Главные особенности приматов

Дата ___________________                                             биология 7-8 класс

МБОУ СОШ с. Бутырки

Учитель Гордеева Е.В.

Тема урока: Отряд Приматы.

Цели и задачи  урока: обучения - п ознакомить обучающихся с многообразием приматов; выявить особенности строения приматов как наиболее высокоразвитых млекопитающих; показать черты приспособленности, связанные с образом жизни, сходство и родство с человеком; развивающая - развивать навык коммуникативного общения, развитие познавательного интереса; воспитательная: воспитывать любовь к окружающему миру; чувство ответственности.

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные

• понимать смысл биологических терминов;

• описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных отряда Приматы; сравнивать особенно­сти строения животных;

• приводить примеры животных разных система­тических групп;

• различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах животных;

• характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

Метапредметные УУД

Познавательные:

• работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

• проводить наблюдения и объяснять полученные резуль­таты;

• сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

• определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

Регулятивные:

• организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

• самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

• работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

• владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

Коммуникативные:

• слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

• интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

• адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Личностные УУД

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Основные понятия.

Приматы. Человекообразные обезьяны. Систематика. Сходство и различия приматов и человека

Тип и вид урока: изучение нового материала

Оборудование: иллюстрации млекопитающих, презентация, магнитная доска.

 

Ход работы:

I. Организация урока

II. Актуализация знаний

Перечислите уже изученные отряды класса Млекопитающие

Работа с рисунками (Укажите название отряда, к которому принадлежит это животное)

III. Усвоение новых знаний

1. Приматы наиболее высокоразвитые млекопитающие.

Впервые термин «приматы» использовал в 1758г. Карл Линней.

Слово «Приматы» происходит от латинского « primates» –   «одни из первых».

Приматы были в числе первых появившихся на земле из отрядов млекопитающих, сейчас их около 233 видов — от лемуров до человека.

Самый первый примат – плезиадапис. Это существо появилось около 65 млн. назад и больше походило на крупную белку.

Систематическое положение приматов в живой природе:

Царство – животные
Тип – хордовые
Подтип - позвоночные
Класс – млекопитающие
Отряд – приматы





Основные признаки приматов

Значительную часть черепа занимает черепная коробка;

Передний мозг имеет большое число извилин;

Наблюдается сложное поведение;

Глаза направлены вперед;

На пальцах рук и ног имеются плоские ногти;

Две молочные железы, расположенные на груди.

Для приматовхарактерно  значительное развитие большие полушарий головного мозга. Кора имеет сложное строение. Глаза направлены вперед, зрение бинокулярное (видят обоими глазами одновременно), объемное, цветное.  Органы обоняния недоразвиты, слух развит хорошо. Эти морфологические особенности указывают на эволюционное превосходство приматов над другими млекопитающими.

Главные особенности приматов

1. Рука хватательная, пятипалая, пальцы 4 + 1, подвижные. Все это создает возможность образовывать горсть, замыкать ее большим пальцем, а также хватать предметы. Руки могут свободно сгибаться в локтях и кистях и, благодаря подвижности ключицы, двигаться вперед, назад, в сторону.

2. Глаза расположены на лицевой стороне черепа, смотрят вперед. Предмет улавливается сразу двумя глазами на любом расстоянии. Поля зрения каждого глаза не изолированы, а взаимно перекрываются, что создает бинокулярное (стереоскопическое, объемное) зрение. При этом оно еще и цветовое. Большинство обезьян различают, как и человек, три основных цвета: красный, зеленый, синий, что обеспечивает восприятие окружающего мира в полной цветовой гамме.

3. Головной мозг высокоразвитый, имеются многочисленные борозды и извилины. Имеет явную затылочную долю и хорошо выделяющиеся лобные доли. Лобные доли связываются с интеллектуальными способностями. Головной мозг – дает различные возможности для возникновения условных рефлексов, мышления, речи, рассудочной деятельности, других психических процессов.

Классификация отряда


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: