Основная часть резолюции

ДОКЛАД

Сирийский кризис

 

Введение

Вопрос об урегулировании сирийского кризиса крайне важен и требует от мирового сообщества принятия ряда решительных мер, направленных на стабилизацию критической ситуации. С каждым днем в Сирийской Арабской Республике растет число жертв, а существующий на данный момент конфликт уже давно превратился не только в затяжную масштабную гражданскую войну, но и в гордиев узел для всего мирового сообщества, а также став объектом столкновения интересов и взглядов многих государств.

Конфликт в Сирии представляет собой вооружённое столкновение между сирийскими правительственными войсками и союзными им военизированными формированиями с одной стороны, и боевиками сирийской оппозиции (большинство из которых являются исламистами разного толка, от умеренных до радикальных, включая членов группировок, ассоциированных с «Аль-Каидой») — с другой. На стороне оппозиции в боевых действиях участвуют наёмники из ряда стран мира, на стороне правительства — члены ливанской организации «Хезболла»1 и некоторое количество иракских боевиков.

С начала конфликта было принято не мало резолюций ООН и проведено переговоров на высшем уровне между государствами для урегулирования конфликта и прекращения боевых действий в Сирии. Однако конфликт продолжается до сих пор и способ его прекращения, до сих пор не найден. Международное сообщество разделилось на два лагеря. Одни страны, например США и Франция, заявляют, что Башар Асад должен уйти, и что требуется внешнее вооруженное вмешательство.

Другие в первую очередь Россия и Китай, возражают, что насилие нужно прекратить через организацию политического диалога двух воюющих сторон без вмешательства извне.

При этом ситуация в Сирии дестабилизирует обстановку во всём регионе, обостряя взаимоотношения Сирии с соседними государствами. Так, яркими примерами сложности обстановки в регионе, из-за гражданской войны в Сирии, являются события:

 

· взаимные артиллерийские обстрелы между турецкими и сирийскими войсками;

· вооружённое столкновение войск Сирии и Иордании в районе Тель-Шихаб-Турра;

· периодические обстрелы сирийской армией Голанских высот;

· израильские удары по военно-исследовательскому центру «Джамрайя» в Сирии и другие случаи.

Гражданская война в Сирии давно перестала быть только внутренним делом самой Сирии, с учётом того, что этот конфликт влияет и на другие страны Ближневосточного региона. Необходимо как можно скорее найти решение для прекращения конфликта в Сирии ради блага сирийского народа, стран Ближневосточного региона и международной стабильности.

 

 

Глава I. История гражданской войны в Сирии

I.1. Начало конфликта

Первые антиправительственные выступления в Сирии начались 26 января 2011 года и носили по большей мере случайный, спорадический характер. Эти акции протеста начались по такому же сценарию, как и аналогичные выступления в Тунисе и Египте. Но характер массовых акций протеста выступления приобрели лишь через два месяца. Так, 15 марта 2011 года в юго-западном городе Сирии Дараа, находящемся в 110 км от Дамаска, вспыхнуло восстание, центром которого стала мечеть Омари в старой части города. По аналогии с волнениями в других странах Ближнего Востока, которые начинались после пятничных молитв, некоторые СМИ окрестили произошедшее «пятничной революцией». Призывы бунтующих варьировались от отставки правительства до свержения режима Башара Асада, династия которого бессменно находится у власти более 40 лет.

Немаловажным двигателем волнений явилось быстрое свержение правящих режимов в Тунисе и Египте, воодушевившее недовольных. Кроме того, на схожесть сирийского конфликта с другими революциями региона указывает и активное использование социальных сетей как средства мобилизации масс, значение которых сложно переоценить в условиях осуществления режимом Асада контроля над традиционными средствами массовой информации. Можно сказать, что канал социальных сетей первоначально послужил важнейшим инструментом ведения антиправительственной информационной войны, в том числе, и с помощью иностранных сил.

Что же касается объективных причин противостояния, то наиболее серьёзным и потенциально наиболее опасным является этно-религиозныйфактор: большинство населения Сирии – сунниты, тогда как правящая элита принадлежит к шиитской общине алавитов, что закономерно вызывает недовольство существующей властью. Очевидно, что умелое использование этого обстоятельства может позволить внешним силам, в случае заинтересованности, не только спровоцировать и поддерживать гражданскую войну, но и посеять хаос в значительном числе соседних государств этого взрывоопасного региона, нарушив хрупкое конфессиональное и этно-религиозное равновесие.

Когда после мартовского восстания протесты продолжились, сирийское правительство начало развёртывание танков и снайперов для подавления восстания. Были отключены вода и электричество в особенно беспокойных районах, а силы безопасности прибегали к конфискации муки и продуктов питания. Сирийская армия осадила ряд городов. Наиболее ожесточённые бои шли в Хаме, Джиср-эш-Шугур и Дейр-эз-Зор.

С лета 2011 года повстанцы стали формировать боевые отряды, которые начали вооружённую кампанию против сирийской регулярной армии. В результате ожесточённые столкновения начались по всей стране. Усилившись к концу года повстанцы объединились под знаменем «Свободной армии Сирии», а их боевые действия стали носить всё более организованный характер.

В конце 2011 года повстанцы временно установили контроль над некоторыми городами и деревнями в провинции Идлиб. В январе 2012 года Свободной армии Сирии впервые удалось взять полный контроль над городом Забадани в провинции Риф Дамаск, имеющий стратегическое значение. Он, как и Дамаск, расположен на реке Бараде, являющейся единственным источником водоснабжения этого района.. 21 января «Свободная армия Сирии» захватила расположенный недалеко от Дамаска город Дума. Однако все эти успехи были кратковременными, и населённые пункты снова освобождались правительственными силами, а среди убитых и пленных всё чаще обнаруживались не сирийцы, а граждане различных государств — от Ливии до Афганистана.

В июле повстанцы объявили о начале кампании по захвату Алеппо — делового центра и второго по числу жителей города страны. Вооружённые отряды оппозиции вели бои с правительственными войсками в предместьях города. К началу октября сирийские повстанцы с боем взяли город Мааррет-эн-Нууман, соединяющий крупнейшие города страны — Дамаск и Алеппо. Этот город обладает важным стратегическим значением, поскольку именно через него шли колонны с подкреплениями для Алеппо.

На рубеже 2011—2012 года правительственные силы начали применять танки и артиллерию. 26 декабря танки правительственных войск открыли огонь по жилым домам в городе Хомсе.

В январе 2012 года Башар Асад пообещал одержать победу «над заговором, который доживает последние дни». Однако боевые действия продолжались и приводили к гибели мирного населения.

I.2. Попытки мирного урегулирования конфликта

В ноябре 2011 года ЛАГ потребовала от Сирии пустить в страну 500 наблюдателей, которые должны были убедиться в том, что режим Асада прекратил уничтожение своих противников, пригрозив введением санкций против Сирии — вплоть до торгового эмбарго. Дамаск пошёл на уступки, первая группа наблюдателей ЛАГ прибыла в Сирию 26 декабря 2011 года.

В марте 2012 года Кофи Аннан предложил правительству Сирии «план из шести пунктов» по мирному урегулированию конфликта. Во- первых, властям Сирии было предложено сотрудничать со специальным посланником ООН. Во-вторых, план содержал призыв остановить боевые действия и добиваться прекращения насилия во всех его формах и всеми сторонами, прекратить переброску войск к населённым пунктам и применение тяжёлых вооружений. Третий пункт касался обеспечения гуманитарного доступа во все затронутые боями районы. Четвёртый пункт призывал активизировать темпы и масштабы освобождения произвольно задержанных лиц. Пятый пункт содержал призыв обеспечить свободу передвижения по всей стране для журналистов, и шестой — предложение взять обязательство уважать свободу объединений и право на мирные демонстрации.

Согласно плану мирного урегулирования в Сирии, предложенному спецпосланником ООН и Лиги арабских государств Кофи Аннаном, и одобренному сирийским президентом Башаром Асадом, боевые действия в стране должны были быть полностью прекращены 12 апреля 2012 года. При этом, власти объявили о готовности противостоять любым нападениям со стороны «вооружённых группировок», оставив войска в городах. Через три дня после начала перемирия в Сирию прибыла первая группа наблюдателей ООН. До этого в Сирии работали только наблюдатели ЛАГ, однако в январе 2012 года работа миссии арабских наблюдателей в Сирии была приостановлена из-за «возросшего уровня насилия».

Несмотря на объявленное перемирие, столкновения продолжились. 19 мая произошёл теракт в городе Дейр-эз-Зор, 25 мая – бойня в Хуле.

31 мая 2012 года представитель «Свободной армии Сирии» полковник Кассим Саадеддин выдвинул ультиматум правительству Сирии, он потребовав приступить к выполнению плана по прекращению огня в течение 48 часов и заявив, что в случае отсутствия реакции правительства к полудню пятницы, повстанцы будут считать себя «свободными от необходимости следовать международному мирному плану». В то же время командующий силами «Сирийского национального совета» Рияд

Аль-Асад опроверг существование ультиматума, однако попросил Кофи Аннана признать провал плана мирного урегулирования.

I.2.1. Конференции «Женева-1» и «Женева-2»

В последнее время в связи с ситуацией в Сирии активно обсуждается возможность созыва в Женеве международной конференции по урегулированию в этой стране, получившей название «Женева-2».

Первая международная конференция по Сирии – «Женева-1» - состоялась 30 июня 2012 года в рамках «Группы действий по Сирии». Эта структура была создана по инициативе тогдашнего спецпредставителя ООН и Лиги арабских государств по Сирии Кофи Аннана.

Для участия в работе этой конференции были приглашены представители внешнеполитических ведомств пяти стран - постоянных членов Совета Безопасности ООН - Великобритании, Китая, России, США и Франции, а также Турции, Ирака, Кувейта и Катара (Иран не был приглашен). В консультациях также приняли участие представители верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. Результатом встречи стало Женевское коммюнике «Группы действий», в котором были зафиксированы основные принципы урегулирования конфликта. Среди них - создание переходного управляющего органа, сформированного на основании консенсуса и включающего как членов нынешнего правительства, так и оппозиции и других групп; возможность пересмотра сирийской конституции; проведение президентских и парламентских выборов; формирование новых органов государственной власти. Среди содержащихся в документе пунктов отсутствовало положение, в котором отказ Башара Асада от власти выдвигался бы в виде непременного условия для запуска политического переходного процесса в Сирии.

После «Женевы-1» ее участники договорились о проведении встреч на уровне послов, однако назначенное на 17 августа 2012 года в штаб- квартире ООН заседание группы, созываемое по инициативе России, было отложено. По итогам этих консультаций Россия рассчитывала принять заявление, устанавливающее конфликтующим сторонам в Сирии срок для прекращения огня и начала мирных переговоров.

В январе 2013 года спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств по Сирии Лахдар Брахими (с сентября 2012) предложил внести изменения в Женевское коммюнике «Группы действий». Он назвал договоренности, достигнутые на встрече 30 июня в Швейцарии, «недостаточными» и призвал СБ «предпринять действия». В начале мая 2013 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри выступили с предложением провести новую конференцию по сирийскому урегулированию.

5 и 25 июня в Женеве состоялись подготовительные встречи в формате Россия-США-ООН, однако их участники не смогли преодолеть разногласия, мешающие проведению следующей конференции. Так, дипломаты России и США не смогли найти взаимопонимания по вопросу об участии в конференции Ирана, до сих пор нет ясности и в том, кто будет представлять на конференции оппозицию. Но несмотря на то, что формат будущей конференции еще согласовывается, ее проведение намечено на вторую середину ноября. Основной целью конференции «Женева-2» заявлена попытка достичь политического решения сирийского конфликта через всеобъемлющее соглашение между правительством Сирии и сирийской оппозицией о полном выполнении коммюнике «Группы действий» от 30 июня 2012 года.

I.3. Выход конфликта на новый уровень. Гражданская война

В июне 2012 года официальный представитель военного совета сирийских повстанцев майор Сами аль-Курди объявил, что оппозиция отказывается соблюдать перемирие. При этом, он призвал расширить мандат миссии наблюдателей ООН, которая, по его словам, должна «не просто наблюдать за происходящим, а «принудить к миру» нынешнее правительство страны». В начале июня генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назвал массовое убийство до 80 мирных жителей в сирийской деревне аль-Кубейр «неописуемым варварством» и заявил, что «подобные события лишают легитимности режим Асада».

С увеличением интенсивности боевых действий, конфликт в Сирии начинают признавать гражданской войной на официальном уровне, например, 13 июня 2012 года заместитель генсека ООН по миротворческим операциям Эрве Ладсу признал, что в Сирии идёт гражданская война, 15 июня это признал Международный комитет Красного Креста.

Турция с начала конфликта поддерживала вооружённую оппозицию поставками вооружения и гуманитарных грузов. 22 июня 2012 Турция открыто вступила в конфликт, в этот день силы ПВО Сирии сбили над своей территорией турецкий истребитель F4 «Фантом», а через несколько дней сирийские ПВО обстреляли турецкий самолёт, проводивший поиски сбитого ранее истребителя. Сирийская сторона в лице официального представителя МИД Джихада Мадисси заявила, что не планировала сбивать турецкий истребитель, вторгшийся в воздушное пространство этой страны. Мадисси также добавил, что происшедшее «ни в коем случае не следует рассматривать в качестве враждебной акции в отношении Турции. Речь шла лишь о защите нашего суверенитета. Это происшествие, ни в коем случае не нападение».

5 июля 2012 в квартале Азез сирийского города Алеппо на границе Сирии и Турции в результате авиаудара ВВС Сирии были уничтожены 5 турецких грузовиков, которые пересекли турецкую границу при поддержке сирийской оппозиции.

К середине июля большая часть провинции Идлиб на севере Сирии находилась под контролем повстанцев, с 15 июля начались затяжные бои в Дамаске, во время которых террористом-смертником был убит Министр обороны Сирии Дауд Раджиха. Правительственные войска смогли вернуть контроль над столицей к 4 августа.

23 июля повстанцы объявили о начале кампании по захвату Алеппо — делового центра и второго по числу жителей города страны. Вооружённые отряды оппозиции вели бои с правительственными войсками в предместьях города. На северном направлении им удалось пробиться в пределы городской черты и начать штурм местной штаб- квартиры органов госбезопасности. Правительственные войска подвергли город бомбардировке, в результате боёв серьёзно пострадал внесённый в список всемирного наследия крытый рынок.

27 сентября сирийская оппозиция заявила о начале нового наступления в Алеппо, которое было отбито правительственными войсками, однако 9 октября сирийские повстанцы с боем взяли город Мааррет-эн-Нууман, расположенный на главном шоссе, соединяющем крупнейшие города страны — Дамаск и Алеппо. Этот город обладает важным стратегическим значением, поскольку именно через него шли колонны с подкреплениями для Алеппо.

С 18 мая по 5 июня 2013 года продолжалась войсковая операция подразделений регулярной сирийской армии и отрядов «Хезболлы» по освобождению от вооружённых оппозиционеров города Аль-Кусейр. Утром 5 июня город был взят в ходе двухчасового штурма. Применялась тяжёлая и реактивная артиллерия, ракеты и пр.

В начале ноября 2012 года YPG и ССА подписали мирное соглашение. 8 ноября объединенные силы курдов и ССА начали наступление на город Рас-эль-Айн вблизи турецко-сирийской границы, позже было объявлено о взятии города. 19 ноября боевики исламистского «Фронта ан-Нусра» атаковали блокпост YPG в Рас-эль-Айн, что привело к масштабным столкновениям между повстанцами и курдами.

На протяжении 2013 года в Сирийском Курдистане происходят вооружённые столкновения курдов с силами вооружённой оппозиции. В большинстве случаев силы оппозиции нападают на курдские сёла и устраивают в них расправы, показательные казни, уводят в плен целые деревни, как в случае с поселением Телль Абъяд.

 

Глава II. Факторы, осложняющие разрешение конфликта.

Существует ряд факторов, которые вызывают противоречия в международном сообществе о том, как прекратить конфликт в Сирии. Но один из факторов международное сообщество уже ликвидирует – химическое оружие в Сирии2021. До того, как было принято решение вопроса с химическим оружием в Сирии, в стране не раз применялось химическое оружие.

 

 

II.1. Химическое оружие

До 14 сентября 2013 года Сирия являлась одним из семи государств, не подписавших Конвенцию о запрещении химического оружия 1993 года, и до последнего времени официально отрицала наличие химического оружия в своих арсеналах, хотя по оценкам западных экспертов, располагала арсеналом химического и биологического оружия. Впервые власти Сирии официально признали наличие в стране химического и биологического оружия 23 июля 2012.24

Хотя Сирия не признавала официально своей программы создания химического оружия, некоторые сирийские чиновники неофициально заявляли, что считают целесообразным иметь его в качестве некоего сдерживающего фактора против Израиля.

Существуют оценки Center for Strategic and International Studies (Anthony H. Cordesman) на 2000-й год, что запасы химоружия Сирии составляют до 500—1000 тонн, среди которых зарин, VX, вещества кожно- нарывного действия.

19 марта 2013 года в районе Алеппо вооружённая оппозиция применила химическое оружие, выпустив из района Нейраб содержащую химические вещества ракету по району Хан аль-Асаль. В свою очередь, повстанцы обвинили в химической атаке правительственные войска. Поскольку представители оппозиции обвинили в применении химического оружия правительство Сирии, правительство Сирии обратилось к ООН с просьбой провести расследование этого случая, однако ООН потребовала для своих экспертов неограниченный доступ в любую точку Сирии, включая военные и секретные объекты, и право на опрос свидетелей по своему усмотрению. На 6 апреля правительство Сирии на такие условия не согласилось.

В июле представитель Российской Федерации в ООН Виталий Чуркин ознакомил Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна «с результатами проверки, проведенной работавшими в Сирии российскими экспертами». По их мнению, «химическое оружие в окрестностях Алеппо применили повстанцы, а не сторонники Башара Асада». При этом, администрация США настаивала на том, что зарин в городке Хан аль- Ассаль применили правительственные войска и обвинило «Москву в предвзятости, напомнив, что Россия поддерживает сирийский режим».

19 июня 2013 года представители командования «Сирийской свободной армии» сообщили о применении химического оружия правительственными войсками и «Хезболлой» в ходе боёв в городе Замалка под Дамаском. В этот же день президент США Барак Обама заявил, что «Вашингтон располагает свидетельством применения химического оружия правительственными войсками».

 

26 июня США и Великобритания «предоставили комиссии ООН доказательства по меньшей мере 10 случаев использования химоружия властями Сирии». Позже Россия представила 9 июля в комиссию свои доказательства о применении оппозицией химоружия в марте в г. Хан аль- Ассаль.

Но именно 21 августа произошло событие, которое взбудоражило всё мировое сообщество. И после которого, президент США Барак Обама заявил о возможности военного решения конфликта, если появится серьёзная угроза применения химического или биологического оружия в Сирии: «До сих пор я не отдавал приказа о начале военной операции.... Но нельзя, чтобы химическое или биологическое оружие попало в неправильные руки. Мы ясно дали понять, что в случае перемещения или применения большого количества химического оружия мы будем считать, что пересечена красная линия. Это изменит мой расчет».

Ночью 21 августа 2013 года были проведены химические атаки в Гуте. Согласно данным расследования ООН, по населённым районам были выпущены несколько ракет с боеголовками, содержавшими в общей сложности порядка 350 литров зарина — отравляющего вещества нервно- паралитического типа. Противоречивые сведения сообщались о количестве погибших от атаки — по разным источникам количество жертв атаки оценивалось от «не менее 281» до 1729 человек, значительное число погибших — дети.

В настоящее время нет достоверной информации о том, какая именно из сторон конфликта ответственна за это преступление — сирийские власти и оппозиция обвиняют в случившемся друг друга. Многие наблюдатели отмечали, что вокруг событий в Гуте идет полномасштабная информационная война. Международные оценки событий так же отличались: США и ещё 36 стран обвинили в применении химоружия правительственные силы Сирии, Россия и Иран – вооружённую оппозицию. Регулярно сообщается о неких «доказательствах» вины той или иной стороны, которые предоставляют друг другу Россия, Сирия, США, Франция, Великобритания и другие страны, однако подробности этих «доказательств» не публикуются, либо признаются противоположной стороной «неубедительными». Эксперты ООН, расследовавшие инцидент, подтвердили лишь сам факт химической атаки и выяснили некоторые технические детали (количество и тип ОВ, способ доставки), задачи определения виновных перед ними не стояло.

На саммите G20 в Санкт-Петербурге, проходившем 5-6 сентября 2013 года одиннадцать стран «Большой двадцатки» были готовы поддержать действия США по Сирии даже при отсутствии мандата СБ ООН. Эти действия заключались бы в следующем: подготовке и оснащении отрядов боевиков оппозиции в «безопасных районах за пределами Сирии»; нанесении ВС США в ограниченном масштабе удары по ключевым подразделениям сирийской армии и флота, средствам противовоздушной обороны, сопутствующим военным объектам и командным пунктам; создании в воздушном пространстве Сирии так называемых «закрытых для полетов зон». Также предусматривались и другие действия: формирование «буферных зон» в Сирии, «вероятнее всего - у границы с Турцией и Иорданией», где могли бы закрепиться формирования оппозиции; взятие под контроль арсеналов химического оружия в Сирии. К 10 сентября количество стран поддерживающих заявление о возможных действиях США по Сирии в обход СБ ООН достигло 3331.

Однако 19 сентября было предложено разрешение данного вопроса без военного вмешательства США и их союзников. Россия предложила установить международный контроль за химическим оружием в Сирии.

По состоянию на 19 сентября 2013 года международным сообществом по предложению России была принята договорённость о присоединении Сирии к конвенции о запрещении химического оружия, передачи контроля над химическим оружием Сирии международному сообществу и уничтожению запасов ОМП Сирии к 2014 году. Сирийские власти подтвердили готовность выполнить данные обязательства. США подтвердили намерение воздержаться от военной интервенции в Сирию в случае выполнения предложенного Россией плана, но оставили за собой право на применение силы, если Дамаск нарушит взятые на себя обязательства.

Прогресс в сирийском кризисе стал возможным благодаря соглашению, заключенному между главой МИД России Сергеем Лавровым и госсекретарем США Джоном Керри в середине сентября 2013 года на конференции в Женеве. Он способствует снятию напряжения в отношении между рядом стран, а также ликвидирует один из факторов, из- за которого было невозможно прийти к единому мнению по урегулированию гражданской войны в Сирии.

II.2. Поставки оружия и военная помощь

Ещё одним фактором, из-за которого происходят разногласия в международном сообществе – поставка оружия и военная помощь, как правительственным войскам Сирии, так и «Свободной сирийской армии». Ниже будут приведены примеры поставок оружия, которые осложняю взаимоотношения между рядом стран и являются помехой для принятия решений по разрешению сирийского конфликта.

11 января 2012 года судно «Chariot» под флагом государства Сент- Винсент и Гренадины, принадлежащее компании Westberg Ltd., было досмотрено в кипрском порту Лимассол на пути из Санкт-Петербурга в сирийский порт Латакия. Сообщается, что на борту «Chariot» находились патроны. Несмотря на введённое Евросоюзом эмбарго на поставки оружия в Сирию, власти Кипра позволили «Chariot» продолжить путь с условием, что судно изменит маршрут. Они ожидали, что «Chariot» направится в Турцию. Однако затем власти Турции объявили, что судно прибыло в сирийский порт Тартус, где расположена российская военно-морская база и при этом с него были сняты приборы, распространяющие сигналы о местонахождении судна. По этому поводу власти США обратились к властям России с просьбой разъяснить характер перевозимого груза.

12 июня 2012 года глава Госдепартамента США Х. Клинтон обвинила Россию в поставках Дамаску ударных боевых вертолётов, которые сирийские власти используют против антиправительственных демонстрантов. Через три дня после заявления Клинтон США признали, что Россия не отправляла в Сирию новые вертолёты, а лишь вернула три отремонтированных Ми-25, контракт на ремонт которых был заключён в 2008 году, задолго до начала антиправительственных протестов в Сирии, о чём неоднократно заявляли представители российских властей. Глава британского МИДа Уильям Хейг на встрече с главой МИД РФ С. В. Лавровым 14 июня подчеркнул, что «все оборонные поставки в Сирию должны быть прекращены».

В августе 2012 года премьер-министр Франции Жан-Марк Эро сообщил, что Франция передала «представителям сирийского

сопротивления» средства связи и личной защиты, а также «некоторое оборудование».

5 ноября 2012 года министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сообщил, что Россия продала сирийской армии президента Башара Асада за последний год оружия на 1 млрд долларов. Оружие продавалось и поставлялось сирийской стороне в рамках соглашений, подписанных ещё в советские времена. В интервью египетским СМИ Лавров отметил, что «Россия не занимает чьей-либо стороны в вооружённом конфликте в Сирии», «...мы помогаем Сирии в организации обороны её границ от внешнего врага».

7 ноября 2012 один из оппозиционных лидеров, бывший сирийский магнат Риад Сейф на конференции Сирийского национального совета (СНС) в столице Катара Дохе, заявил, что президент Франции Франсуа Олланд обещал поставить оружие сирийской оппозиции, если та сумеет сплотиться. 12 ноября, после съезда оппозиции в Катаре представитель Сирийского национального совета в Москве Махмуд аль-Хамза сообщил о том, что инициатор создания коалиции, Риад Сейф провел переговоры «минимум с десятком» европейских правительств. «Эти страны — Франция, Британия, Италия, Германия и США, ведущие западные страны, плюс Катар и Саудовская Аравия», говорит аль-Хамза. Некоторые из них, со слов аль-Хамзы, пообещали дать оружие, если коалиция сумеет объединить группировки, воюющие с войсками Башара Асада, под одним командованием. «Если будет единое руководство — будет и оружие, поскольку сейчас на Западе боятся, что оружие попадет в руки экстремистов, которые есть на территории Сирии. Создание военного руководства для всех вооружённых групп решит такую проблему, и можно будет получить качественное оружие, способное противостоять режиму Асада», — сказал аль-Хамза. 13 ноября представитель Национальной коалиции Ясер Таббара заявил, что Запад обещал Национальной коалиции военную помощь в том случае, если она к 16 ноября сможет сформировать единый фронт.

В декабре 2012 года Саудовская Аравия начала поставки оружия югославского производства из Хорватии для сирийской оппозиции.

28 мая 2013 года в Брюсселе Европейский Союз не продлил эмбарго на поставки оружия сирийским повстанцам, а также сохранил и ввел новые экономические санкции против официального правительства Сирии. При этом прозвучали заявления, что немедленных поставок оружия не будет. Таким образом с 1 июня 2013 года принимать решение о поставках вооружения повстанцам будет каждая из стран Евросоюза в отдельности. Россия резко осудила такой шаг, как создающий препятствия на пути мирного урегулирования конфликта, при этом поставки комплексов С-300 будут продолжены для сдерживания ситуации.

Вопрос о европейских поставках оружия антиправительственным силам в Сирии, будораживший умы и СМИ в первом полугодии 2013 года, тихо забылся. Вопрос о поставках европейского оружия сирийским повстанцам не стоит на повестке дня Евросоюза. «28 стран сообщества не планируют возвращаться к обсуждению проблемы поставок оружия оппозиционным силам в Сирии в обозримом промежутке времени».

 

II.3. Террористические акты и военные преступления

Также споры и разногласия вызывают противоправные и террористические действия по отношению к мирному населению Сирии.

Верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллэй призвала власти Сирии допустить проведение независимого расследования информации о том, что преступления против гражданских лиц в Сирии совершаются террористами. Она отметила, что официальный Дамаск относит эти нарушения к террористам. Вину за преступления в Сирии Пиллэй возлагает как на правительство, так и на оппозицию. Власти, по её словам, обстреливают районы проживания мирных граждан, убивают оппозиционеров, применяют пытки. Оппозицию она обвиняет в убийствах предполагаемых информаторов правительства, применении взрывных устройств, в использовании детей в качестве «живого щита».

Нави Пиллэй утверждает, что в распоряжении Управления ООН по правам человека имеются задокументированные сообщения о пытках и казнях детей и убийствах целых семей, включая грудных детей.

11 сентября 2013 года опубликован доклад комиссии ООН по расследованию нарушений прав человека в Сирии, которую возглавляет Паулу Пиньейру из Бразилии. Из доклада следует, что правительственные войска Сирии совершили военные преступления в ходе борьбы за отвоевывание территорий, захваченных повстанцами. Эти преступления включают в себя убийство мирных граждан и бомбардировку больниц. Одновременно, исламские боевики, воюющие на стороне оппозиции, также совершили ряд военных преступлений: казни без суда и следствия, захват заложников и обстрелы жилых кварталов. Данные, приведенные в докладе, охватывают период с 15 мая по 15 июля 2013 года.

Существуют сообщения и о возможных преступлениях правительственных сил, а также возможных преступлениях боевиков. Но информация по ним либо не подтверждена официально, либо носит противоречивый характер. Глава IV. Действия ООН на протяжении сирийского конфликта.

Организация Объединенных Наций, в рамках Совета Безопасности ООН неоднократно выдвигала сирийский вопрос на рассмотрение представителей мирового сообщества.

На 6524 заседании СБ ООН 27 апреля 2011 года, при участии представителя Сирийской Арабской Республики, Заместителем Генерального Секретаря по политическим вопросам Линном Пэскоу был проведен бриффинг по вопросу о положении в Сирии. После выступления ораторов, стало очевидным, что Российская Федерация и Китайская Народная Республика придерживаются позиции невмешательства внешних сил во внутриполитическую ситуацию государства, что не является схожим со взглядами остальных представителей Совета Безопасности. Данное рассмотрение сирийского вопроса является первой реакцией ООН на ситуацию в этом государстве.

В последствии, Российской Федерацией и Китаем, как странами, обладающими правом вето в Совете Безопасности ООН, были заблокированы три проекта резолюции S/2011/612, S/2012/77, S/2012/538, представленные на рассмотрение. Это означает, что осуществление военных действий со стороны западных государств, без мандата ООН, правомерным не являются и не может быть совершено. А также, запрещены санкции против поведения действующего правительства.

В январе 2012 года Управление Верховного комиссара ООН по правам человека начинает подготовку и обучение наблюдателей Лиги арабских государств, в данный момент работающих в Сирии. Об этом сообщил заместитель официального представителя генсека ООН Эдуардо дель Буи. По словам дель Буи, для подготовки наблюдателей в Каир будут направлены инструкторы. Договоренность о подготовке наблюдателей ЛАГ при содействии ООН была достигнута 4 января 2012 года в ходе встречи Пан Ги Муна с премьер-министром Катара шейхом Хамад бен Джасем Аль Тани, который является главой спецкомитета ЛАГ по Сирии.

В марте 2012 Кофи Аннан предложил правительству Сирии «план из шести пунктов» по мирному урегулированию конфликта.

В июне в Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке состоялось неофициальное заседание, а затем прошли трехчасовые закрытые консультации по ситуации в Сирии.

Спецпредставитель ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) Кофи Аннан призвал «оказать давление на Дамаск с тем, чтобы прекратить насилие в стране». Выступивший следом генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил о том, что в Сирии растет угроза полномасштабной гражданской войны, и резко возрастает число военных преступлений и преступлений против человечности.

В октябре представители ООН говорили о возможности размещения на сирийской территории международного миротворческого контингента.

О том, что в штаб-квартире в Нью-Йорке на полном серьезе поговаривали о перспективах развертывания миссии в Сирии, сообщил заместитель генерального секретаря ООН по миротворческим операциям Эрве Ладсус: «Мы обдумываем, каким образом внести вклад в обеспечение безопасности, в защиту мирных жителей Сирии. Есть разные сценарии, они будут определяться ситуацией в целом и задачами. Могу, безусловно, подтвердить, что мы готовимся действовать, если будет такая необходимость и если мы получим мандат». В декабре МИД Сирии направил письма в Совбез ООН, в которых гарантирует, что правительственные войска ни при каких обстоятельствах не будут применять химическое оружие. «Сирия при любых обстоятельствах не будет использовать химическое оружие - даже если бы оно у нее было - защищая свой народ от террористов, поддержка которым осуществляется рядом стран во главе с Соединенными Штатами Америки», - информирует ООН сирийское внешнеполитическое ведомство.

В мае 2013 года Совет ООН по правам человека по итогам срочных дебатов принял резолюцию, осуждающую участие иностранцев в боевых действиях в Сирии на стороне сирийских властей.

В июне генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выступал против любых действий, способных привести к разрастанию конфликта в Сирии, в том числе и к установлению бесполетной зоны, передает ИТАР-ТАСС.

В начале августа Инспекторы ООН по химическому оружию отправились в Сирию. Группа экспертов ООН, расследовавшая все обстоятельства использования химического оружия в ходе боев в Сирии, получила доказательства того, что официальный Дамаск не применял отравляющие вещества.

Встреча членов Совбеза ООН по Сирии завершилась без принятия решений. Пять стран - Китай, Россия, Великобритания, США и Франция, являющиеся постоянными членами Совета безопасности ООН, 29 августа обсудили ситуацию в Сирии. Как сообщает РИА Новости, 45-минутное совещание, состоявшееся по инициативе РФ, завершилось без принятия определенного решения. После встречи послы стран «пятерки» в ООН отказались давать комментарии представителям СМИ.

 В сентябре был достигнут первый конкретный результат российско- американских договоренностей, прописанных в резолюции Совбеза ООН – отправление в Сирию экспертов ООН по химическому разоружению. Совет Безопасности ООН единогласно одобрил резолюцию по уничтожению химического оружия в Сирии36. В случае ее невыполнения, будут приняты меры по главе седьмой устава ООН. Эта глава предусматривает жесткие меры, вплоть до военных действий для обеспечения мира и безопасности. За документ проголосовали все 15 стран-членов Совета Безопасности ООН. Резолюция требует от всех государств не предоставлять помощь негосударственным субъектам в производстве, приобретении и применении химического оружия. Также в резолюции содержится призыв начать политический диалог сирийских властей и оппозиции.

Также в сентябре, Генсек ООН призвал Совет безопасности потребовать от Дамаска передать под международный контроль все химическое оружие. Также Пан Ги Мун отметил, что в случае доказательства применения химического оружия в Сирии, Совбез ООН должен принять меры для осуждения данного инцидента. Генсек подготовил предложения для Совбеза о мере ответственности виновных в организации химических атак. По словам Пан Ги Муна, в случае повторения атак, международное сообщество должно принять соответствующие меры.

В октябре 2013 года Генсек ООН потребовал от Сирии гарантировать безопасность химоружия и предложил несколько иной вариант уничтожения химоружия, значительно сокращающий сроки осуществления намеченного плана. Согласно предложению Пан Ги Муна, необходимо создать совместную с Организацией по запрещению химического оружия (ОЗХО) миссию для уничтожения имеющихся в Сирии запасов химического оружия.

25 января. 2,3 миллиона сирийцев имеют официальный статус беженца. 6,5 миллионов находятся на территории Сирии, перейдя из сельской местности в города, где ситуация более спокойная.

10 декабря Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев сообщило, что в ходе войны погибли 128 тыс. сирийцев и более 2 млн граждан были ранены. Местонахождение 16 тыс. граждан, арестованных сирийскими властями в разное время, неизвестно.

7 января информационное агентство Associated Press сообщило, что управление Верховного комиссара ООН по правам человека больше не будет обновлять информацию о числе жертв внутреннего конфликта в Сирии. Причиной этого решения называется невозможность сбора достоверных данных относительно числа погибших, поскольку сотрудники ООН не могут попасть в населенные пункты, где проходят боевые действия, а информация, поступающая из различных источников, зачастую сильно разнится.

 

Заключение

Таким образом, несмотря на то, что решение кризисной ситуации в краткосрочном периоде не наблюдается, крайне важно понимать, что при любом исходе событий, государству не удастся избежать глобальной гуманитарной катастрофы, масштабы которой с каждым днем заметно увеличиваются.

В этой связи, сирийский конфликт может быть разрешен, если международное сообщество, а прежде всего, Совет Безопасности ООН направит все свои силы для общего комплексного решения, в деталях раскрывающего поэтапный план выхода из создавшейся сложной и запутанной ситуации, а также рассмотрит варианты существования сирийского народа в долгосрочном периоде. Кроме того, следует наладить обострившиеся международные дипломатические отношения между государствами, что станет первым шагом на пути к приведению кризиса в норму.

 

 

Ссылки, которые Вы можете использовать:

 

1. Устав ООН http://www.un.org/ru/documents/charter/

2. Институт ООН по исследованию проблем разоружения unidir.org

3. Стокгольмский международный институт исследований по проблемам мира sipri.org

4. Управление по координации гуманитарных вопросов ООН http://www.un.org/ru/humanitarian/assistance/

5. Международная кризисная группа crisisgroup.org

6. Международный институт стратегических исследований http://www.iiss.org/

7. Институт по освещению войны и мира iwpr.net

8. Карта действующих миротворческих миссий ООН http://www.un.org/en/peacekeeping/operations/current.shtml

9. Агентство Small Arms survey http://smallarmssurvey.org/

 

Для работы вы можете использовать все текущие декларации и конвенции ООН.

 

Написание тезисов

Написание тезисов является неотъемлемой частью регистрации. Эта краткая справка поможет вам в их написании. Под тезисами (эссе) понимается изложение вашего видения поставленной проблемы в виде небольшой аналитической работы. Для успешного выполнения работы необходимо соблюдение следующих правил:

1. Times New Roman, 12-14 шрифт, полуторный интервал, выравнивание по ширине.

2. Объем работы не должен превышать 3 страницы печатного текста.

3. Тезисы должны состоять из трёх частей: вступления, основой части и заключения.

4. Ваши тезисы должны быть понятными и точными.

5. Все идеи должны быть аргументированы и подкреплены примерами.

Данное эссе пишется для проверки ваших знаний по поставленной проблеме. Хорошо составленное эссе поможет вам в дальнейшем при составлении позиции страны. Теперь что касается содержательных рекомендаций:

  • Не бойтесь выражать свое собственное мнение.
  • Избегайте перечисления фактов.
  • Приводите конкретные предложения по решению проблемы.

В основной части изложите и аргументируйте свою точку зрения по проблеме. Можете представить другие точки зрения, но покажите почему вы с ними не согласны. Введение и заключение должны быть приблизительно одинаковыми по объему, основная часть должна состоять минимум из двух абзацев. Обязательно уделите внимание логической связи текста.

 

Написание резолюции

Что такое резолюция?

Резолюция – это документ, который содержит предложенные делегатами решения по повестке дня органа. Резолюция, которая еще не прошла процедуру голосования называется проектом резолюции.

Кто пишет резолюцию?

Любой делегат органа может написать проект резолюции. Автора резолюции называют спонсором. Резолюции могут иметь нескольких спонсоров.

Резолюция может содержать общие положения или побуждения к действиям по отношению к органам ООН, специализированным учреждениям ООН или государствам. Резолюция состоит из трех частей:

1) Шапка:

- название органа

- перечисление спонсоров резолюции

- перечисление подписчиков резолюции (страны, которые согласны обсуждать данный проект резолюции)

- повестка дня органа

2) Преамбула:

Перечисление причин, обосновывающих заинтересованность органа и международного сообщества в решении вопроса, который стоит на повестке дня. Может содержать в себе:

- упоминание резолюций ООН, соглашений и конвенций, относящихся к обсуждаемому вопросу;

- перечисление шагов, которые предпринимаются на региональном и национальном уровнях, уровне неправительственных организаций;

- ссылки на статьи Устава ООН и другие акты международного законодательства;

- заявления Генерального секретаря ООН или органов/агентств ООН;

- общая информация или факты по вопросу повестки дня, их важность и значение

Пункты преамбулы отделяются друг от друга запятой.

Основная часть резолюции

Эта часть резолюции содержит конкретные шаги, предложенные спонсорами резолюции для решения вопроса повестки дня. Пункты должны быть организованы в логической последовательности и идти под номерами. Если необходимо более подробно описать пункт основной части резолюции, рекомендуется использовать маркированный список. Пункты отделяют друг от друга точкой с запятой. В конце последнего ставят точку.

Важно помнить!

  • Резолюция – это одно предложение, где подлежащее – название органа, а сказуемые – пункты основной части резолюции.
  • Резолюция должна содержать решения, выполнение которых реально в фактических условиях.
  • Если в основной части резолюции Вы предлагает создать новый комитет, комиссию или рабочую группу, то обязательно нужно указать источник их финансирования. Прежде чем создавать новый орган, убедитесь, не дублирует ли он уже существующие.
  • Резолюции всех органов ООН носят рекомендательный характер. Только резолюции Совета Безопасности обязывают к действию.

 

 

Совет безопасности

На сегодняшний день в совет безопасности входят 5 постоянных и 10 непостоянных членов (постоянные обладают правом вето). Это значит, что совет безопасности примет 15 делегатов и 2 наблюдателей.

 

Постоянные члены:

  •   Великобритания
  • КНР
  •   Россия
  •   США
  •   Франция

Непостоянные члены:

Австралия Азербайджан
Израиль Аргентина
Марокко   Люксембург
Пакистан   Руанда
Того    Республика Корея

 

Наблюдатель:

Святой престол (Ватикан)

О́стров Мэн


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: