Учебно-исследовательских работ

Основные направления учебно-исследовательской

И проектной деятельности обучающихся

Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся может проводиться по таким направлениям, как:

Информационные проекты

Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении для обучения участников проекта целенаправленному сбору информации, её структурированию, анализу и обобщению. Исходя из этого, информационный проект является наиболее оптимальным вариантом для обучения азам проектной деятельности.

Проектные работы могут быть представлены в виде дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, электронных страниц на сайте образовательного учреждения, каталогов с приложением карт, схем, фотографий.

Игровые проекты

Под игровыми проектами понимается деятельность обучающихся, результатом которой является создание, конструирование или модернизация игр (настольных, подвижных, спортивных, компьютерных) на основе предметного содержания. В ходе создания игр развиваются умения моделирования су-ществующих жизненных процессов и отношений, изучаются основные принципы переноса реальных обстоятельств в пространство игры, особенности её построения, организации и правил, назначение элементов, различных видов игр и их возможности для развития и обучения человека.

Проектные работы могут быть представлены в виде описаний, объектов, программного обеспечения, в формате электронной игры.

Прикладные проекты

Прикладные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала конечный продукт деятельности его участников, имеющий конкретного потребителя, назначение и область применения. В случае социального прикладного проекта требуется анализ потребностей социального окружения или определённого сегмента человеческой деятельности и рынка для придания конечному продукту необходимых свойств и качеств.

Прикладной проект удобно использовать для повышения мотивации учащихся к проектной деятельности, обучения основам исследовательской и инженерной деятельности.

Социальные проекты

Социальные проекты представляют собой целенаправленную социальную (общественную) практику, позволяющую учащимся выбирать линию поведения в отношении социальных проблем и явлений. Участие в социальных проектах способствует формированию социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту, помогает осваивать правила общественного поведения.

Исследовательские проекты

Основным видом деятельности данного типа проектов должна стать исследовательская деятельность. При этом изучение (поиск, наблюдение, систематизация) или решение обучающимися проблемы с заранее неизвестным решением предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а именно: выбор области исследования, определение проблемы, составление плана и графика работы, изучение информационных источников по проблеме, разработка гипотез, их оценка, постановка экспериментальных задач, разработка и проведение экспериментов, сопоставление гипотезы с результатами экспериментов, оценка решений, основанная на экспериментальных данных, выводы и постановка новых проблем или задач.

Творческие проекты

Под творческим проектом как особым видом предполагают соответствующее творческое оформление, которое не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Продуктом творческого проекта может быть реализация художественного замысла, имеющая различные варианты.

Инженерные проекты (на выбор обучающихся)

Под инженерным проектом как особым видом проекта понимается создание или усовершенствование принципов действия, схем, моделей, образцов технических конструкций, устройств, машин. Эти проекты предполагают наличие традиционных для инженерного проекта этапов: определение функциональной необходимости изобретения (улучшения), определение критериев результативности, планирование работы, предварительные исследования и поиск информации, создание и оценка реального прототипа первоначальной идеи, корректировка, доделка, демонстрация результатов.

 

Критерии оценки выполнения проектных и

учебно-исследовательских работ

Оценка информации в проектах:

 целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая);

 связность (логическая, формально-языковая);

 структурная упорядоченность;

 завершённость (смысловая и жанрово-композиционная);

 оригинальность (содержательная, образная, стилевая, композиционная).

 

Оценка проектов, представленных только в виде текста:

1. Общая оценка:

 соответствие теме;

 глубина и полнота раскрытия темы;

 адекватность передачи первоисточников;

 логичность, связность;

 доказательность;

 структурная упорядоченность (наличие введения, основной части, заключения, их оптимальное соотношение);

 оформление (наличие плана, списка литературы, культура цитирования, сноски и т. д.);

 культура письменной речи.

2. Оценка введения:

 наличие обоснования выбора темы, её актуальности;

 наличие сформулированных целей и задач работы;

 наличие краткой характеристики первоисточников.

3. Оценка основной части:

 структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

 наличие заголовков к частям текста и их удачность;

 проблемность и разносторонность в изложении материала;

 выделение в тексте основных понятий, терминов и их толкование;

 наличие примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

4. Оценка заключения:

 наличие выводов по результатам анализа;

 выражение своего мнения по проблеме.

 

Оценка исследовательской деятельности в проекте:

ü выявление и постановка проблемы исследования;

ü формулирование гипотез и пробных теорий;

ü планирование и разработка исследовательских действий;

ü сбор данных (множественность, актуальность и надёжность фактов, наблюдений, доказательств);

ü анализ и отбор верных теорий, синтез новой информации;

ü сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;

ü выводы;

ü постановка новой проблемы как результат проведённого исследования;

ü объективная научная новизна.

Оценка прикладных результатов проекта:

ü актуальность проекта для заявленного потребителя;

ü соответствие результатов поставленной цели;

ü соответствие выполненных задач поставленной цели;

ü оптимальность выбранных действий;

ü продуманность структуры (составных частей и их последовательности) проекта;

ü чёткость распределения функций каждого участника (если авторов несколько);

ü оформление результатов — конечного продукта в соответствии с современными требованиями к данному виду продуктов;

ü наличие внешней (независимой) оценки результатов проекта (отзывов, рецензирования и т. п.);

ü объективная новизна (оригинальность, авторский характер);

ü масштабность (по охваченному материалу, по потенциальным потребителям и т. д.).

Оценка уровня использованных в проекте технологий:

ü использование современных и усовершенствованных технологий при создании проекта;

ü использование древних, восстановленных технологий при создании проекта;

ü использование оригинальных, авторских технологий;

ü трудоёмкость проекта;

ü экономичность проекта;

ü уровень профессионального мастерства.

 

Оценка художественного исполнения проекта:

ü соответствие форматам и предъявленным требованиям;

ü авторский стиль и (или) оригинальность;

ü композиция и сочетания;

ü узнаваемость и понятность;

ü глубина художественного замысла.

Оценка цифровых технологий в проекте:

ü удобство инсталляции;

ü дизайн и графика;

ü дружественность интерфейса;

ü функциональные возможности;

ü оптимальность использования ресурсов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: