Уровень жизни населения

Среднедушевые денежные доходы населения в январе-марте 2020 года составили 25943,1 рубля и возросли на 5,9 % к январю-марту 2019 года; реальные денежные доходы на душу населения - на 3,0 %.

Среднемесячная начисленная заработная плата в целом по области в январе-мае 2020 года составила 34004,3 рублей с ростом на 8,9 % к январю-маю 2019 года; реальная заработная плата выросла на 5,6 % (в январе-мае 2019 года - на 0,8 %).

Наибольшая начисленная среднемесячная заработная плата сложилась на предприятиях по добыче полезных ископаемых – 61310,2 рублей с ростом на 11,9 %. На предприятиях по обеспечению электрической энергией, газом и паром она составила 51316,2 рублей с ростом на 7,3 %; обрабатывающих производств – 31750,7 рублей с ростом на 6,0 %, по транспортировке и хранению – 34282,5 рублей с ростом на 9,2 %, оптовой и розничной торговли – 29307,3 рублей с ростом на 7,0 %.

Среднемесячная заработная плата одного работника за январь-май 2020 года в сфере образования возросла на 10,0 % к январю-маю 2019 года и составила 27343,0 рубля, в области здравоохранения и социальных услуг - на 10,0 % и составила 33836,8 рублей.

Просроченная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых Курскстатом видов экономической деятельности на 1 июля 2020 года составила 15792 тыс. рублей.

Средний размер назначенных месячных пенсий на 01.07.2020 года составил 13765,97 рублей с ростом на 5,9 % к аналогичному периоду 2019 года.

Труд и занятость

Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, на 1 июля 2020 года увеличилась по сравнению с соответствующей датой 2019 года на 11547 человек и составила 16165 человек; уровень регистрируемой безработицы составил 2,84 % (на 1 июля 2019 года – 0,81 %).

Заявленная работодателями в органы службы занятости потребность в работниках в мае 2020 года составила 8730 единиц, что на 12,3 % больше аналогичного показателя прошлого года. Напряженность на рынке труда на 1 июня 2020 года составила 2,1 человека на одну заявленную вакансию.

По состоянию на 1 июля 2020 года пособие по безработице получали    15511 человек; средний размер пособия по безработице составил 10531,44 рублей.

На реализацию мероприятий подпрограммы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы «Содействие занятости населения в Курской области» по состоянию на 1 июля 2020 года направлено 321,2 млн. рублей, в том числе 316,3 млн. рублей – из федерального бюджета, 4,9 млн. рублей – из областного бюджета.

Моногорода

В соответствии с Перечнем монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.07.2014 г. № 1398-р, на территории Курской области к указанной категории отнесен город Железногорск. Информация о социально-экономическом развитии города Железногорска по итогам 1 полугодия 2020 года представлена в Приложении 3.

 

Перечень основных проблемных вопросов развития Курской области, сдерживающих ее социально-экономическое развитие

В сфере финансов

Уровень социально-экономического развития региона во многом определяется качеством финансовой политики.

В 2020 году, как и в предыдущие годы, социально-экономическая политика Администрации Курской области направлена как на выполнение региональных программных документов, так и на выполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и от 7 мая 2018 года.

Администрацией Курской области разработаны и реализуются планы мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, сокращению недоимки бюджетов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Курской области.

Целесообразно принятие следующих решений на федеральном уровне, способствующих сбалансированности регионов:

1. Ежегодные выпадающие доходы консолидированного бюджета Курской области в связи с предоставлением налоговых льгот по региональным и местным налогам, установленных федеральным законодательством, составляют около 649 млн. рублей, что сокращает финансовые возможности региона для выполнения полномочий по вопросам ведения субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

В целях повышения финансовой самостоятельности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, повышения заинтересованности органов государственной власти и местного самоуправления в наиболее полной мобилизации собственных доходов и расширении налогового потенциала региона, на федеральном уровне необходимо в рамках проводимых мероприятий продолжить работу по пересмотру и отмене льгот, установленных федеральным налоговым законодательством по региональным и местным налогам.

2. В связи с внесенными в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации изменениями, начиная с 2016 года срок уплаты имущественных налогов физическими лицами (налога на имущество физических лиц, земельного налога и транспортного налога) перенесен с 1 октября на 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом).

Данные налоговые платежи являются одними из основных источников доходов местных бюджетов. Применение данной нормы приводит к ухудшению ситуации с обеспечением сбалансированности местных бюджетов и исполнением действующих расходных обязательств.

Целесообразно рассмотреть возможность изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и вернутся к ранее действовавшему сроку уплаты имущественных налогов физических лиц - не позднее 1 октября года, следующим за истекшим налоговым периодом.

3. Одной из немаловажных проблем является вопрос законодательного закрепления обязанности обложения налогом на имущество физических лиц строящихся объектов.

По федеральному налоговому законодательству налог на имущество физических лиц уплачивает собственник имущества. В настоящее время федеральным законодательством не установлено, в какой момент строящийся объект становится объектом обложения налогом на имущество физических лиц.

 В то же время, на практике имеют место случаи использования имущества полностью возведенного, но не зарегистрированного в органах государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним. В связи с чем, по значительному количеству объектов недвижимости, потенциально отнесенных к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц, отсутствует информация у органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Данная ситуация негативно влияет на поступление собственных доходов в бюджеты муниципальных образований Курской области.

Необходимо на федеральном уровне рассмотреть вопрос о сроках и условиях (порядке) регистрации строящихся объектов недвижимости в качестве объектов обложения налогом на имущество физических лиц.

4. В целях укрепления доходной части и обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации целесообразно рассмотреть на законодательном уровне возможность передачи 30 процентов норматива зачисления акцизов на табачную продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации и разработки механизма их распределения между бюджетами субъектов Российской Федерации пропорционально объёмам розничных продаж табачной продукции на территории соответствующего субъекта аналогично уже применяемой на протяжении двух лет Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) в части распределения крепкой алкогольной продукции.

5. Повышению финансовой устойчивости местных бюджетов способствовало бы совершенствование территориальной организации местного самоуправления, оптимизация формирования и организации управленческой структуры органов местного самоуправления, направленная на устранение дублирования реализации властных полномочий на одной территории.

6. Острой проблемой на сегодня также остаются ежегодные изменения бюджетного законодательства: бюджетной классификации, законодательства о разграничении доходов и расходных полномочий. Все это снижает эффективность функционирования бюджетной системы, среднесрочного финансового планирования, затрудняет выполнение поставленных задач, проведение анализа и обеспечения сопоставимости показателей.

Целесообразно закрепить в Бюджетном кодексе принцип долгосрочной стабильности бюджетной системы и бюджетного законодательства.

 




double arrow
Сейчас читают про: