. Какое постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации имеет значение для уголовного судопроизводства и в чем оно выражается?

11. Каково значение постановлений и определений Конституционного Суда РФ для уголовного процесса?

 




double arrow
Сейчас читают про: