Блок 2 Основные модели сестринского дела

На сегодняшний день в мире не существует единой модели сестринского дела, а принципы, на которых они основаны, различны. Модель (франц. — образец, стандарт) — абстрак­тное понятие эталона, образца. Но в основе многих предло­женных моделей —потребности чёловека. Во многих странах сестры используют одновременно несколько моделей, и зави­сит это исключительно от невозможности пациента удовлет­ворить свои те или иные потребности.

Значит, ядро каждой модели — различия в понимании по­требностей пациента, роли сестры на различных этапах сест­ринского процесса.

Модель Вирджинии Хендерсон (1966 г.)

Основные положения

Одной из первых медицинских сестер после Ф. Найтингейл, сумевшей четко сформулировать собственную теорию се­стринского дела, была американская медсестра В. Хенде рсон. В 1958 году она изложила ее в виде основных принципов ухода за больными.

Основу теории В. Хендерсон составляет понятие жизненных потребностей человека. Осознание этих потребностей” и по­мощь в их удовлетворении являются предпосылками для дей­ствий медсестры, обеспечивающих пациенту здоровье, выз­доровление или достойную смерть.

Согласно концепции В. Хендерсон, человек — это неза­висимый, активно действующий индивид сопределенными потребностями, которыё связаны с его социальной культурной принадлежностью согласно утверждёнию В. Хендерсон каж­дый человек создает такой образ жизни для себя, чтобы удов­летворить свои жизненные потребности и сохранить здоровье. В. Хендерсон приводит 14 фундаментальных потребностей. Здоровый человек не испытывает трудностей при удовлетво­рении этих потребностей. Но в период болезни, детства, ста­росту при приближении смерти человек зачастую не может удовлетворить их самостоятельно. В таком случае он прибега­ет к сестринскому уходу. И задача сестры — оказание помощи пациенту в осуществлении тех действий, которые он мог бы осуществить сам, будучи здоровым. Для этого сестра должна постараться поставить себя на место пациента и приложить все усилия, чтобы понять, в чем именно нуждается человек, вни­кая в проблемы пациента.

В. Хендерсон, разрабатывая свою модель, основывалась на теории американского психолога А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей. Эта модель — одна из самых известных в настоящее время среди практикующих сес­тер. Она предусматривает непременное участие пациента на всех этапах СП. На этапе обследования сестра вместе с пациентом устанавливает, какие 14 фундаментальных потребностей следует удовлетворить в первую очередь. Сестра при­нимает решение за пациента только в том случае, когда он не в состоянии это сделать.

В соответствии с теорией В. Хендерсон высшая цель сестринского дела — удовлетворение жизненных потребностей пациента для достижения его выздоровления, улучшения состояния здоровья и обретения самостоятельности. Для не­излечимо больных — создание условий достойного ухода из жизни.

Цель сестринского дела состоит в помощи пациенту вести образ жизни, способствующий восстановлению или сохране­нию здоровья.

По данным модели роль сестры представлена двояко: с одной стороны, сестра — самостоятельный независимый спе­циалист, поскольку она выполняет те функции, которые не может выполнить пациент, чтобы чувствовать себя достаточно "независимым, а с другой — это помощник врача, выпол­няющий его назначения!

Вслед за теорией Хендерсон последовали десятки других моделей сестринского дела. Модели определяют потребности пациента, роль сестры, понимание и значимость СП в раз­личных условиях здравоохранения конкретной страны.

Модель Доротеи Орем (1971 г.)

Основные положения

Медицинские сестры Голландии в своей деятельности ис­пользуют теорию сестринского дела Д. Орем. Теория основа­на на принципе недостаточности ухода, поэтому она больше известна как «Сестринская теория недостаточности ухода». Со­гласно этой модели пациент — единая функциональная систе­ма, имёющая мотивации к самоуходу. Человек осуществляет “самоуход независимо от состояния здоровья: здоров или болен— возможности и потребности в самообслуживании дол­жны быть в равновесии

Теория сёстринского дела состоит из различных взаи­мосвязанных систем.

 

Д. Орем говорит, что уход за собой — это определен­ная, целенаправленная деятельность индивида либо на себя, либо на свое окружение во имя жизни, здоровья и благополучия

Каждый человек имеет потребности в уходе за собой для поддержания своей жизнедеятельности. Д. Орем выделяет тригруппы потребностей в уходе за собой:

1) универсальные, присущие всем людям в течение всего жизненного цикла;

2) потребности, связанные с фазой развития;

3) потребности, связанные с нарушением здоровья.

Каждый человек обладает индивидуальными способностями и возможностями по удовлетворению своих потребностей. Люди сами должны удовлетворять основные потребности, и в этом случае человек ощущает себя самодостаточным. Болезнь вызывает нарушение взаимосвязи двух систем — «Возможно­сти, способности ухода за собой» и «Потребности в уходе за собой». Таким образом, болезнь вызывает недостаточность в самоуходе, или дефицит самоухода. В этом случае человек ощущает себя бамонедостаточньгм. Дефицит самообслужива­ния определяет сестринскую помощь, или, иначе, возмож­ность сестринского ухода. В случае обращения человека за ме­дицинской помощью можно говорить о легитимности сестрин­ского дела.

Если пациент и его родственники и близкие не могут со­хранить равновесие между его потребностями и возможностими в самоуходе и потребности самоухода превышают возмож­ности самого человека, то возникает необходимость в сест­ринском вмешательстве.

Сестринское вмешательство должно быть направлено на выявление дефицита самоухода и его причины. Причинами дефицита самоухода могут быть недостаток знаний, умений, мотиваций, непонимание важности самоухода. Чтобы выя­вить способности и возможности своего пациента в самоухо­де, медицинская сестра должна:

Ø наблюдать за тем, что пациент может сделать самостоя­тельно;

Ø наблюдать за тем, как пациент это делает;

Ø рекомендовать, как лучше;

Ø создать условия;

Ø оказать помощь;

Ø сделать это за пациента.

Цель сестринского вмешательства — восстановление р авновесия между возможностями и потребностями в самоуходе. Д. Орем выделяет шесть способов сестринского вмеша­тельства:

Ø делать что-либо за пациента;

Ø руководить пациентом, направлять его действия;

Ø оказывать физическую поддержку;

Ø оказывать психологическую поддержку;

Ø создавать среду для обеспечения самоухода;

Ø обучать пациентов (или его родственников).

Д. Орем определяет три системы помощи:         

Ø консультативная (обучающая) — применяют при необ­ходимости обучения пациента (родственников) навыкам са­моухода

Ø частично компенсирующая — применяют по отношению к пациентам, граниченным в возможности самоухода;

Ø полностью компенсирующая — применяют в случаях бес­сознательного состояния пациента, невозможности передви­гаться, неспособности к обучению.

Д. Орем считает, что оценка качества ухода должна опре­делять возможность пациента и его семьи в последующем осу­ществлять самоуход.

В модели Д. Орем медицинской сестре отведена роль спе­циалиста, обеспечивающего независимость пациента. Сест­ринский уход считают эффективным при сохранении или вос­становлении равновесия между возможностями и потребнос­тями в самоуходе.

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ

Концепция — система взглядов, определенный способ по­нимания каких-либо явлений, процессов, основная точка зрения, конструктивный принцип различных видов деятель­ности.

Легитимность — законность.

Модель — образец (эталон, стандарт).

Самоуход — уход за собой.

Уход за больным — совокупность санитарных мер и неко­торых медицинских процедур, направленных на облегчение со­стояния пациента и способствующих его выздоровлению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: