Пранаяма — это больше чем просто дыхательные упражнения. Она подразумевает прежде всего стимуляцию, гармонизацию и усиление скрытой энергии жизненной силы — праны. Без праны нет жизни. Прана — проводник сознания и энергия материи. Цель практики пранаямы — овладеть движением праны внутри нас (см. ее. 103—108, где дается описание практики пранаямы).
Прана постоянно подпитывает нас, попадая в организм с пищей и воздухом, мы также все время расходуем ее в физическом действии, усилии ума, при переживании эмоций. Если мы расходуем больше, чем получаем, появляется усталость, которая может привести к заболеванию. Основная цель пранаямы — обеспечить соответствующую энергетическую подпитку с помощью дыхательных упражнений. Благодаря пранаяме мы развиваем способность получать больше праны из воздуха, что значительно поднимает уровень физической и ментальной энергии. Наши легкие и нервная система должны быть в достаточно хорошей форме — иначе излишек праны станет опасным и может привести к нарушению физического и ментального равновесия.
Физиологическая цель пранаямы заключается в улучшении снабжения организма кислородом, в очищении крови и лимфоузлов. Дыхание имеет два аспекта. Внешний — газообмен между кровью и воздухом в легких — и внутренний — газообмен между кровью и каждой клеткой организма. Когда мы производим с помощью легких вдох, клетки наполняют венозную кровь углекислым газом. При выдохе клетки потребляют кислород, разносимый кровью. Для того чтобы очистить каждую клеточку нашего организма и снабдить ее необходимым количеством кислорода, мы должны полностью задействовать наши легкие. Чем глубже мы дышим, тем больше кислорода поглощаем. Этот процесс оживляет каждую клетку человеческого организма, всех его жизненно важных органов, нервной системы, способствует улучшению их работы. Мы становимся здоровее.
Принося клеткам кислород, в котором они нуждаются для усвоения питательных веществ, пранаяма способствует развитию физической и ментальной энергии, что и становится основой хорошего здоровья и спокойного состояния разума. Глубокое дыхание — генератор энергии. Если дыхание неправильное, неритмичное, трудно поддерживать в норме процессы метаболизма. Энергия, которую мы расходуем на физическую и умственную деятельность, забирает силы и ослабляет все наши внутренние органы. Обеспечивая себя энергией про запас, мы будем иметь достаточные энергетические резервы для умственной, творческой, общественной и профессиональной работы. Этого можно добиться разумной диетой и ритмичным глубоким дыханием. Если мы ежедневно занимаемся расширением возможностей своих легких, наше обычное нормальное дыхание становится более глубоким и полным.
Один из аспектов, который мы незаслуженно обходим вниманием, — связь дыхания с нашими эмоциями. Когда мы расстроены или взволнованны, ритм дыхания нарушается. Вдох-выдох становится коротким и розним или тяжелым и трудным. Мы можем справиться с: нашими эмоциями простым регулированием дыхания. Достаточно сделать глубокий вздох и медленный выдох, чтобы парасимпатическая нервная система ответила расслаблением. Занятия пра-наямой приводят к спокойному состоянию ума, из которого человека нелегко вывести на крайние, непредсказуемые эмоциональные реакции. Контролируя поток дыхания, мы добиваемся гармонии и покоя рассудка.
Ступень пятая: Пратьяхара
Несмотря на то что есть по крайней мере два специальных упражнения по развитию пратьяхары (самукхи-мудра см. с. 64) и шавасана (см. с. 70), прежде всего ее развитию способствуют правильно выполненные асаны и дыхательные упражнения. Пратьяхара означает отстраненность, отвлеченность чувств от восприятия мира. Это непременное условие для достижения успехов в практике как асаны, так и пранаямы. Именно благодаря этим упражнением йог добивается необходимой отстраненности. Способность поддерживать ясное сознание и направлять внимание в свой внутренний мир приводит к тому, что йог может начинать эффективно медитировать. Когда йог развивает эту способность, практика медитации становится для него более легкой. Те же, кому не удалось добиться должной отрешенности, находят йоговские медитативные техники трудными и малорезультативными. Неподготовленное сознание воспримет медитацию как скучный и фрустрирующий опыт. Такие состояния сознания сами по себе не являются помехой медитации, но многим ученикам нелегко их принять. Если йогин добивается нужного равновесия в асане и спокойствия в пранаяме, ему уже гораздо легче принять также медитацию.






