Дхарана — первая фаза медитации. Чем успешнее были замятия асаной, пранаямой и пратьяхарой, тем продуктивнее будут занятия медитацией. Многочисленные методики по дхаране сводятся к одному принципу: использование какого-либо объекта для сужения области внимания и для концентрации ее на этом объекте (см. ее. 110—112). Такие объекты подразделяются на две категории: те, которые могут быть реально восприняты, и те, чей образ нужно вообразить, представить. Работа с первой категорией более результативна, так как речь идет о предметах, являющихся частью нашего жизненного опыта, и нам легко их представить без всяких домыслов. Цель йоги — не изобрести нечто, но так сфокусировать внимание, чтобы увидеть предмет во всех его самых глубоких, полных и тончайших аспектах.
Доступная и распространенная техника — концентрация на дыхании. Когда йогин сосредотачивается на дыхании, он отслеживает весь процесс с нижней части живота. Это не только дыхательный центр, но и средоточие всего нашего существа. Нижняя часть живота — область нахождения праны, нашей жизненной энергии. Сидя в асане и концентрируя внимание на области ниже пупка, мы объединяем свои физическое, энергетическое и ментальное тела, осознавая, что именно там находится их общий центр.
В практике дхараны важно найти равновесие. Разум должен быть подобен натянутой тетиве. Если натянуть слишком туго, она, тетива, может лопнуть, если ослабить напряжение — провиснет. Не требуется во что бы то ни стало концентрировать внимание на дыхании. Просто нужно представлять некие границы, внутри которых мы трансформируем энергию нашего разума в концентрацию и поглощенность. Не стоит бороться с естественным блужданием разума, стараясь пресекать мысли и чувства и воспринимать внешние раздражители как помехи. Практикующий дхарану должен принять за правило не отвергать ни единого движения своего разума, идущего как изнутри, так и извне. Мы используем нечто как объект созерцания, используем не для отвлечения нашего внутреннего и внешнего опыта, а как средство концентрации, чтобы лучше прочувствовать богатство каждого мгновения.
Дхарана— средство развития ума, она помогает сфокусировать внимание и добиться глубокой концентрации. Мы сможем останавливать блуждание мыслей и возвращаться в состояние сосредоточенности. По мере овладения дхараной мы научимся «перехватывать» такое состояние в самом начале. Вскоре мы станем замечать возникновение любой, даже единственной мысли и научимся немедленно возвращаться к своему «зерну» — объекту созерцания, не дожидаясь, пока эта мысль вызовет цепочку ассоциаций. Вероятно, что мы сумеем различать даже импульс, вызывающий мысль, и тут же возвращаться к объекту концентрации, добиваясь еще более глубокого уровня внимания, так как мы не расходуем энергию на поток мыслей. Именно тогда дхарана начинает переходить в дхьяну и практика концентрации приносит конкретные плоды.
Ступень седьмая: Дхьяна
Дхьяна является логичным продолжением дхараны, и ею можно овладеть, лишь научившись дхаране. Когда мы приобрели способность фокусировки внимания на каком-либо объекте, энергия нашего тела объединяется с энергией нашего разума. Такое единение физической и ментальной энергий позволяет освободиться от обычного беспрестанного внутреннего монолога и расширяет сознание, придавая ему новое свойство — способность ощущать глубокий покой и удивительную радость одновременно. На этом уровне объект медитации исследуется продолжительным умственным усилием, в котором объединены ментальные энергии, обнаруживающие свои истинные природные качества. В обычной жизни любая ситуация или любой предмет могут полностью завладевать нашим вниманием, приводя нас в состояние дхьяны.
Состояние дхьяны возникает, когда энергия, порожденная дхараной, пронизывает выбранный предмет или мысль и объединяется с энергией вселенной. При этом предмет медитации является кратковременным средоточием вселенной. В каждодневной жизни это качество сознания, при котором внимание сконцентрировано для глубокого, но не всестороннего изучения, чаще всего сопутствует бездействию (например, когда мы расслабляемся естественно, без всякого специального намерения, или стоим в очереди, или выполняем какое-то действие автоматически — скажем, ведем автомобиль). Иногда благодаря медитативным практикам мы добиваемся достаточной концентрации энергии и приходим в состояние столь глубокого равновесия и покоя, что в нашем сознании спонтанно распускается цветок дхьяны. Бывает, это секундное озарение, бывает — «цветение» длится несколько дней или даже недель. Мы входим в это состояние в период отдыха от наших занятий, когда разум свободен от концентрации на ненужном. Нас охватывают покой, радость жизни, довольство.
Если дхьяна возникла спонтанно и наше умение сосредоточиваться достаточно развито, становится возможным приходить в такое состояние по желанию. Мы можем быстро перейти от дхараны к дхьяне. Переход от фрагментарного сознания к состоянию глубокой поглощенности происходит сознательно. Однако это достигается только при длительной подготовке и серьезном отношении к занятиям.






