Филиал Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова в городе Ташкенте
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №6
«Отчуждение»
Выполнили: студентки 1 курса
факультета психологии
группы П1-09
Абдурохмонова Гавхар
Гусейнова Ирана
Приняла: доцент Усманова Эльмира
Зиядовна
ТАШКЕНТ
2010
1. Цель методики: определениестепени, в которой человек испытывает отчуждение – утрату смысла, ценностей – в той или иной сфере своей жизни.
2. Описание методики: методика состоит из утверждений, которые описывают различные стороны нашей жизни. Для каждого утверждения необходимо обвести цифру, соответствующую степени согласия испытуемого с этим утверждением:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
совершенно не согласен | скорее не согласен | нечто среднее | скорее согласен | совершенно согласен |
Пример:
№ | ВОПРОСЫ | совершенно не согласен | скорее не согласен | нечто среднее | скорее согласен | совершенно согласен | ||
1 | В современном обществе нет по-настоящему достойных целей и ценностей | 1 | 2
| 3 | 4 | 5 | ||
2 | Жизнь людей полностью зависит от решений политиков | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
3 | Люди занимаются общественной работой только ради получения власти | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
4 | Меня восхищают акции протеста, полные опасности и драматизма | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
5 | В нашей стране невозможно чего-либо добиться | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | Вся моя жизнь подчинена общественным требованиям и нормам | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
7 | Как искренне ни стремятся люди преобразовать общество, к лучшему оно всё равно не меняется | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
8 | Жить, никогда не нарушая никаких законов и правил, слишком скучно | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
9 | Наши законы настолько несправедливы, что я не хочу иметь с ними дела | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
10 | Один человек ничего не может изменить в общественных устоях. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Обработка результатов.
Для того, чтобы получить итоговый балл по каждой сфере отчуждения, необходимо сложить цифры, обведённые в качестве ответов на утверждения, список номеров которых перечислен под названием соответствующей шкалы.
Таблица №1
Шкала | Сумма | Стен |
Отчуждение от общества: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 15; | ||
Отчуждение от учёбы: все с 17 по 32 включительно; | ||
Отчуждение в межличностных отношениях: все с 33 по 48 включительно; | ||
Отчуждение в семье: 49, 50, 51, 52, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 63, 64; | ||
Отчуждение от собственной личности: все с 65 по 80 включительно; | ||
Общий уровень отчуждения: сумма показателей по 5 предыдущим шкалам. |
Переведите полученные баллы в стены (нормы получены на выборке московских школьников 10-11 классов и студентов 2 курса – всего 112 человек). Для этого найдите, в какой интервал попадает Ваш балл по каждой шкале и запишите номер полученного интервала (стена) справа от соответствующей суммы.
|
|
Таблица №2
Стен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Отч. от общества: | <= 14 | 15-18 | 19-21 | 22-25 | 26-28 | 29-32 | 33-35 | 36-38 | 39-42 | >= 43 |
Отч. от учёбы: | <= 22 | 23-28 | 29-33 | 34-38 | 39-43 | 44-48 | 49-54 | 55-59 | 60-64 | >= 65 |
Отч. в межличн. отн.: | <= 25 | 26-29 | 30-34 | 35-38 | 39-42 | 43-47 | 48-51 | 52-55 | 56-59 | >= 60 |
Отч. в семье: | <= 18 | 19-22 | 23-26 | 27-30 | 31-35 | 36-39 | 40-43 | 44-47 | 48-52 | >= 53 |
Отч. от собств. личн.: | <= 22 | 23-27 | 28-32 | 33-37 | 38-42 | 43-47 | 48-52 | 53-57 | 58-62 | >= 63 |
Общий уровень отч. | <= 122 | 123-140 | 141-158 | 159-176 | 177-194 | 195-212 | 213-230 | 231-248 | 249-266 | >= 267 |
Интерпретация результатов
Для того, чтобы проинтерпретировать полученное значение в стенах по каждой шкале, воспользуйтесь таблицей:
Таблица №3
Стен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Уровень отчуждения: | низкий | несколько ниже среднего | средний | несколько выше среднего | высокий |
Анализ результатов и их обсуждение
В нашем исследовании участвовало 6 испытуемых.
Таблица №4
Сведения об испытуемых
№ | Испытуемый | Пол | Возраст | Образование |
1 | Лиля | женский | 18 | среднее |
2 | Замира | женский | 20 | среднее |
3 | Ирана | женский | 25 | среднее |
4 | Азиза | женский | 53 | высшее |
5 | Юля | женский | 33 | среднее-специальное |
6 | Таня | женский | 58 | высшее |
Проведенная методика выявила следующие данные:
Таблица №5
Результаты испытуемых по методике «Отчуждение»
№ | Отчуждение от общества | Отчуждение от учебы | Отчуждение в межличностных отношениях | Отчуждение в семье | Отчуждение от собственной личности | Общий уровень отчуждения | |
1 | Лиля | 31 | 31 | 35 | 31 | 43 | 171 |
2 | Замира | 31 | 46 | 65 | 58 | 59 | 259 |
3 | Ирана | 20 | 24 | 25 | 33 | 29 | 131 |
4 | Азиза | 42 | 48 | 62 | 45 | 68 | 265 |
5 | Юля | 26 | 40 | 51 | 43 | 54 | 214 |
6 | Таня | 25 | 38 | 35 | 32 | 39 | 69 |
Переведем полученные баллы в стены.
Таблица №6