Статуи воинов. Культура тольтеков. Толлан (Мексика)

грозила бы гибель, — а богов у них было множество. Чтобы добыть нужное количество жертв, ацтеки совершали набеги на соседние пле­мена; это называлось священной «войной Цветов».

Всё искусство ацтеков было под­чинено главной цели — умилости­вить богов. Их храмовая скульптура отличалась великолепием. Сохрани­лось описание огромной статуи, усы­панной драгоценными камнями и жемчугом, украшенной ожерельями из золотых черепов и серебряных сердец, символизировавших сцену из обряда жертвоприношения. Такие статуи, конечно, не сохранились: испанцев интересовали золото и драгоценные камни, а не изделия из них. Однако можно судить о том, как они выглядели, по статуям попроще. Например, сохранилось изваяние высотой два с половиной метра, изо­бражающее богиню земли и смерти Коатликуэ. Его форма лишь отда­лённо напоминает человеческую фигуру. Ни лица, ни головы вообще нет: перед зрителем не личность, а сила — рождающая и убивающая. Вся статуя состоит из символов рожде­ния и смерти: початков кукурузы, бобов какао, когтей и клыков ягуара, человеческих ладоней и черепов. Че­репа и кости — символы смерти -частые мотивы в этом искусстве.

Ювелирное мастерство ацтеков известно главным образом по рас­сказам, сохранились лишь немногие его образцы. Вот как описывает изделия индейцев поражённый очевидец: «Они могут отлить птицу с движу­щимся языком, головою и крыльями или отлить обезьяну или другое жи­вотное с подвижным языком, голо­вой, и ногами, и руками, а в руки вло­жить игрушку, так что кажется, что она танцует с нею. Более того, они берут слиток, половина которого из золота, а половина — из серебра, и отливают рыбу со всеми её чешуйка­ми, причём одна чешуйка золотая, а другая серебряная».

Поражала своим великолепием и столица ацтеков Теночтитлан, осно­ванный в 1325 г. Испанцы назвали его «озёрной Венецией»: центр горо­да стоял на острове посреди озера, и его окружали постройки на сваях и дамбах. Дамбы были перерезаны каналами, через которые перебра­сывали подъёмные мосты. Стенки каналов украшались изразцами и мозаикой. В 1521 г. Теночтитлан разрушили испанцы, под предводи­тельством Эрнана Кортеса уничто­жившие государство ацтеков.

На юго-востоке Мексики, в Гвате­мале, Белизе и Гондурасе с IV в. су­ществовала, вероятно, высочайшая цивилизация Нового Света — куль­тура народа майя. Они обладали по­разительными математическими и астрономическими познаниями, оставив европейцев того времени да­леко позади. У них существовала развитая система письма, но почти все памятники письменности были уничтожены после запрещения её Католической Церковью в XVI в. Города майя — Ушмаль, Паленке, Копан, Чичен-Ица и многие дру­гие — были красивы и величествен­ны. Архитектура их свидетельствует о влиянии традиций ольмеков и Теотиуакана: ступенчатые пирамиды, увенчанные грандиозными храмами, площадки для ритуальной игры в мяч, внешне напоминавшей совре­менный баскетбол, и широкие пло­щади для всенародных обрядов.

Пирамиды у народов Централь­ной Америки в отличие от еги­петских служили не гробницами, а своего рода пьедесталами, на кото­рых высились храмы. Только одна из

Теночтитлан (на месте современного Мехико). Реконструкция.

634

дошедших до наших дней пирамид майя была также гробницей — пира­мида «Храма надписей» в Паленке. Своё название это сооружение полу­чило из-за того, что буквально все его стены покрыты рельефными иеро­глифическими текстами.

Расцвет культуры майя пришёлся на конец I тысячелетия. В X в. их пре­красные города опустели. Причины этого до сих пор не выяснены: горо­да не были разорены, жители, види­мо, просто оставили их. В начале II тысячелетия центр культуры майя переместился на полуостров Юка­тан, где цивилизация после коротко­го взлёта медленно угасла. Испанцы лишь довершили гибель некогда мо­гущественного народа.

Учёные полагают, что люди засе­ляли Америку с севера, постепенно продвигаясь на юг. Поэтому Южная Америка была заселена позже Се­верной, и первые цивилизации поя­вились там тоже позднее. Самая зна­менитая из южноамериканских цивилизаций, конечно, империя ин­ков. Этот индейский народ с XI в. жил на территории современного Перу. Империя инков занимала кро­ме Перу земли современной Боли­вии, южную часть Эквадора, север Чили и северо-запад Аргентины. Во главе её стоял обожествлённый пра­витель — Верховный Инка, носив­ший титул Сын Солнца. Сами инки составляли правящий слой импе­рии и властвовали над покорённы­ми племенами. Испанцы, которые в 1513— 1535 гг. под предводительст­вом Франсиско Писарро завоевали государство инков, были поражены его богатством и великолепием. Из их рассказов известно, например, о «Золотом саде», который некогда украшал столицу инков — город Куско. Сад этот находился во дворе храма Солнца. Его размеры были приблизительно двести на сто мет­ров. И сам сад, и все его «обитате­ли» — люди, птицы, ящерицы, насе­комые — изготовлены из золота и серебра в натуральную величину.

Архитектура и керамика инков менее совершенны, чем у народов Центральной Америки; их мастера работали с более податливым ма­териалом — золотом. А испанцы предпочитали золото в слитках... Поэтому о мастерстве инкских ху­дожников можно судить главным образом по рассказам очевидцев. Жители Центральной и Южной Америки и сегодня делают ткани и сосуды, продолжающие традиции тысячелетней давности. Мотивы индейского искусства использовали такие крупные мастера, как мекси­канские живописцы Диего Ривера (1886 — 1957) и Давид Альфаро Сикейрос (1896—1974). Изучение древ­них культур продолжается, принося всё новые и новые открытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: