З — знание М — мировоззрение А — социальная активность З + А — М = карьеризм М + А — 3 = фанатизм 3 + М — А = «гнилая интеллигенция» |
Воспитать человека можно только в деятельности, давая знания.
Теория В. Хендерсон
Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жизненных потребностей человека. Осознание этих потребностей и помощь в их удовлетворении являются предпосылками для действий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выздоровление или достойную смерть.
В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей:
1. — нормально дышать;
2. — употреблять достаточное количество жидкости и пищи;
3. — выделять из организма продукты жизнедеятельности;
4. — двигаться и поддерживать нужное положение;
5. — спать и отдыхать;
6. — самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду;
7. — поддерживать температуру тела в нормальных пределах;
8. — соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде;
9. — обеспечивать свою безопасность и не создавать опасности для других людей;
|
|
10. — поддерживать общение с другими людьми;
11. — отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой;
12. — заниматься любимой работой;
13. — отдыхать, принимать участие в развлечениях, играх;
14. — удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться.
Здоровый человек, как правило, не испытывает трудностей при удовлетворении своих потребностей.
В своей модели сестринского дела, в отличие от Маслоу, В. Хендерсон отвергает иерархию потребнпсхей_и считает, что сам пациент (или вместе с сестрой) определяет приоритетность нарушенных потребностей, например, достаточное питание или полноценный сон, дефицит общения или соблюдение личной гигиены, учиться/работать или отдыхать.
Теория С.А. Мухиной И.И.Тарновской
Учитывая особенности российского здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предложили сестринскую помощь по 10 фундаментальным потребностям человека:
1. — нормальное дыхание;
2. — адекватное питье и питание;
3. — физиологические отправления;
4. — движение;
5. — сон;
6. — личная гигиена и смена одежды;
7. — поддержание нормальной температуры тела;
8. — поддержание безопасности окружающей среды;
9. — общение;
10. — труд и отдых.
Теория Д.Орем.