Группа Присырдарьинский регион (Шаш и присырдарьинские города)

Учебник: с 21 -27

Дескрипторы.

Вопросы исследования: 1. Какие факторы повлияли на формирование центрально-азиатских очагов цивилизации? 2. Какие особенности (характерные признаки) имеет цивилизация Центральной Азии?

 

Задание 1. Заполнить таблицу.

Признаки, свойственные цивилизации в качестве ступени развития человеческого общества. Признаки, свойственные местной/региональной цивилизации.
   

 

Задание 2. Определить факторы, повлиявшие на возникновение цивилизации по приведенному тексту и привести примеры.

факторы определение Пример
Провиденциалистические    
Географические    
Экономические    
Демографические    
Социально-духовные    
Волюнтаристкие    
Технологические    

 

Согласно провиденциалистическому детерминизму главный фактор развития общества, цивилизации – Божий промысел. Представитель данного течения – Августин Аврелий.

По мнению некоторых ученых главный фактор, влияющий на развитие цивилизации – географическая среда. Последователи географического детерменизма – Аристотель, Ф.Бэкон, Ш.Монтескье. согласно данному предположению, природно-географические особенности региона определяют развитие общества и цивилизации. Например, главным фактором формирования и развития цивилизации в древнем Востоке было расположение на берегах великих рек и озер.

По мнению последователей экономического детерминизма (К. Маркс, Дж. Миллар, У.Ростоу) основным фактором развития общества и цивилизации является хозяйство. Все бытие общества, жизнедеятельность, духовное развитие – упирается в уровень экономического развития.

По предположению сторонников демографического детерминизма рост населения приводит к развитию общества. Увеличение численности населения приведет к возникновению к нехватке земель, хозяйственных ресурсов общества, что подтолкнет людей к поиску новых путей развития. Например, рост населения германских племен привел к их продвижению на юг и созданию новых государств, то же самое мы можем сказать о крестовых походах. Рост количества населения Европе в период XІ-ХІІ вв. в итоге привел к крестовым походам. С точки зрения волюнтаристкого детерминизма, определяющей силой развития общества являются отдельные личности. Их лидерские качества передаются обществу и открывают возможности влияния на общество. По мению последователей данного течения (X. Ортега-и-Гассет, К. Поппер) роль личностей в истории находится на высоком уровне. С точки зрения социально-духовного детерминизма (П. Сорокин, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ф. Фукуяма, школа «Анналов»), влияющий на развитие общества фактор – личности с лидерскими качествами. Но нужно учитывать, что на их формирование влияет само общество, окружение. Есть выражение о том, что влияние личности на общество уступает влиянию общества на личность.  Сторонники технологического детерминизма (Л. Уайт, Г. Ленски) движущей силой общества, а также основным фактором развития считают развитие технологий.

Задание 3. Разделитесь на 7 групп. Разделите между собой задание. При выполнении этого задания каждый пишет все фамилии своей группы. Кто не войдет ни в одну из групп, получает «2» можно рисовать в ручную или в любой программе, вставлять картинки.

Провести исследование очагов цивилизации и провести защиту работ в виде постера или инфографики.

Критерии:

·  раскрытие тем

·  определение особенностей очага цивилизации;

· приведение конкретных примеров;

· креативность.

 

Крупнейшие очаги цивилизации Центральной Азии:

 

1 группа Бактрия (др.греч. – Бактриана, др.персид. - Бактриш) – историко-культурная область по обоим берегам Амударьи от Гиндикуша (Афганистан) до Гиссарского хребта (Узбекистан, Таджикистан). Особенности. Очаги цивилизации сложились в давние времена, во времена цивилизации в Междуречье, Вавилона и Инда. Сложившаяся во второй половине 2 тыс. до н.э., Бактрия являлась высшим очагом цивилизации. Найденные в памятнике Алтын-Депе изделия из меди, бронзы, керамические и ювелирные изделия показывают высокий культурный уровень.

Другая особенность региона – сочетание местной и греческой цивилизаций. В этот регион Селевкиды отправили в ссылку много греков, поэтому было сильным влияние эллинизма. Бактрииская письменность, сложившаяся под влиянием греческой письменности, просуществовала до VIII-IX вв.

Во ІІ веке до н.э. в Бактрию переселились саки и тохарские племена, возможно с этих пор Бактрия стала именоваться Тохаристан. Властвовашие в Бактрии тохарские племена заложили основы Кушанской империи. Позднее этот регион, Иран, Эфталитское государство, будут в составе Тюркского каганата. В VIII веке Бактрию захватили арабы и распространили исламскую культуру.

2 группа Фергана (др.кит. - Давань) – долина, расположенная среди гор Тянь-Шянь. Самые ранние исторические источники, из которых можно почерпнуть сведения о государственном устройстве на территории Ферганской долины, относятся ко II – I векам до н.э. Связаны эти сведения с известным путешествием с дипломатической миссией китайского дипломата Чжан Цзяаня (128 г. до н.э.). Столица – Гуйшуан, сопоставляемая с современным городом Касаном или Кокандом). Особенность очага цивилизации –высокое развитие оседлой культуры. В китайских источниках упоминается, что в Ферганской долине было 70 городов, сельское хозяйство и ремесла были развиты на высоком уровне: металлообработка, ювелирное искусство. В сельском хозяйстве доминировало виноградарство, разведение люцерны и виноделие. Также выращивали рис и пшеницу. В китайских источниках рассказывается о «Лошадях Давань». Фергана состояла в тесных дипломатических связях с империй Хань.

Фергана находилась в составе Кушанского и Эфталитского государств. В VI веке зависела от Тюркского государства. В VIII веке вошла в состав Арабского халифата.

3 группа Маргиана (др.персид. - Маргуш) – историко-культурная область, занимавшая территорию по среднему течению Мургаба и Мервский оазис. Центром был город Мерв. В этой области, окруженной пустынями, издревле возникают оросительные системы. В конце IV века до н.э. Маргиана была захвачена Александром Македонским, основавшим на месте Гяур-калы город Александрия Маргианская. Маргиана входила в состав государства Селевкидов, Греко-Бактрийского царства, Сасанидского государства. В 651 году была завоевана арабами.

4 группа Согд – древняя историко-культурная область. Первоначально занимала только долину Зарафшан, впоследствии также территорию современных Кашкадарьинской и Бухарской областей Узбекистана. Центр – Мараканда (Самарканд).

Согд попеременно входит в состав Селевкидского и Греко-Бактрийского царств. Во II-I веках до н.э. на его территории возникает несколько самостоятельных владений, во главе с правителями сакского и тохарского происхождения. Позднее входили в состав Кангюйского и Тюркского каганатов. В это время происходит интенсивная миграция на восток: Семиречье, Восточный Туркестан, Китай. Многочисленные согдийские поселения возникают вдоль трасс Великого шелкового пути. Согдийские купцы служили тюркам в качестве торговцев и послов. После длительной борьбы против арабов вошли в состав Арабского халифата, затем пережили расцвет на основе исламской культуры. На территории Согда обнаружены и исследованы выдающиеся памятники материальной и художественной культуры (Афрасиаб, Варахша, Пенджикент).

5 группа Хорезм (древнеперсид. - Uvarazmas, древнегреч. – Хорасмия, арабское - Хваризм) – древняя историко-культурная область в низовьях Амударьи. Во II веке до н.э. Хорезм входит входит в состав конфедерации Кангюй. Уже в І веке здесь начинают чеканить свои монеты, на лицевой стороне которых помещалось изображение местного правителя, а на обратной – конного всадника и тамги, в подражание греко-бактрийским монетам. Эти символы затем присутствуют на всех монетах Хорезма и свидетельствуют о династийной преемственности хорезмийских правителей на протяжении более 800 лет. Хорезм представлял могущественное независимое государство. В VIII веке вошел в состав Арабского халифата. Цивилизация древнего Хорезма – одна из самых самобытных и ярких в Средней Азии. (Топырак кала, Койкырылган кала, Аяз кала).

6 группа Парфия - в общих чертах соотносится с северо-восточным Ираном и с Южной Туркменией. Она граничила с Каракумами на севере, включала в себя горы Копетдаг и пустыню Дешт-и-Кавир на юге. Достижение процветания в регионе и политического превосходства связано с вторжением племен дахов через север, которые создали Парфянское царство. Это государство было самым крупным и долговечным в Передней Азии. В течение долгого времени Парфянское царство противостояло Римской империи, борясь за Сирию, Армению и Малую Азию. Парфия, вступив в связь с Китаем, развивала торговлю. По данным китайского посла Чжан Цяня, население Парфии выращивало рис, пшеницу, а из винограда изготавливало вино. Хорошо были развиты торговые отношения со странами ближнего и дальнего зарубежья. Парфия эпицентр цивилизации – область с самобытными историко-культурными особенностями.

группа Присырдарьинский регион (Шаш и присырдарьинские города).

Города долины Сырдарьи издревле составляют особую историческую область. Эта область в ІІІ веке до н.э. была в составе государства Кангюев. Город Шаш с начала нашего времени обрел независимость в связи с развалом кангюев. Культура и быт, язык и письменность народа Шаш был схож с согдийскими. Начиная с VI века регион был в составе тюркских каганатов в районе Сырдарьи. В период арабского халифата Шаш переживал период расцвета и превратился в центр пересечения торговых путей Великого Шелкового пути. Города Сырдарьи стали стыком торговых путей между западным и восточным миром. Главная особенность данного региона – граница с кочевой степью и преемственность с цивилизацией Великой Степи. С древних времен кочевые племена были связаны с сырдарьинскими городами торгово- хозяйственными отношениями. На берегах Сырдарьи располагались зимовки кочевых народов. Между кочевниками и сырдарьинскими городами прочно установилась историческая связь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: