Гомофонно-гармонический склад

Подголосочность и гетерофония

Изложение характерное для народной музыки. Особый вид многоголосия при котором кроме основного (ведущего) голоса существует еще один или несколько подчиненных (подголоски).

В гетерофонии вариантный голос равен ведущему.

Полифония — это особый вид многоголосия с сочетанием индивидуальных голосов, равноправных либо подчиненных. В полифонии главное значение имеет горизонтальное движение, а не вертикальное, а также самостоятельность голосов и развития мелодии. Наибольшее развитие полифония достигла в музыке И. Баха 17века.

Гомофонно-гармонический склад

Подразумевает наличие мелодии и подчиненных ей голосов (гармония) изложенных в виде аккомпанемента. В этом складе есть мелодия, гармония и бас.

Кроме вышеперечисленных, в музыке существует целый ряд смешанных фактур.

                                            ТЕМА 1.

                                ЧЕТЫРЁХГОЛОСИЕ.

Итак. Гармония изучает аккорды. Они состоят из аккордовых звуков, а наложение неаккордовых звуков приводит к новым аккордам.

Аккорд – это созвучие из трёх, четырёх или пяти звуков, различных по высоте и названиям. В основном виде звуки расположены по терциям, остальные аккорды это обращения, полученные путём октавных перемещений. Аккордовые звуки называются снизу вверх: прима, терция, квинта, септима, нона.

Хоральное изложение подразумевает четырёхголосие (сопрано, альт, тенор, бас). Голоса располагаются по 2 на одном нотоносце. На верхнем сопрано и альт, а на нижнем тенор и бас. Поскольку в трезвучии только 3 звука, то возникло правило:

 

                                                                                                                              В трезвучиях удваивается основной тон (прима) 

Иначе говоря, происходит удвоение БАСА, тона на котором строится трезвучие. В аккорде получается 2 примы, 1 терция и 1 квинта.

Мелодическое положение трезвучия определяется тем, какой тон находится в верхнем голосе. Трезвучие может быть взято в мелодическом положении основного тона, терцового, либо квинтового.

 

Расположение трезвучия бывает тесным или широким.

В тесном расположении аккордовые тоны 3-х верхних голосов(S,A,T) – это ближайшие аккордовые звуки, начиная от верхнего вниз. Расстояние между ними только терция или кварта, но не больше!!!

В широком расположении тоны 3-х верхних голосов идут через один аккордовый звук, начиная от верхнего вниз. Расстояние между ними только квинта или секста, ни больше, ни меньше!!!

А вот, расстояние между Тенором и Басом может быть от унисона до 2-х октав.

 

Перемещением аккорда называется его повторение в измененном виде. Перемещение меняет мелодическое положение или расположение аккорда - или и то, и другое одновременно.

При смене только мелодического положения заметных изменений в характере аккорда не происходит. При смене баса характер гармонии может значительно меняться.

                                                                                                                               При соединении аккордов необходимо избегать перекрещивания соседних голосов!  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: