Тема № 1
ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА.
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО И ЕГО ИСТОЧНИКИ
Лекционное занятие – 2 часа,
Семинарское занятие – 2 часа.
Выдержка из рабочей учебной программы дисциплины.
Понятие уголовного судопроизводства. Соотношение уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной. Стадии уголовного судопроизводства. Общий и особенные порядки производства (дифференциация уголовного судопроизводства). Процессуальная форма. Процессуальные гарантии. Источники уголовно-процессуального права. Применение аналогии в уголовном судопроизводстве.
Перечень компетенций, направленных на формирование у обучающихся, по всей дисциплине:
ОК-1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК-2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК-3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК-4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК-5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК-6. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК-7. Ориентироваться в условиях постоянного обновления технологий в профессиональной деятельности.
ОК-9. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ПК-2.1. Осуществлять прием, регистрацию, учет и хранение судебных дел, вещественных доказательств и документов.
ПК-2.2. Осуществлять оформление дел, назначенных к судебному разбирательству.
Вопросы темы и формируемые компетенции
| № п/п | Вопросы | Код компетенции (части) компетенции |
| 1. | Понятие уголовного судопроизводства. | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7 |
| 2. | Соотношение уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности. | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7 |
| 3 | Стадии уголовного судопроизводства. Общий и особенные порядки производства (дифференциация уголовного судопроизводства). | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7 |
| 4 | Процессуальная форма. | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7 |
| 5 | Процессуальные гарантии. | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7 |
| 6 | Источники уголовно-процессуального права. Применение аналогии в уголовном судопроизводстве. | ОК-1; ОК-2; ОК-3; ОК-4; ОК-5; ОК-6; ОК-7 |
Цель лекционного занятия по теме:
Сформировать у студентов теоретические представление и правовые знания об уголовном судопроизводстве, как особом виде государственной деятельности, сущность которого заключается в диалектически неразрывном стремлении государственных органов и должностных лиц, реализующих уголовный процесс.
Задачи лекционного занятия:
– обучающиеся должны знать сущность, значение и содержание уголовного процесса, как специфического вида государственной деятельности;
– обучающиеся должны уяснить соотношение понятий «уголовный процесс» и «уголовное судопроизводство»; «уголовный процесс» и «правосудие»;
– обучающиеся должны знать о регулятивной функции и социальной ценности уголовного судопроизводства в контексте ст. 2 Конституции РФ и ст. 6 УПК РФ.
– обучающиеся должны знать понятие, признаки, сущность и значение уголовного процесса.
– обучающиеся должны знать значение уголовного иска в уголовном судопроизводстве.
– обучающиеся должны знать цель, задачи и назначение уголовного процесса.
– обучающиеся должны знать понятие и сущность уголовно-процессуальной формы и понятие уголовно-процессуальных гарантий;
– обучающиеся должны знать понятие и классификацию стадий уголовного процесса
– обучающиеся должны знать понятие и классификацию уголовно-процессуальных функций.
– обучающиеся должны знать соотношение уголовного судопроизводства с другими правовыми явлениями;
– обучающиеся должны знать понятие, сущность и содержание уголовно-процессуального права; его роль и значение в механизме регулирования уголовно-процессуальной деятельности.
– обучающиеся должны знать систему уголовно-процессуального права;
– обучающиеся должны знать источники уголовно-процессуального права.
– обучающиеся должны знать роль и значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ, Постановлений Конституционного Суда РФ и ведомственных нормативных актов в системе действующих источников уголовно-процессуального права;
– обучающиеся должны знать пределы действия уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по кругу лиц;
– обучающиеся должны знать аналогию в уголовно-процессуальном законе;
– обучающиеся должны уметь применять нормы уголовно-процессуального права при решении конкретных практических ситуаций.
Вопросы семинарского занятия.
1. Понятие уголовного судопроизводства.
2. Соотношение уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности.
3. Стадии уголовного судопроизводства. Общий и особенные порядки производства (дифференциация уголовного судопроизводства).
4. Процессуальная форма.
5. Процессуальные гарантии.
6. Источники уголовно-процессуального права. Применение аналогии в уголовном судопроизводстве
Темы докладов:
1. Уголовно-процессуальная наука в России: история и современность.
2. Доктринальное определение цели и задач уголовного процесса (по проф. В.Т. Томину) и их соотношение с назначением уголовного процесса.
3. Взаимосвязь уголовного процесса и уголовного права.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права в системе источников уголовно-процессуального права России.
5. Акты конституционного правосудия в системе источников уголовно-процессуального права России.
6. Роль и значение постановлений Пленума Верховного Суда РФ в системе источников уголовно-процессуального права.
Дополнительная литература:
1. Абрамочкин В.В. Уголовно-процессуальное законодательство в современных условиях: проблемы теории и практики. – М.: Волтерс Клувер, 2010.
2. Александров А.С. Введение в судебную лингвистику. – Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2003.
3. Александров А.С. Язык уголовного судопроизводства: Монография. – Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2001.
4. Васильченко А.А. Взаимосвязь уголовно-правовых и уголовно-процессуальных отношений: Монография. – М.: «Ось-89», 2006.
5. Дорошков В.В. Правосудие для большинства населения всегда связывалось с вынесением справедливого приговора //Уголовный процесс №12, декабрь 2014, Ст. 26-29
6. Егоров С.Е. Права человека в уголовном процессе: международные стандарты и российское законодательство. – М.: Норма, 2008.
7. Ендольцева А.В. Стадии уголовного судопроизводства (уголовного процесса). – М.: МосУ МВД России, Щит-М, 2009.
8. Качалова О.В. Право на защиту в интерпретации ЕСПЧ//Уголовный процесс. 2015. № 1. С. 10-17.
9. Кони А.Ф. Избранные речи и труды. – М.: Юрайт, 2011.
10. Манова Н.С. Досудебное и судебное производство: сущность и проблемы дифференциации процессуальных форм / Под ред В.М. Корнукова. – Саратов: Изд-во Саратовской государственной академии права, 2003.
11. Пашин С.А. Национальные гарантии прав участников судопроизводства должны быть выше установленных Конвенций, Ст. 14-20 //Уголовный процесс. 2014. №12.
12. Смирнов А.В. Модели уголовного процесса. – СПб.: «Наука», ООО «Изд-во “Альфа”», 2000.
13. Смирнов Г.К. Эволюция взглядов на понятие «преступления в сфере предпринимательской деятельности», Ст. 48-51 //Уголовный процесс.2015. № 3.
14. Смирнова И.Г. Социальная ценность уголовного судопроизводства. – М.: Юрлитинформ, 2011.
15. Судопроизводство / Под ред. В.А. Томсинова. - М.: Зерцало, 2008.
16. Томин В.Т., Поляков М.П. Развитие уголовно-процессуального законодательства на постсоветском пространстве: констатации, оценки, тенденции, прогнозы: Учебное пособие. – Н. Новгород: Нижегородский юридический институт МВД России, 1999.
17. Червоткин А.С. Некоторые черты российского уголовного процесса до и после судебной реформы 1864 года, Ст. 12-22 //Уголовный процесс №2, февраль 2015
18. Францифоров Ю.В. Противоречия уголовного процесса: методология, механизм регулирования, средства разрешения противоречий. - М.: Приор-издат, 2006.
19. Абрамочкин В.В. Уголовно-процессуальное законодательство в современных условиях: проблемы теории и практики. – М.: Волтерс Клувер, 2010.
20. Александров А.С. Язык уголовного судопроизводства: Монография. - Н. Новгород: Нижегородская правовая академия, 2001.
21. Александров А.С. Введение в судебную лингвистику. - Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2003.
22. Барабаш А.С. Публичное начало российского уголовного процесса. – СПб, Издательство Р. Асланова «Юридический цент Пресс», 2009.
23. Волженкина В.М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. – СПб: Изд-во «Юридический центр Пресс»; Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры РФ, 2001.
24. Еникеев З.Д. Вопросы уголовного судопроизводства в решениях Конституционного суда РФ. Практическое пособие. – М.: Юрайт, 2011.
25. Морщакова Т.Г. В праве лозунги и декларации не работают, ст.14- 21 // Уголовный процесс. 2015. №6.
26. Тарнавский О.А. Обеспечение прав и частных интересов участников уголовного судопроизводства. – М.: Юрлитинформ, 2011.
27. Теория уголовного процесса: презумпции и преюдиции. /под. Ред. Н.А. Колоколова. – М.: Юрлитинформ, 2012.
28. Червоткин А.С. Некоторые черты российского уголовного процесса до и после судебной реформы 1864 года, Ст. 14-21 //Уголовный процесс. 2015. №3.
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте понятие уголовного процесса.
2. Каково назначение уголовного судопроизводства?
3. Какие признаки составляют дефиницию уголовного процесса?
4. В чем выражается соотношение уголовного права и уголовно-процессуальной деятельности?
5. Какие стадии составляют структуру уголовного процесса?
6. Какими основными признаками обладает стадия уголовного процесса?
7. Какие уголовно-процессуальные функции вы знаете?
8. Почему стадия предварительного расследования является факультативной?
9. В каких формах, в соответствии с УПК РФ, осуществляется уголовное преследование?
10. Каково содержание уголовно-процессуальных отношений?
11. Каково значение уголовно-процессуальных гарантий для уголовного судопроизводства?
12. Каково значение уголовно-процессуальной формы?
13. Как соотносятся между собой категории «назначение», «цель» и «задачи» уголовного судопроизводства?
1. В чем отличие сущности уголовно-процессуального права от его содержания?
2. Какие основные признаки (свойства) уголовно-процессуального права вы знаете?
3. Как соотносятся между собой уголовно-процессуальное право и уголовно-процессуальный закон?
4. На какие основные группы можно классифицировать все источники уголовно-процессуального права России?
5. Почему УПК РФ является единственным источником уголовно-процессуального права, регламентирующим уголовно-процессуальные правоотношения?
6. Когда был принят и вступил в действие Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации?
7. Какие положения Конституции РФ прямо регулируют уголовное судопроизводство?
8. Каково значение общепризнанных принципов и норм международного права?
9. Какие основные общепризнанные принципы и нормы международного права являются источниками уголовного процессуального права?
10. Какое постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации имеет значение для уголовного судопроизводства и в чем оно выражается?
11. Каково значение постановлений и определений Конституционного Суда РФ для уголовного процесса?






