Особенности отечественной философской мысли

Вопросы для самостоятельной работы.

1. Как в русской философии проявились идеи «соборности» и «всеединства»?

2. Почему «Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати» и «Слово о полку Игореве» считаются первыми проявлениями русского национального самосознания?

3. Что Вам известно о русском исихазме?

4. Каким образом в учении Григория Сковороды соединились античная и христианская традиции?

5. Какие философские традиции отразились в творчестве М.В. Ломоносова?

6. В творчестве каких русских мыслителей XIX – XX вв. прослеживается влияние немецкой идеалистической филосо­фии?

7. Какова судьба марксистских идей в русской философии?

8. Почему формой существования философской мысли в России нередко становилась публицистика и художественная литература?

9. Как Вы объясните преобладание антропоцентрнстских и моральных установок в творчестве русских философов?

10. В чем, по Вашему мнению, состоит отличие выражений: «русская философия» и «философия в России»?

Контрольные задания:

1. Укажите теоретические, социально-политические, экономические и естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии:

1) Открытие клетки

2) Учение Дарвина

3) Закон инерции

4) Закон сохранения и превращения энергии

5) Возникновение пролетариата

6) Научная революция

7) Промышленная революция

8) Немецкая классическая философия

9) Рациональная философия Декарта

10) Метафизический материализм

2. Кому принадлежит суждение (И. Канту, Г. Гегелю, И. Фихте, К. Марксу)? «Все действительное разумно, все разумное действительно». Можно ли считать, что в этом суждении содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выразить его автор?

3. К какому периоду творчества К. Маркса можно отнести следующие суждения: раннему или позднему? Поясните различие этих высказываний: по их структуре, по их смыслу, по их применению в разных контекстах.

- «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

- «…Возникшее общество производит, как свою постоянную действительность, человека со всем этим богатством его существа, производит богатого и всестороннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека».

4.Укажите направления в русской философии Х1Х – начала ХХ вв.:

1) космизм 2) антропологический материализм 3) прагматизм

4) экзистенциализм 5) интуитивизм 6)славянофильство 7) религиозная философия 8) марксизм 9) философия жизни 10) западничество

5. Кому могло бы принадлежать следующее высказывание и почему идея богочеловека так занимала русских философов, какой смысл они в нее вкладывали?

«Центральная антропологическая идея христианства есть идея богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христианство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, богозвериности, ибо Христос был богочеловеком, а не богоангелом… Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, божественного и человеческого» (В. С. Соловьев).

6. Попробуйте определить, кому могут принадлежать следующие высказывания? Какое место авторы этих высказываний отводили России? Каково будет место России в истории, если мы будем рассматривать саму историю с позиций: а) формационного подхода; б) цивилизационного подхода?

- «Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить власть государства (царственную власть сына) авторитету Вселенской церкви (священству отца) и отвести подобающее место общественной свободе (действию Духа)».

- «Евразия это значит ни Европа, ни Азия, третий мир. Евразия – это и Европа, и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последнего».

- «Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мистика земли. Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства своего земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет»

(Н. А. Бердяев, Г. Флоренский).

7. Назовите основную черту русской философии:

1) эмпиризм; 2)позитивизм; 3) нравственно-религиозный характер; 4) рационализм.

8.Социальную историю рассматривал:

1) как обусловленный религией процесс;

2) как нечто неподвижное;

3)как процесс, определяемый государством;

4) как нечто фатальное.

9. В основу славянофильства легли принципы:

1) учение о народе как движущем факторе истории;

2) любовь к славянству;

3) опора на общину;

4) увлеченность языковой культурой.

10. принадлежал к идеологическому направлению:

1) славянофильство; 2) западничество; 3) позитивизм; 4) народничество.

11. «Всеединство» в философии означает:

1) учение о сущности единого общества;

2) единство природы и единство человека;

3) единство природы и общества;

4) единство Бога со всем миром.

12. В основу мира, согласно взглядам, заложено:

1) иррациональное начало, существующее раньше бога;

2) стремление к свободе; 3) Бог; 4) София.

13. Термин «ненасилие» в мировоззрении следует понимать как:

1) бездействие, подобное «недеянию» Лао-Цзы;

2) сотворение добра;

3) середина между добром и злом;

4) непричинение зла другому.

14. Причина русского коммунизма, согласно:

1) в мессианстве; 2) в позитивизме;

3) в русском национальном характере;

4) в продолжение западнической политики Петра.

Особенности отечественной философской мысли

Неотъемлемой частью всемирного историко-философского процесса является многовековая история философии в России. В отечественной философии, прошедшей самобытный путь развития, отразилось культурно-историческое развитие России. Зародившись позднее, чем в соседних странах, отечественная философская мысль испытала сильное влияние сначала византийской и античной мысли, затем западноевропейской философии.

Отечественной философской мысли присущи некоторые общие признаки.

1. Отечественная философия тесно связана с общественно-политической деятельностью, с художественным и религиозным творчеством. Отсюда публицистический характер многих философских работ, авторы которых — общественные деятели, писатели, ученые.

2. Отечественная философия не занимается специально разработкой теоретико-познавательной проблематики, познание становится предметом изучения в связи с проблемами бытия – в этом видят онтологизм русской философии.

3. Особое внимание уделяется проблеме бытия человека, в этом плане отечественная мысль антропоцентрична.

4.С проблемой человека тесно связаны социально-исторические проблемы: проблема смысла истории, места России во всемирной истории. Русская философия историософична.

5. Русская философская мысль этически ориентирована, о чем свидетельствует нравственно-практический характер решаемых ею проблем, большое внимание к внутреннему миру человека. В целом отечественная философская мысль неоднородна, указанные черты неодинаково представлены в учениях различных мыслителей.

Следует иметь в виду, что некоторые исследователи выделяют в рамках отечественной философии оригинальную русскую философию, по сути религиозно-мистическую. По замечанию А.Ф. Лосева, «русская самобытная философия представляет собой непрекращающуюся борьбу между западно-европейским ratio и восточно-христианским, конкретным, богочеловеческим Логосом».

В истории отечественной философской мысли выделяют несколько периодов: 1-й - философская мысль Древней Руси X – XVII вв.; 2-й - философия эпохи Просвещения (XVIII - начало XIX века); 3-й - развитие оригинальной русской философии (вторая треть XIX века – начало XX века); 4-й – послеоктябрьский период (большая часть XX века).

Несмотря на то, что определенное философское значение имеют работы таких мыслителей как Илларион («Повесть временных лет», «Слово о законе и благодати»), Владимира Мономаха («Поучение»), агиографическая (житийная) литература, концепция старца Филофея «Москва – третий Рим», идеи М.В. Ломоносова и А.Н. Радищева, есть основания полагать, что самостоятельный характер и особое мировое значение русская философия получает лишь в с творчества В.С. Соловьева, прямыми предшественниками которого являются славянофилы и западники.

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Спиркин А.Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2007. – 368 с.

2. Марков Б.В. Философия [текст] учебник для бакалавров и специалистов/Б.В. Марков. - Рекомендовано УМО. - СПб.: Питер, 2013. - 432 с.

3. Хрусталев Ю.М. Философия: учебник / Ю. М. Хрусталев. - Рекомендовано Научно-метод. советом. - М.: Академия, 2011. - 320 с. - (Бакалавриат).

4. Волкогонова О.Д. Основы философии: учебник (Гриф Минобразования РФ) / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 480 с.

5. Философия: учебное пособие (Гриф Минобразования РФ) / под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 574 с.           

6. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие (Гриф) / В. Д. Губин. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 288 с.   

7. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. – М.: Дашков и К, - 2004. — с. 672.

8. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. — М.: Норма, 2005. — 928 с.

9. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2002. - 655 с.

10. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

11. Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. – М.: Идея-Пресс, 2001.

12. Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Для вузов. — М.: Высш. школа, 1999.

13. История русской философии: Для вузов / Ред.-сост. П.П.Апрышко. М.: Республика, 2001.

14. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, 2001.

15. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 1991.

16. Ортега-и-Гacceт X. Что такое философия? М., 1991

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: